Статьи
Тема: Прочее

Правовые и организационные принципы функционирования Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции

Наряду с внешним врагом в Украине есть и внутренний враг — коррупция. Этой болезнью поражены почти все общественные отношения в стране. Миллиардные ресурсы разворовываются при государственных закупках, особенно в строительной, энергетической и фармацевтической отраслях.

По данным социологических исследований, именно коррупция является одной из причин, которая привела к массовым протестам в Украине в конце 2013 г. — в начале 2014 г. Так, согласно результатам исследования «Барометр Мировой Коррупции», которое проводил Международный исследовательский центр Gallup International Association, 36% украинцев были готовы выйти на улицу с протестом против коррупции, при этом 74% опрошенных граждан были уверены в коррумпированности именно государственного сектора.

По последним данным исследований Индекса восприятия коррупции, проведенных международной организацией Transparency International, Украина занимает 142-е место из 175 стран. В этом рейтинге мы находимся рядом с Республикой Бангладеш, Угандой и Папуа Новой Гвинеей.

Столь высокий показатель восприятия коррупции гражданами можно объяснить отсутствием реформ в сфере противодействия коррупции и неэффективной деятельностью органов правопорядка по выявлению коррупционных правонарушений и привлечению виновников к ответственности. Правоохранительные органы ежегодно направляют в суд в среднем 2 — 2,5 тыс. уголовных производств в отношении коррупционеров. Однако ни одного — в отношении должностных лиц высшего ранга.

Именно поэтому решение проблемы коррупции стало одним из приоритетов для украинского общества на нынешнем этапе развития государства. Так, в октябре прошлого  года Верховной Радой Украины поддержаны инициативы правительства и Президента Украины относительно утверждения Государственной антикоррупционной стратегии на ближайшие три года, а также в новой редакции принят Закон № 1698 и создано Национальное антикоррупционное бюро Украины (далее — Антикоррупционное бюро).

Предусмотренные меры должны способствовать реальной борьбе с коррупционными проявлениями. Их главная цель — искоренение коррупции прежде всего из высших эшелонов власти. Бюджетным законом на 2015 г. предусмотрено финансирование, достаточное для эффективного выполнения этой работы.

Антикоррупционное бюро является государственным правоохранительным органом, функциями которого являются предупреждение, выявление, прекращение, расследование и раскрытие коррупционных правонарушений.

Оно будет действовать в составе центрального управления и семи территориальных управлений, зоны деятельности которых распространяются на несколько областей. При этом предельная численность работников Антикоррупционного бюро составит 700 сотрудников, из которых лиц начальствующего состава будет не больше 200. Руководство деятельностью Антикоррупционного бюро будет осуществлять его директор, назначенный на конкурсной основе сроком на семь лет Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины.

Законом № 1698 определено, что основной и единой задачей Антикоррупционного бюро является противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляющим угрозу национальной безопасности.

В целях установления перечня высших должностных лиц, в отношении которых Антикоррупционное бюро будет осуществлять мероприятия по предупреждению, выявлению и расследованию уголовных коррупционных правонарушений, указанным Законом внесены изменения в ст. 216 Уголовного процессуального кодекса.

Анализ этих изменений позволяет утверждать, что высшими должностными лицами, подконтрольными и подследственными Антикоррупционному бюро, при совершении служебных преступлений являются:

  • народные депутаты Украины, Премьер-министр Украины, члены правительства и их заместители, Председатель Национального банка Украины и его заместители, члены Совета Национального  банка Украины, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и его заместители;
  • государственные служащие, должности которых отнесены к первой и второй категориям должностей, а также приравненные к ним лица (перечень должностей установлен ст. 25 Закона о госслужбе);
  • депутаты областного совета, Киевского городского совета, должностные лица местного самоуправления, должности которых отнесены к первой и второй категориям должностей;
  • судьи Конституционного Суда Украины, судьи суда общей юрисдикции, народные заседатели или присяжные (только при выполнении ими этих функций), Председатель, члены, дисциплинарные инспекторы Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председатель, заместитель Председателя, секретарь секции Высшего совета юстиции, другие члены Высшего совета юстиции;
  • Генеральный прокурор Украины, его заместители и помощники, прокуроры и следователи Генеральной прокуратуры Украины, прокуроры областей и их заместители, руководители структурных подразделений Генеральной прокуратуры Украины и региональных прокуратур;
  • лица высшего начальствующего состава органов внутренних дел, государственной уголовно-исполнительной службы, органов гражданской защиты, должностные лица налоговой и таможенной служб, которым присвоено специальное звание государственного советника налогового и таможенного дела III ранга и выше;
  • военнослужащие высшего офицерского состава Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Госпогранслужбы Украины, Госспецслужбы транспорта, Нацгвардии Украины и других военных формирований;
  • руководители субъекта крупного предпринимательства, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50%.

Кроме того, следователями Антикоррупционного бюро будет проводиться досудебное расследование,  если размер причиненного преступлением ущерба равен или превышает сумму, которая в 500 раз  и больше  превышает минимальную заработную плату, установленную на соответствующий год (на 01.01.2015 г. размер минимальной заработной платы составляет 1218 грн.), и при условии, что такое преступление совершено соответствующим служебным лицом.

Также предоставлена возможность прокурору относить криминальное производство в служебных преступлениях к подследственности Антикоррупционного бюро, если преступление привело или могло привести к тяжким последствиям (причинен вред жизненно важным интересам общества и государства, в частности государственному суверенитету, территориальной целостности Украины, реализации конституционных прав, свобод и обязанностей трех и более человек).

С целью выполнения возложенных задач работники Антикоррупционного бюро наделены правами:

  • беспрепятственно входить в государственные органы, органы местного самоуправления, военных частей и учреждений, пунктов пропуска через государственную границу Украины и зоны таможенного контроля;
  • получать в течение трех рабочих дней от государственных органов и органов местного самоуправления необходимую информацию (в том числе информацию с ограниченным доступом);
  • на основании решения суда получать от банков, финансовых и других учреждений, предприятий и организаций независимо от формы собственности информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, соглашениях физических и юридических лиц;
  • привлекать на добровольной основе специалистов и экспертов из любых учреждений, организаций, контрольных и финансовых органов;
  • на основании решения суда на срок до 10 суток опечатывать архивы, кассы, помещения (за исключением жилых) или другие  хранилища, брать их под охрану, а также изымать предметы и документы;
  • открывать оперативно-розыскные дела;
  • запрашивать и изучать оперативные материалы и уголовные производства, находящиеся в производстве других правоохранительных органов, и др.

Кроме фактической регистрации и расследования уголовных коррупционных производств, работники Антикоррупционного бюро должны проводить мероприятия по предупреждению и выявлению коррупционных правонарушений, совершенных высшими должностными лицами. Содержание и порядок проведения таких мероприятий Законом № 1698 не регламентированы, указывается лишь  необходимость осуществления информационно-аналитической работы с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению уголовных коррупционных правонарушений.

Вместе с тем, учитывая предоставленные работникам Антикоррупционного бюро права, считается, что такие мероприятия могут проводиться путем сбора и анализа информации и документов, проведения проверок деятельности  высших должностных лиц и органов государственной власти и местного самоуправления, ревизий деятельности государственных и коммунальных предприятий и т. п.

По результатам этих мероприятий Антикоррупционным бюро государственным органам и органам местного самоуправления будут направляться обязательные к рассмотрению предложения и рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению уголовных коррупционных правонарушений. При этом адресаты обязаны в течение 30 дней проинформировать Антикоррупционное бюро о рассмотрении таких предложений и рекомендаций.

Также при наличии оснований, предусмотренных законом, должностные лица Антикоррупционного бюро имеют право подавать в суд иски о признании соглашений недействительными.

Другим новым органом в сфере предупреждения и противодействия коррупции станет Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (далее — Национальное агентство), создание которого должно состояться во втором полугодии 2015 г.

Национальное агентство является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику.

Национальное агентство является коллегиальным органом. В его состав входят пять человек, которые на конкурсной основе назначаются на должность Кабинетом Министров Украины сроком на четыре года и не могут занимать должность более двух сроков подряд. Из числа членов Национального агентства сроком на два года избираются Председатель агентства и его заместитель.

Обеспечение деятельности Национального агентства осуществляет его аппарат, структура которого утверждается агентством, а предельная численность работников определяется правительством Украины.

По представлению Национального агентства решением Кабинета Министров Украины могут создаваться его территориальные органы, зоны деятельности которых могут не совпадать с административно-территориальным делением.

Задачами Национального агентства являются предотвращение коррупции в Украине, применение превентивных антикоррупционных механизмов, предупреждение коррупциогенных рисков в деятельности государственных органов.

К основным полномочиям Национального агентства относятся:

  • формирование и реализация антикоррупционной политики, разработка проектов нормативно-правовых актов по этим вопросам;
  • проведение анализа состояния предотвращения и противодействия коррупции в Украине, а также деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере предотвращения и противодействия коррупции;
  • осуществление мониторинга и контроля за выполнением актов законодательства по вопросам этического поведения, предотвращение и урегулирование конфликта интересов в деятельности государственных служащих;
  • осуществление контроля и проверки деклараций государственных служащих, хранение и обнародование таких деклараций, проведение мониторинга образа их жизни;
  • согласование антикоррупционных программ государственных органов и органов местного самоуправления;
  • координация и предоставление разъяснений, методической и консультационной помощи государственным органам и органам местного самоуправления по вопросам применения актов законодательства в сфере предотвращения и противодействия коррупции.

Кроме того, Национальное агентство будет осуществлять ведение Единого государственного реестра лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения.

Следует отметить, что Национальное агентство также наделено правом по собственной инициативе проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативно-правовых актов, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады Украины или Кабинета Министров Украины. Это исследование актов на наличие факторов, которые способствуют или могут способствовать совершению коррупционных правонарушений. При этом проведение антикоррупционной экспертизы является основанием для приостановления процедуры его рассмотрения или принятия на срок до десяти дней.

Для выполнения возложенных задач работники Национального агентства наделены следующими правами:

  • по заявлениям физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе проводить проверки возможных фактов нарушений Закона № 1700;
  • проводить проверки организации работы по предотвращению и выявлению коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления, получать в течение десяти рабочих дней по письменным запросам от государственных органов и органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц, граждан и их объединений информацию, необходимую для выполнения возложенных задач;
  • получать от государственных служащих письменные объяснения относительно обстоятельств, которые могут свидетельствовать о нарушении Закона № 1700;
  • инициировать проведение служебного расследования и привлечения к ответственности виновных лиц;
  • создавать комиссии и рабочие группы, организовывать конференции, семинары и совещания по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и прочее.

По результатам проверок при выявлении нарушений Закона № 1700 Национальное агентство выдает руководителю соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации предписание по устранению нарушений законодательства, проведению служебного расследования, привлечению виновного лица к ответственности. Предписание обязательно для выполнения и подлежит рассмотрению в течение десяти рабочих дней со дня получения, о чем в тот же срок уведомляется Национальное агентство.

Необходимо отметить, что Законом № 1700 внесены изменения в КУАП, которыми этот Кодекс дополнен ст. 18846 «Невыполнение законных требований (предписаний) Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции». Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа от 100 (1700 грн.) до 250 не облагаемых налогом  минимумов доходов граждан (4250 грн.) за невыполнение законных требований (предписаний) Национального агентства, непредоставление информации, документов и нарушение сроков их предоставления, а также предоставление заведомо недостоверной информации или не в полном объеме.

Также в случае выявления признаков коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения Национальное агентство утверждает обязательное для рассмотрения обоснованное заключение, которое направляет специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции.

Вместе с тем Национальное агентство наделено правом обращаться в суд с исками (заявлениями) о признании незаконными нормативно-правовых актов, индивидуальных решений, изданных (принятых) с нарушением Закона № 1700, а также признании недействительными сделок, заключенных вследствие совершения коррупционного правонарушения.

Системный анализ приведенных норм Закона № 1700 позволяет утверждать, что Национальное агентство, кроме функций по формированию и реализации антикоррупционной политики, разработки проектов нормативно-правовых актов, наделено широкими полномочиями по проведению проверок соблюдения требований этого Закона и выявлению коррупционных правонарушений.

Следовательно, Национальное агентство относится к специально уполномоченному субъекту в сфере противодействия коррупции, поскольку этот орган наделен контролирующими функциями относительно соблюдения требований Закона № 1700 и имеет необходимые для этого полномочия.

Таким образом, в текущем году в Украине должны приступить к работе два новых мощных органа по противодействию коррупции. Основными отличиями в организации функционирования этих органов является их статус и круг предоставленных полномочий, разные объекты контроля и основные задачи. Они призваны осуществлять предупреждение, выявление и прекращение коррупционных правонарушений.

Вместе с тем следует отметить, что полномочия в сфере противодействия коррупции на это время также остается у органов прокуратуры и специальных подразделениях органов внутренних дел. Они являются специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции, непосредственно осуществляющими  мероприятия по выявлению, прекращению и расследованию коррупционных правонарушений.

Надеемся, что новые органы по противодействию коррупции реально и эффективно будут работать над уничтожением внутреннего врага нашей страны — коррупции, введением принципов неотвратимости наказания и равенства всех перед законом для улучшения инвестиционного климата государства, дерегуляции предпринимательской деятельности и стремительного развития нашей экономики.


Юрий ДМИТРИЕВ,
заведующий сектором Управления мониторинга коррупциогенных факторов
Секретариата Кабинета Министров Украины

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42