Интервью

Игорь БИЛОУС: «Мы сделали первые шаги к налоговым изменениям в стране и запустили процесс детенизации»

Сегодня Государственная фискальная служба Украины переживает сложный этап, требующий полной самоотдачи каждого ее работника. В условиях, когда радикально изменилась шкала общественных ценностей, служба должна коренным образом сменить ориентиры, сломать внутренние негативные тенденции, активизировать диалог с бизнесом, общественными институтами и независимыми экспертами по налогообложению.
Сейчас идет двухнедельное служебное расследование, инициированное Премьер-министром Украины Арсением Яценюком, имеющее целью вы-явить и локализовать коррупционные проявления, которые, к сожалению, до сих пор встречаются в деятельности налоговиков и таможенников. В ведомстве готовы стать еще более прозрачными и понятными для плательщиков и обещают максимально содействовать расследованию.
А тем временем ГФС Украины продолжает в полной мере выполнять возложенные на нее задачи. В штатном режиме работают как центральный офис, так и территориальные подразделения. О тенденциях в налогообложении 18 февраля в эксклюзивном интервью «Вестнику» рассказал Председатель ГФС Украины Игорь БИЛОУС.


В. — Игорь Олегович, Вы возглавили ведомство в очень трудное в истории независимой Украины время. Но если сейчас оценить результат деятельности ГФС в 2014-м и планы работы на 2015 год: что уже сделано и планируется осуществить? Какие требования и задачи, поставленные перед службой, до сих пор актуальны?

И. О. — Да, время действительно очень сложное. Мы все переживаем такие события впервые. 2014 год стал отправной точкой в процессе понимания общественного запроса. Правительство и ГФС инициировали множество законодательных изменений. Были сделаны шаги для упрощения администрирования налогов и начата активная борьба с теневой экономикой, со схемами уклонения от налогообложения. Это позволило обеспечить прирост поступлений в бюджет.

Если подводить итоги деятельности Государственной фискальной службы в 2014 году, то можно выделить тот факт, что несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в стране за период с января по ноябрь 2014 года (без АР Крым и г. Севастополя) все же улалось обеспечить поступ-ление в сводный бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 63,9 млрд. грн., что по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом составляет 103,4%, военного сбора — 1,8 млрд. грн., единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование — 163,4 млрд. грн., что всего лишь на 0,5 млрд. грн. меньше поступлений за аналогичный период 2013 года.

Что-то нам удалось реализовать, что-то — нет, а кое-что — только с опозданием, например налоговый компромисс. Это может уменьшить эффективность данного инструмента, однако эффект все равно будет.

Конечно же, мы приобщились к ситуации в АТО: создано новое межрегиональное подразделение, обеспечивающее контроль за перевозками товаров и грузов. Также сделан значительный шаг по электронизации и автоматизации, разработано и сейчас внедряется электронное администрирование НДС. Это невиданный проект, которым, надеюсь, еще сможем гордиться.

Мы стабилизировали финансовые поступления, удержали на плаву тот корабль и сейчас работаем в новой реорганизованной структуре — Государственной фискальной службе Украины. Заменено более 95% руководящего звена — высшего и среднего уровня. Приобщились к первой волне реформ в налоговой сфере, тесно сотрудничали как эксперты с Минфином, участвовали в  подготовке проектов документов.

Что не сделано? Многое. Не удалось реализовать все реформы, которые хотели. Мы были очень радикально настроены и по ЕСВ, и по НДС, и по ряду других налогов, у нас было свое видение сокращения ренты, НДФЛ и т. п. Далеко не все идеи были восприняты Министерством финансов, поскольку оно кроме доходной части отвечает еще и за расходную.

Но определенных сдвигов мы все же добились. Сделали первые шаги к налоговым изменениям в стране и запустили процесс детенизации.

Среди планов на 2015 год — дальнейшее усовершенствование структуры ГФС, уменьшение налоговой нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности, повышение качества обслуживания налогоплательщиков и как результат — выведение украинской экономики на уровень экономически развитых государств.

В.Общество до сих пор находится в ожидании реформ в налоговой системе. Как Вы оцениваете те изменения, которые произошли с начала года?

И. О. — С целью внедрения новой экономической политики в нашем государстве Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71 внесены изменения в Налоговый кодекс и некоторые другие законы. Изменениями, в частности, кардинально обновлен порядок взимания налога на прибыль предприятий, введены новые правила системы электронного администрирования НДС, новый акцизный налог с реализации через розничную сеть подакцизных товаров (алкогольных напитков, пива, табачных изделий, нефтепродуктов), также в перечень подакцизных товаров включена оптовая поставка электрической энергии.

Со вступлением в силу пакета законов по экономическим реформам, принятых в конце декабря 2014 года, только реализация норм Закона № 71 предусматривает разработку более 40 нормативно-правовых актов, в том числе по утверждению новых форм налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС, акцизному налогу, экологическому налогу, рентным платежам и т. п.

Для реализации положений законов № 71 и 77 (о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда) ГФС разработаны и направлены Минфину проекты необходимых нормативно-правовых актов.

Конечно, первая практика введения новых норм выявила множество сложных проблем и вопросов, над которыми Верховной Раде, правительству и, разумеется, нам еще придется работать.

В.Несовершенство администрирования НДС всегда приводило к злоупотреблениям, с ним чаще всего связаны проверки на предприятиях. Будет ли способствовать наведению порядка в платежных отношениях страны внесение изменений в Налоговый кодекс в части системы электронного администрирования НДС? Может ли и почему может быть эффективной борьба с «ямами» с помощью инструмента электронного администрирования НДС?

И. О. — Стимулом для внедрения нового механизма администрирования НДС стали недостатки действующей системы администрирования этого налога, а именно: возможность для недобросовестных плательщиков избегать уплаты налоговых обязательств и безосновательно получать возмещение налога из бюджета. Основным способом достижения этого является формирование фиктивного кредита по НДС через фирмы — «налоговые ямы», существование «рынка» налоговых оптимизаторов, создающих неравные условия деятельности для законопослушных налогоплательщиков, на которых возлагается наибольшая налоговая нагрузка, что сдерживает их экономический рост и вызывает недоверие к власти, и т. п.

Мы рассчитываем, что электронное администрирование НДС позволит, в частности, сделать невозможным формирование фиктивного кредита и получения неправомерного возмещения НДС из бюджета, сократить объем теневой экономики в стране и расходы государства на администрирование НДС, уменьшить количество обременительных для бизнеса сверок и проверок, а именно проверок по всей цепи поставок до производителя или импортера.

Система электронного администрирования НДС состоит в следующем: автоматический учет сумм, уплаченных в разрезе плательщиков; автоматическое бесплатное открытие счетов плательщикам; составление всех налоговых накладных в электронном виде и их регистрация в ЕРНН; для регистрации накладных в ЕРНН плательщик налога должен иметь достаточную сумму налогового кредита, подтвержденную зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и уплатой НДС при импорте товаров. При недостаточности суммы кредита плательщик должен пополнить денежными средствами счет в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (с собственного текущего счета); зарегистрированные накладные дают право на налоговый кредит покупателям; на основании налоговой декларации суммы НДС или со счета в системе электронного администрирования НДС перечисляются в бюджет (или на специальный счет сельскохозяйственного предприятия, использующего специальный режим НДС), или возмещаются из бюджета на текущий счет.

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Законом № 71, система электронного администрирования НДС внедряется поэтапно: до 1 июля 2015 года — в тестовом режиме; с 1 июля 2015 года — на постоянной основе.

Постепенное внедрение системы электронного администрирования НДС позволит плательщикам адаптироваться к новым правилам взимания налога и избежать «вымывания» их оборотных средств.

Также в рамках этой системы предусматривается сокращение сроков проведения бюджетного возмещения НДС на месяц раньше, нежели сейчас, и уменьшение количества критериев, соответствие которым дает право на получение бюджетного возмещения НДС в автоматическом режиме.

Убежден, что с внедрением системы электронного администрирования НДС страна будет иметь новую четкую и прозрачную систему учета и уплаты налога на добавленную стоимость, которая дисциплинирует расчеты с бюджетом, гарантирует возмещение налога предприятиям и прекратит практику перераспределения бюджета в пользу теневого бизнеса.

В.Реформой ЕСВ было запланировано уменьшение расходов работодателей на оплату труда наемных работников при одновременном повышении ответственности за ненадлежащее оформление трудовых отношений. Ожидалось, что этот компромиссный шаг навстречу бизнесу позволит вывести зарплаты из «тени», однако, как оказалось, изменения в уплате ЕСВ не дадут ожидаемого эффекта. Что планируете изменять или инициировать в данном вопросе?

И. О. — Действующие сегодня  ставки ЕСВ для работодателей уменьшаются на коэффициент 0,4, если: по сравнению с 2014 годом фонд оплаты труда увеличился в 2,5 раза; по сравнению с 2014 годом средняя зарплата по предприятию увеличилась на 30% и составляет не менее трех минимальных заработных плат; средний размер ЕСВ за одного работника в месяц составляет не менее 700 грн.

Мы ориентированы на существенное уменьшение размера единого взноса, но ожидаем, что бизнес в случае уменьшения ЕСВ и ставки налогов будет платить «белые» зарплаты. Детенизация нашей экономики — это очень важный процесс, который мы уже начали проводить в стране.

В Украине есть ряд предприятий, которые соответствуют новым требованиям закона, а следовательно, могут при исчислении единого взноса применять понижающий коэффициент к базе начисления единого взноса. Но это количество еще недостаточно, чтобы налогоплательщики ощутили реальный экономический эффект. Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше плательщиков воспользовались преимуществами новых правил и начали работать более открыто.

Поэтому ГФС Украины вместе с Министерством финансов и народными депутатами Украины с целью привлечения более широкого круга плательщиков разработан ряд изменений, упрощающих применение такого коэффициента. В частности: база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце должна была бы увеличиться минимум на 20% по сравнению со среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 год в расчете на одно застрахованное лицо; после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце будет составлять не меньше среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 год; количество застрахованных лиц в отчетном месяце не превышает 200% среднемесячного количества застрахованных лиц плательщика за 2014 год.

Коэффициент ежемесячно будет исчисляться плательщиками самостоятельно по следующей формуле: среднемесячная база начисления единого взноса плательщика в 2014 году в расчете на одно застрахованное лицо делится на базу начисления единого взноса на одно застрахованное лицо за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) в 2015 году.

Если в результате расчета коэффициента его значение составляет меньше 0,4, то плательщик применяет коэффициент 0,4. В случае применения коэффициента плательщик единого взноса будет подавать в фискальный орган по месту учета заявление произвольной формы.

Очень надеюсь, что данные инициативы будут поддержаны Верховной Радой Украины и позволят увеличить количество плательщиков единого взноса, которые смогут пользоваться коэффициентом, уменьшающим базовую ставку.

Продолжениев следующем номере.


Беседовал Петр КРИЧУН,
главный редактор «Вестника»

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42