Акциз

Изменения в декларировании акцизного налога

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Законом № 71, которыми, в частности, установлено, что плательщиками акцизного налога (далее - плательщик) являются:

лицо, которое производит подакцизные товары (продукцию) на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья;

лицо - субъект хозяйствования, которое ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины;

физическое лицо - резидент или нерезидент, которое ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, согласно таможенному законодательству;

лицо, которое реализует конфискованные подакцизные товары (продукцию), подакцизные товары (продукцию), признанные бесхозными, подакцизные товары (продукцию), за которыми не обратился собственник до конца срока хранения, и подакцизные товары (продукцию), которое по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства, если эти товары (продукция) подлежат реализации (продаже) в установленном законодательством порядке;

лицо, которое реализует или передает в собственность, пользование или распоряжение подакцизные товары (продукцию), ввезенные на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законом в соответствии с п. 213.3 ст. 213 этого Кодекса;

лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих освобож-дение от налогообложения, в случае нарушения таких требований;

лицо, на которое возлагается выполнение условий целевого использования подакцизных товаров (продукции), на которые установлена ставка налога 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта, 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов, в случае нарушения таких условий;

лицо, на которое при осуществлении операций с подакцизными товарами (продукцией), не подлежащими налогообложению или освобождаемыми от налогообложения, возлагается выполнение условий целевого использования подакцизных товаров (продукции) в случае нарушения таких условий;

лицо - субъект хозяйствования розничной торговли, осуществляющее реализацию подакцизных товаров;

оптовый поставщик электрической энергии;

производители электрической энергии, которые имеют лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продают ее вне оптового рынка электрической энергии;

лицо - владелец ввезенного на таможенную территорию Украины грузового транспортного средства, переоборудуемого в легковой автомобиль, с которого взимается акцизный налог.

С целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Налоговым кодексом согласно п. 46.5 ст. 46 этого Кодекса разработан и утвержден приказ № 14 (вступил в силу 30.01.2015 г.), которым, в свою очередь, утверждены форма декларации акцизного налога и Порядок ее заполнения и представления.

Вместе с тем в связи со вступлением в силу приказа № 14 утратили силу приказы № 1026 и № 1030.

В соответствии с п. 46.1 ст. 46 Налогового кодекса налоговая дек-ларация, расчет - это документ, представляемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства. Приложения к налоговой декларации является ее неотъемлемой частью.

Согласно ст. 223 вышеуказанного Кодекса базовый налоговый период для уплаты акцизного налога соответствует календарному месяцу. Дек-ларация акцизного налога (далее - декларация) составляется и представляется плательщиком ежемесячно не позднее 20 числа следующего отчетного периода.

При этом плательщики заполняют и представляют разделы и приложения к декларации только по тем операциям, которые они осуществляют и по которым у них возникают налоговые обязательства по уплате акцизного налога.

Декларация представляется в контролирующий орган по месту регистрации такого плательщика.

Местом регистрации плательщика, являющегося субъектом хозяйствования розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров, является местонахождение пункта продажи товаров.

Обращаем внимание плательщиков налогов - субъектов хозяйствования розничной торговли, осуществляющих реализацию подакцизных товаров, на то, что такие плательщики заполняют только раздел Ґ и приложение 6 к декларации и представляют их в контролирующий орган по местонахождению пункта продажи товаров. С целью правильного распределения сумм акцизного налога по розничной реализации подакцизных товаров местными бюджетами раздел Ґ (код операции Ґ2) и приложение 6 к декларации связаны с кодами административных единиц в соответствии с Классификатором объектов административно-территориального устройства Украины (далее - КОАТУУ).

Таким образом, представлять декларацию необходимо в контролирующий орган, обслуживающий административно-территориальную единицу (по коду КОАТУУ), на которой расположен пункт продажи подакцизных товаров, а именно:

субъекты хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами, которые имеют один или несколько пунктов продажи товаров, находящихся в одной административно-территориальной единице, то есть по одному коду КОАТУУ, указывают адреса пунктов продажи товаров в графе 07 титульного листа декларации и заполняют приложение 6 к декларации согласно этому коду КОАТУУ. При этом в контролирующий орган, обслужива-ющий административно-территориальную единицу по данному коду КОАТУУ, представляется дек-ларация с одним приложением 6 к декларации;

субъекты хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами, имеющие несколько пунктов продажи товаров, которые находятся в разных административно-территориальных единицах, то есть имеют разные коды КОАТУУ, однако эти административно-территориальные единицы обслуживаются одним контролирующим органом (например, объединенная ГНИ, или городская ГНИ, обслуживающая несколько районов города), указывают адреса пунктов продажи товаров в графе 07 титульного листа декларации и заполняют приложение 6 к декларации отдельно по каждому коду КОАТУУ. При этом в один контролирующий орган, обслуживающий соответствующие административно-территориальные единицы с разными кодами КОАТУУ, представляется одна дек-ларация с соответствующим количеством приложений 6 к дек-ларации;

субъекты хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами, имеющие несколько пунктов продажи товаров, которые находятся в разных административно-территориальных единицах, то есть имеют разные коды КОАТУУ, однако при этом каждая административно-территориальная единица обслуживается отдельным контролиру-ющим органом, представляют в такой контролирующий орган, обслуживающий соответству-ющую административно-территориальную единицу по месту продажи подакцизных товаров (коду КОАТУУ), отдельную декларацию с соответствующим количеством приложений 6 к декларации. В графе 07 титульного листа к конкретной декларации указываются адреса пунктов продажи товаров, относящихся к определенной административно-территориальной единице (коду КОАТУУ).

 

Обратите внимание! В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса применение новой формы декларации (расчетов) возможно после вступления последней в силу, то есть ее обнародования, и только с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором состоялось ее обнародование. До определения новых форм декларации, вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действующими являются формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения.

 

Следовательно, отчетность по акцизному налогу за отчетный (налоговый) период - январь 2015 г. для плательщиков акцизного налога,  кроме плательщиков, определенных подпунктами 212.1.11 - 212.1.14 п. 212.1 ст. 212 Налогового кодекса, должны представляться по формам, утвержденным приказом № 1030.

Отчетность по акцизному налогу за отчетный (налоговый) период - январь 2015 г. имеют право представить по формам, утвержденным приказом № 14, плательщики, определенные подпунктами 212.1.11 - 212.1.14 п. 212.1 ст. 212 Налогового кодекса, а именно:

субъекты хозяйствования розничной торговли, которые осуществляют реализацию подакцизных товаров;

оптовые поставщики электрической энергии, производители электрической энергии, которые имеют лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по производству электрической энергии и продают ее вне оптового рынка электрической энергии;

владельцы ввезенных на таможенную территорию Украины грузовых транспортных средств, пере-оборудованных в легковые автомобили, с которых взимается акцизный налог, при условии представления документов в орган внутренних дел Украины для регистрации или перерегистрации таких транспортных средств в январе 2015 г.

Начиная с 01.03.2015 г. (за отчетный период - февраль 2015 г.) налоговые декларации по акцизному налогу должны представляться только по формам в редакции приказа № 14.

Относительно ответственности за непредставление налоговой дек-ларации акцизного налога за январь 2015 г. по форме в редакции приказа № 14, то не усматривается оснований для ее применения за непредставление такой декларации до 20.02.2015 г. (включительно) или несвоевременное представление такой декларации до 20.03.2015 г. (включительно) - граничного срока представления декларации по форме, вступившей в силу в со-ответствии с приказом № 14).

Согласно п. 36.1 ст. 36 Налогового кодекса налоговой обязанностью признается обязанность плательщика налога исчислить, задекларировать и/или уплатить ставку налога и сбора в порядке и сроки, определенные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела. Налоговая обязанность возникает у плательщика по каждому налогу и сбору (п. 36.2 этой статьи).

При этом поскольку налоговая обязанность возникает у плательщика налога с момента наступления обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает уплату им налога (п. 37.2 ст. 37 этого Кодекса), а выполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок (ст. 38 указанного Кодекса), то независимо от даты вступления в силу приказа, которым утверждается форма декларации акцизного налога, выполнение налоговой обязанности в виде уплаты в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств по акцизному налогу должно быть выполнено в установленный налоговым законодательством срок.

Последний день выполнения налоговой обязанности в виде уплаты в полном объеме акцизного налога за январь 2015 г. - 02.03.2015 г.

 

Обратите внимание!

Ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение налоговой обязанности несет налогоплательщик, кроме случаев, определенных Налоговым кодексом (п. 36.5 ст. 36 этого Кодекса).

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 49 Налогового кодекса Законом № 71, обязанность представлять декларацию акцизного налога у плательщика возникает за каждый отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию, то есть при отсутствии объектов (показателей) налогообложения в отчетном периоде декларация за такой отчетный период может не представляться. Однако эта норма не касается плательщиков акцизного налога, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию согласно законодательству. Такие плательщики обязаны за каждый отчетный период представлять налоговые декларации независимо от того, осуществляли ли они хозяйственную деятельность в отчетном периоде.

 

 

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42