Интервью

Вадим ИВЧЕНКО: «Уплата налогов должна осуществляться по месту ведения хозяйственной деятельности»

Сельские общины до сих пор не чувствуют себя самостоятельными, полноправными хозяевами на своих территориях. По мнению председателей сельских советов, все «дыры», возникающие в бюджетной системе, власть и дальше старается «латать» за счет именно местных бюджетов, а не центрального. У многих общин денежных средств не хватает на самое необходимое. Бюджеты сел — дотационные. Понятно, что при таких обстоятельствах о благоустройстве, дорогах, инфраструктуре в селе, улучшении условий проживания в сельской местности речь не идет. Поэтому первая задача, давно стоящая перед государством, — перераспределение полномочий и ресурсов от органов государственной власти органам местного самоуправления. Дискуссии по этому поводу продолжаются не один год, но сделано пока немного. Сегодня актуальна реформа административно-территориального устройства, прежде всего укрупнения территориальных общин, сельских районов. Если несколько сел объединятся в одну общину, то это позволит развиваться местному самоуправлению и эффективнее управлять территориями. Прежде всего у них появится больше денежных средств, ведь не секрет, что сельские бюджеты мизерны, и председателям сельсоветов трудно решать самые элементарные проблемы своих жителей. Из-за ограниченных полномочий общин и отсутствия надлежащей инфраструктуры в селах углубляется безработица и утрачивается любая перспектива. Ежегодно с карты Украины исчезают 16 — 17 сел. Чтобы изменить жизнь к лучшему в сельской местности, нужно осуществить реальную децентрализацию и укрупнить сельские общины, убежден народный депутат Украины, представитель Ассоциации председателей сельских и поселковых советов в Верховной Раде Украины Вадим ИВЧЕНКО.


В.«Село неначе погоріло...» Эти слова Тарасом Шевченко написаны в позапрошлом столетии, но, к сожалению, не утрачивают актуальности и сегодня. И если в стране в целом происходят изменения, то в селе ситуация стала кризисной.

В. И. — Действительно, из всех органов самоуправления ныне самая тяжелая ситуация в сельских и поселковых советах. В течение последних лет у них постоянно что-то отбирали: в 2010 году забрали часть делегированных полномочий, в 2011-м — еще часть, в 2012-м отобрали землю. В результате органы местного самоуправления полностью зависят от субвенций и дотаций... Никто не развивает сельские территории, поскольку нет программы стабильного их развития. Намерения ввести на селе многоукладность закончились ничем. Люди даже не понимают, что это такое. Наоборот, принятый Закон о самозанятости позволил людям чем-то заниматься, но вместе с тем никто не собирается решать вопрос пенсионного обеспечения на законодательном уровне или же определить критерии, по которым эти лица могут заниматься, скажем, торговлей, поскольку ныне не относятся к товаропроизводителям.

В.Сейчас власть декларирует намерение развивать сельские территории. Ничего ведь не мешает осуществить это?

В. И. — Да, правительство много говорит о сельском развитии, о развитии сельских территорий. Новый министр АПК подчеркивает, что нужен социальный аспект в экономическом развитии аграрной политики. Что это означает? То, что вместе с группами поддержки ЕС нарабатывается новая модель управления аграрной сферой, где значительную роль будет играть именно сельское развитие. Сегодня это крайне важно, потому что пропасть между городом и селом в услугах, в обучении детей в школах, обеспечении сел продуктами и товарами первой необходимости чрезвычайно велика. Крайне необходимо выравнивать ситуацию. И, надеюсь, что вместе сможем достичь желаемого результата.

В.Между тем, как лет пять-шесть назад отмечали, что бюджета сельских советов хватает только на зарплату председателя и секретаря, так и сейчас во многих селах нет денежных средств, чтобы ремонтировать дороги, вывозить мусор. Некоторые общины довольно бедны. И как раз из-за этого молодежь не хочет оставаться в селе. Не имея надлежащей инфраструктуры, села постепенно деградируют и исчезают.

В. И. — Проблема же не в самих бюджетах, а в их наполнении. У нас централизована не только власть, но и бизнес. Вот, например, чуть ли не возле каждого села действуют АЗС, где работают местные люди. Они выполняют определенный объем работ, получают зарплату, а налог на доходы физических лиц уплачивают по месту регистрации предприятия, например в Киеве. Что это означает? Это означает, что сегодня налоги, которые уплачиваются работниками, идут в города. По нашему убеждению, уплата налогов должна осуществляться по месту ведения хозяйственной деятельности. Ведь 90% сельских бюджетов сегодня состоят именно из налогов на доходы физических лиц. Если это введем, мы немного выровняем ситуацию.

В.Налог на землю также может существенно наполнить сельский бюджет.

В. И. — Сегодня сверхприбыли агрохолдингов достигают 2,5 — 3 тыс. грн. с 1 га. А уплачивается только 30 — 40 грн. фиксированного сельскохозяйственного налога. Это 1%, и он не сопоставим со стоимостью нашей земли. Именно уплата налогов с 1 га не соответствует сегодняшним условиям. Если взять, например, Польшу, то там от такой площади поступает в сельскую казну 200 евро. Еще дальше на запад — стоимость пользования землей достигает 400 евро. А у нас сегодня вот такая ситуация. Если поднимем хоть немного плату за землю, например до 300 грн., то этого будет достаточно, чтобы выровнять ситуацию. Аграрии готовы увеличить нагрузку на 1 га до 300 грн. плюс арендная плата за эту землю. Всего — около 1300 грн., а это уже немалые денежные средства. В целом же за счет изменений в уплате налога на доходы физических лиц и землепользование средний фиксированный бюджет села возрастет в несколько раз и даже в самом бедном селе будет достигать нескольких миллионов гривен по сравнению с 200 тыс. сейчас.

В.Вадим Евгеньевич, что сделано на законодательном уровне для изменения ситуации?

В. И. — Инициирован законопроект о возврате земли в коммунальную собственность территориальных общин, а также законопроект, позволяющий в случае принятия единоличным крестьянским хозяйствам получить статус товаропроизводителя, по которому они будут уплачивать единый налог и, соответственно, получать пенсионное обеспечение. Это, в частности, позволит крестьянину получать соответствующий сертификат в лаборатории на возделывание аграрной продукции и реализацию ее на рынке без посредников.

Осуществляя шаги по поддержке села, следует также обратить внимание на многоукладность сельского хозяйства. Не следует привязываться только к полеводству. Имеется множество производств, которые успешно могут развиваться в сельской местности. Все небольшие предприятия, открывающиеся там, на три-пять лет должны получать налоговые льготы. И поверьте, предприниматели начнут работать в селе.

В.Все эти вопросы должны решаться при условии принятия законов, о которых Вы говорили... Это нелегкий путь.

В. И. — Это подчеркивают все. Кстати, децентрализация власти в Украине предусматривает такое развитие. Программа правительства декларирует повсеместность местного самоуправления, возврат земли и услуг, которые будут предоставляться населению непосредственно территориальной общиной. Это указано и в проекте изменений к Конституции. И Верховная Рада должна принять эти законы уже в 2015 году.

В.Вы вспомнили децентрализацию. Бюджет-2015 и децентрализация... Можно утверждать, что государство передает определенную часть полномочий на места?

В. И. — Бюджет полномочия не передает. Он должен передать финансовые ресурсы. Судя по бюджету нынешнего года, значительные финансовые ресурсы на места не поступят. Так вот пока имеем децентрализацию на бумаге. На самом деле же она должна проходить поэтапно и правильно. Прежде всего должны вноситься изменения в Конституцию. Следующий шаг — сформировать состоятельные общины. И только потом произойдет передача полномочий, а за ними и финансов. Нам нужно сделать эти три шага. Ведь сегодня невозможно передать финансы общинам, которые не способны ими распоряжаться в рамках действующего правового поля. Также без внесения изменений в Конституцию невозможно отменить государственные районные или областные администрации, не предусмотренные в структуре общин. Нужно начинать с первого шага, сделать второй и третий... Так, бюджет сегодня не соответствует вопросам децентрализации. Но это не означает, что кто-то отказывается идти по этому пути. Объективно мы не готовы к одномоментным решениям. Мы должны увидеть, насколько эти нововведения в Бюджетном и Налоговом кодексах смогут наполнять местные бюджеты. Ведь поступления налога на недвижимость, акцизного налога, государственных пошлин и части налога на прибыль, которые переданы областным, районным и местным общинам, сейчас тяжело просчитать.

В.Значит, децентрализациядело не одного года?

В. И. — Это постоянное движение. Не бывает так, чтобы сегодня мы решили что-то изменить, а назавтра все уже работало по-новому. Нам не надо изобретать велосипед, ведь по этому пути пошло много стран. Можно воспользоваться европейским опытом. А вот шишки придется набивать собственные. Впрочем, первые шаги нужно делать немедленно... Объяснять гражданам, какие изменения их ждут. Другого пути у нас нет. Мы не имеем права растягивать все это на долгие годы. Люди хотят жить лучше уже сейчас. Поэтому начинать нужно сегодня.


Беседовали
Вячеслав КОЗАК
и Николай ВЛАЩУК

 

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00