Юридическая практика

Первичные документы, подписанные неуполномоченным или неизвестным лицом, не могут быть основанием для начисления налогового кредита

Судами при рассмотрении дела о правомерности принятия спорных налоговых уведомлений-решений об определении суммы налогового обязательства по НДС была принята во внимание позиция налогового органа, что первичные документы, подписанные неуполномоченным или неизвестным лицом, не могут быть основанием для начисления налогового кредита.

Суть правоотношений заключается в следующем.

Как установлено судами по делу № 2а-9771/12/2670, налогоплательщик обратился в Окружной административный суд г. Киева с иском к ГНИ об отмене налогового уведомления-решения от 23.03.2012 г.

Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 18.09.2012 г. в удовлетворении исковых требований отказано полностью. При этом суд первой инстанции исходил из того, что первичные документы, подписанные неуполномоченным или неизвестным лицом, не могут быть основанием для начисления налогового кредита при условии наличия фактов, ставящих под сомнение реальность хозяйственной операции.

Не соглашаясь с принятым судебным решением, плательщик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалованное постановление и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить полностью. При этом он ссылается на то, что суд первой инстанции вынес обжалованное решение с нарушением норм материального и процессуального права и акцентирует на том, что судом первой инстанции не были надлежащим образом исследованы все имеющиеся в материалах дела доказательства, а это привело к принятию неправильного решения.

Проверив материалы дела и всесторонне исследовав обстоятельства дела, коллегия судей сделала вывод об отказе в удовлетворении иска плательщика исходя из следующего.

Установлено, что в феврале 2012 г. работники ГНИ провели документальную внеплановую невыездную проверку плательщика по вопросам правомерности формирования налогового кредита по НДС при взаимоотношениях с контрагентом за период с 01.07.2011 г. по 30.09.2011 г. В ходе проверки налоговым органом выявлено нарушение плательщиком пунктов 198.3, 198.6 ст. 198, пунктов 201.4, 201.6, 201.8, 201.10 ст. 201 Налогового кодекса, вследствие чего занижен НДС за июль — сентябрь 2011 г. на общую сумму 2 804 586,13 грн. Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.02.2012 г. На их основании вынесено налоговое уведомление-решение формы «Р», которым плательщику увеличена сумма налогового обязательства по НДС.

Договор поставки товара

Решая вопрос о реальности заключенного между плательщиком и контрагентом договора, суд установил, что между контрагентом (поставщиком) и плательщиком (покупателем) 23.06.2011 г. был заключен договор поставки товара.

 Согласно пп. 1.1 п. 1 этого договора поставщик обязуется осуществить поставку товаров, наименование, количество и ассортименты которых указываются в счетах-фактурах и расходных накладных на каждую партию продукции, а покупатель обязуется принять эту продукцию и оплатить ее стоимость на условиях, установленных этим договором.

Сумма договора состоит из сумм стоимостей партии продукции, поставленных поставщиком в течение срока действия договора.

В соответствии с разделом 5 договора расчеты осуществляются путем банковского перевода денежных средств покупателя на банковский счет поставщика. Покупатель уплачивает предоплату в размере 100% стоимости партии продукции или оплачивает продукцию по факту поставки. Прием продукции покупателем осуществляется согласно товаросопроводительным документам.

По мнению плательщика, выполнение вышеуказанного договора подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами, расходными и налоговыми накладными. При этом плательщиком не представлены доказательства оплаты поставленных товаров на указанную сумму.

Нормами ст. 1 Закона о бухучете определено, что первичный документ — это документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление.

Согласно части первой ст. 9 этого Закона основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

В соответствии с частью второй этой статьи первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы), дату и место составления, название предприятия, от имени которого составлен документ, содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать личность, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Однако вопреки вышеуказанным требованиям плательщик не предоставил надлежащим образом оформленные первичные документы, которые бы подтверждали факт осуществления хозяйственных операций с контрагентом, что давало бы право на формирование налогового кредита за результаты хозяйственных отношений с вышеуказанным контрагентом.

 Кроме того, в соответствии с п. 1 Инструкции № 99 (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) сырье, материалы, топливо, запчасти, инвентарь, скот, семена, удобрения, инструмент, товары, основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы, денежные документы и ценные бумаги отпускаются покупателям или передаются бесплатно только по доверенности получателей.

Согласно п. 5 этой Инструкции доверенность на получение ценностей от поставщика по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или другому заменяющему их документу выдается доверенному лицу под расписку и регистрируется в журнале регистрации доверенностей.

Нормами п. 9 Инструкции № 99 определено, что лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после каждого случая доставки на предприятие полученных по доверенности ценностей независимо от того, получены ценности по доверенности полностью или частично, представить работнику предприятия, осуществляющему выписывание и регистрацию доверенностей, документ о получении им ценностей и их сдаче на склад (кладовую) или материально ответственному лицу.

Вместе с тем плательщик не предоставил доказательства выписывания доверенностей на получение товара, не указал сведения о лице, получившем от контрагента товар, а также не подтвердил документально движение полученного от контрагента
к плательщику товара.

Судебная коллегия критически оценивает имеющиеся в материалах дела доказательства продажи плательщиком аналогичных приобретенным у контрагента товаров учитывая то, что отсутствие надлежащим образом оформленных документов на получение товара не позволяет установить, что именно приобретенный у контрагента товар был в дальнейшем реализован плательщиком третьим лицам.

В соответствии с п. 198.1 ст. 198 Налогового кодекса (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту возникает при осуществлении операций, в частности по приобретению или изготовлению товаров (в том числе при их ввозе на таможенную территорию Украины) и услуг.

Согласно п. 198.6 ст. 198 Налогового кодекса не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными или оформленные с нарушением требований либо не подтвержденные таможенными декларациями (другими подобными документами согласно п. 201.11 ст. 201 этого Кодекса).

В случае если на момент проверки плательщика налога органом ГНС суммы налога, предварительно отнесенные к налоговому кредиту, остаются не подтвержденными указанными этим пунктом документами, плательщик несет ответственность в соответствии с законом.

Учитывая то, что плательщик не доказал реальность осуществления хозяйственной операции и движения товарно-материальных ценностей, а также установленное несоответствие выписанных контрагентом налоговых накладных требованиям действующего законодательства, коллегия судей сделала вывод об отсутствии у плательщика правовых оснований для формирования налогового кредита по результатам  отношений с контрагентом.

 При этом коллегией судей учитывается, что установление факта нереальности совершения хозяйственной операции не требует выяснения содержания умысла участников такой операции. Отсутствие реально совершенной хозяйственной операции и, как следствие, юридическая дефектность соответствующих первичных документов по содержанию п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса не позволяют формировать данные налогового учета независимо от направленности умысла налогоплательщиков — участников соответствующей операции.

Учитывая вышеизложенное, коллегия судей сделала вывод об отказе в исковых требованиях.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42