Новости
Тема: Проверки и ответственность, Таможенное дело, Трансфертное ценообразование

Новые аспекты контроля за трансфертным ценообразованием: зоны особого внимания налогоплательщика

Внесение Законом № 72 изменений в Налоговый кодекс, в частности в ст. 39, является планомерной поступью на пути к имплементации международной практики контроля за трансфертным ценообразованием (далее — ТЦ) и результатом практического применения этих норм в Украине.

Указанные изменения определяют более четкие правила действий налогоплательщика и контролирующего органа по оценке рыночности уровня цен, которые применялись в контролируемых операциях, и расширяют понятие ТЦ по системе определения обычных цен до понятия определения объема обложенной налогом прибыли в соответствии с принципом «вытянутой руки», которое применяется в мировой практике по ТЦ.

Рассмотрим основные аспекты изменений, внесенных в Налоговый кодекс, которые заслуживают особого внимания налогоплательщика при проведении контролируемых операций, в том числе учитывая то, что их результатом будут соответствующие меры контролирующих органов.

Обоснование рыночности уровня цен

Плательщикам, которые проводили контролируемые операции в 2013 и 2014 гг., необходимо иметь обоснование рыночности уровня цен, которые применялись в таких операциях.

С 01.01.2015 г. обоснованию согласно изменениям, внесенным Законом № 72, подлежит соответствие условий проведенной операции принципу «вытянутой руки».

Во-первых, такое обоснование необходимо с целью подготовки ответов на запросы контролирующих органов о предоставлении документации, и во-вторых, — с целью доказательства рыночности условий осуществленных контролируемых операций при проведении проверок. Обновленные нормы ст. 39 Налогового кодекса (пп. 39.4.3 п. 39.4) содержат четкие требования к налогоплательщикам, которые осуществляют контролируемые операции, относительно ведения и хранения документации по ТЦ. То есть в течение всего отчетного периода плательщик уже должен сознательно готовиться к обоснованию выбора метода определения цены, информационных источников и т. п. А учитывая то, что контролируемые операции осуществляются между взаимосвязанными лицами, любые негативные результаты проверки, проведенной контролирующим органом, непременно создадут проблемы для других сторон — участников таких операций.

Несмотря на наличие отдельных норм ст. 39 Налогового кодекса, которые, по мнению некоторых экспертов, имеют общий характер, что усложняет применение правил ТЦ, конкретность законодательных норм и нормативных актов по налоговому контролю не оставляет сомнения в необходимости постоянного контроля предприятием за операциями, которые по признакам (критериям) подпадают под определение контролируемых.

С целью недопущения ситуации, когда только перед предельным сроком представления Отчета о контролируемых операциях (далее — Отчет) перед предприятием стоит вопрос наличия контролируемых операций и необходимости определения рыночности цен в проведенных операциях (для 2014 г.) или соответствия условий проведенных операций принципу «вытянутой руки», целесообразным является создание мониторинг-системы всех операций. Это позволит не пропустить (учитывать) операции со связанными лицами, определив уровень наличия полной и всесторонней информации, определять факторы и критерии, влияющие на ценообразование, и в случае необходимости сделать соответствующие корректировки цен.

Определение связанности лиц

Новыми являются нормы пп. 14.1.159 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, которыми расставлены акценты относительно практических ситуаций определения связанности лиц и действий контролирующего органа в данном направлении.

Так, в частности, определено наличие связанности лиц для физического лица и юридического лица в случае получения юридическим лицом от физического лица или под его гарантии финансовой помощи в виде кредитов (займов), объемы которых в 3,5 раза превышают сумму собственного капитала.

Также установлена возможность для плательщиков, являющихся сторонами хозяйственной операции, самостоятельно определять себя связанными лицами для целей налогообложения при наличии обстоятельств, прямо не предусмотренных вышеуказанным подпунктом. Данная норма целиком логична и фактически следует из права контролирующего органа, законодательно определенного пп. 20.1.40 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса, доказать в судебном порядке наличие практического контроля одного физического или юридического лица за бизнес-решениями другого юридического лица.

Важным является введение нормы о порядке и основаниях признания юридических лиц связанными в случае прямого или опосредованного участия государства, что позволит избежать большинства споров, учитывая значимость данного вопроса.

Расчет диапазона и медианы диапазона цен (рентабельности)

Учитывая то, что плательщик налога для расчета цены может использовать метод, который обоснованно не будет приниматься контролирующим органом, крайне важным является внимательное отношение к расчету диапазона цен или рентабельности.

Поскольку самостоятельная корректировка цен для целей ТЦ имеет экономический аспект, то есть должна быть выгодной для сторон операцией, балансирование на границе диапазона может иметь для плательщиков крайне негативные последствия. Это подкреп-ляется нормой пп. 39.5.2.23 пп. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Налогового кодекса о возможности использования материалов и сведений, полученных при осуществлении мер налогового контроля относительно контролируемых операций, в проверках других лиц — сторон таких операций. К тому же введение новой нормы и использование (применение), в частности, контролирующим органом медианы диапазона практически приведет к более существенной разнице в увеличении объекта налогообложения по сравнению с тем уровнем цен, который плательщик расчетливо будет определять самостоятельно.

В случае если рассчитанные плательщиком диапазон цен или диапазон показателя рентабельности все-таки не соответствуют рыночным условиям, расчет медианы диапазона будет действенным рычагом дисциплинирования и существенным механизмом обеспечения соответствия цены (условий) операции принципу «вытянутой руки».

Обоснование необходимости (целесообразности) операций с нерезидентами из низконалоговых юрисдикций

Формальное право получать от плательщика документацию о контролируемых операциях в новых нормах подкреплено возможностью более подробного и углубленного ознакомления со всеми тонкостями принятия решений должностными лицами и работниками плательщика налога при помощи проведения опроса. Это право будет использоваться контролирующим органом при осуществлении функционального и экономического анализа для детализации составляющих управленческих и исполнительских решений и действий налогоплательщика, а также в ходе проверок.

Указанное также усиливается новой нормой пп. 39.2.1.5 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса, согласно которой более конкретно определены условия отнесения совокупности операций к контролируемой в случае наличия при осуществлении такой операции цепи предприятий, которые не выполняют существенных функций и не используют существенных активов, а также не несут существенных рисков. При этом указанной нормой определено, что под существенными понимают функции и активы, связанные с приобретением (продажей), которые связанные лица не смогли бы выполнить самостоятельно в обычной деятельности, а также риски, связанные с такими операциями, принятие которых обязательно для деловой практики таких операций.

Химический состав продукции в контролируемых операциях

Учитывая очень широкий спектр продукции, которая по своим характеристикам однотипна и/или подобна, существенно усложняется определение цен/рентабельности, поскольку практически каждый производитель такой продукции считает ее уникальной. С целью недопущения необоснованного влияния таких показателей на уровень цен или показатель рентабельности контролируемых операций новой нормой Налогового кодекса (пп. 39.2.2.8 пп. 39.2.2 п. 39.2 ст. 39) установлено ограничение возможности отклонения составляющих химического состава продукции в пределах нормативов, определенных техническими и технологическими стандартами, более чем на 5% в сторону уменьшения или увеличения такой цены или рентабельности.

Операции с товарами, имеющими биржевую котировку

Исключены нормы Переходных положений Налогового кодексаоб особенностях определения цен во внешнеэкономических операциях на отдельные товарные позиции. Вместо этого пп. 39.2.1.3 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса содержит оптимальный подход к определению цен в контролируемых операциях с нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях, относительно товаров, имеющих биржевую котировку.

Установление соответствия условий операций с такими товарами принципу «вытянутой руки» осуществляется методом сравнительной неконтролируемой цены, а определение наиболее сопоставимой цены осуществляется с использованием средней цены таких товаров, сложившейся на товарной бирже за предыдущую декаду.

Данная норма содержит оговорку (условия) относительно использования плательщиком другого метода, нежели метод сравнительной неконтролируемой цены. Согласно этим условиям налогоплательщик должен предоставить письменную информацию обо всех связанных лицах, которые принимали участие в контролируемой операции, по цепи вплоть до первого несвязанного контрагента с указанием данных об уровне их показателей рентабельности согласно выбранному методу.

Необходимость выполнения требований относительно предоставления вышеуказанной информации усиливается правом контролирующего органа в случае ее неполучения самостоятельно определить уровень цены контролируемой операции методом сравнительной неконтролируемой цены.

Продажа товаров через комиссионера-нерезидента

Введение нормы пп. 39.2.1.1 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса о признании контролируемыми хозяйственных операций по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов ставит перед налогоплательщиками ряд существенных, в том числе организационных, вопросов. В частности, об обязательном наличии информации о коммерческих и финансовых условиях операции между комиссионером и покупателем для определения соответствия условий проведенной операции принципу «вытянутой руки».

Кроме того, в случае искусственности построения схемы проведения такой хозяйственной операции указанная норма призвана не допустить использование операций по продаже товаров через комиссионера-нерезидента в качестве схемы выведения точки прибыли за пределы Украины.

Приоритетность применения методов

Необходимо обратить внимание на требования пп. 39.3.2.1 пп. 39.3.2 п. 39.3 ст. 39 Налогового кодекса относительно приоритетности применения налогоплательщиком методов установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки». Несмотря на определение приоритетности применения метода сравнительной неконтролируемой цены, устанавливается порядок и последовательность применения других методов и приоритетность такого применения.

Так, в случае невозможности применения метода сравнительной неконтролируемой цены и возможности с одинаковой надежностью применения других методов плательщику следует применять метод цены перепродажи или метод «расходы плюс» как согласно выводам международных практик ТЦ дающих более корректный и точный результат расчета.

В любом случае выбор метода может осуществляться с учетом дальнейшего его анализа контролирующим органом с возможностью обоснования того, что использованный налогоплательщиком метод не является наиболее целесообразным.

Перечень государств (территорий): новые подходы

Обновленная редакция пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса определяет критерии, которые учитываются при определении Кабинетом Министров Украины перечня государств (территорий) регистрации нерезидента, являющегося стороной контролируемой операции.

Так, кроме критерия внесения государства (территории) в перечень относительно ставки налога, которая на 5 и больше процентных пунктов ниже, чем в Украине, содержащегося в предыдущей редакции, добавились критерии относительно государств (территорий), которые не раскрывают в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц и государства, в договорах с которыми отсутствуют положения об обмене информацией.

Такая детализация критериев внесения в перечень привела к исключению нормы об обязанности плательщика подавать справку об уровне фактической уплаты налога его контрагентом-нерезидентом, которая была проблемной в применении. Одновременно усилены требования к плательщику относительно анализа наличия страны (территории) регистрации контрагента в данном перечне.

Использование источников информации

Отмена нормы о наличии определенного перечня источников информации приводит не только к свободе выбора налогоплательщиком информационного источника, который, по его мнению, наиболее приемлем для проведения анализа, но и к возможности контролирующего органа использовать другие источники, доказав при этом, что такие источники дают высший уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий операции (пп. 39.5.3.2 пп. 39.5.3 п. 39.5 ст. 39 Налогового кодекса).

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости последовательных, сбалансированных действий предприятия и других участников группы, без которых действенный анализ и контроль относительно ТЦ на предприятии практически невозможен. Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика построения четкого механизма (стратегии) отслеживания цепи движения товарно-денежных потоков между связанными лицами приведет к возникновению нарушений, достоверность выявления которых становится практически неотвратимой, в том числе в связи с увеличением срока давности по проверкам контролируемых операций до 2555 дней, то есть до 7 лет.

 

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42