Статьи
Тема: Организация деятельности предприятий, Прочее

Авторынок Украины в крутом пике

Автомобильная отрасль государства — своеобразный индикатор развития экономики. Она наглядно демонстрирует расцвет или упадок страны и живо реагирует на любые изменения. Для Украины 2014 г. оказался чрезвычайно сложным, что не могло не отразиться на состоянии автомобильной отрасли.


Возвращение продаж в начало 2000-х

Конечно же, не нужно быть крупным экспертом, чтобы догадаться, что боевые действия на востоке страны, а также экономические провалы не способствуют росту спроса на такую недешевую продукцию, как автомобили. В конечном счете страдают и производители, и импортеры.

Если проанализировать статистику, становится ясно, что в прошлом году авторынок обвалился вдвое по сравнению с и без того не весьма успешным 2013-м. По данным ассоциации «Укравтопром», за 12 месяцев было реализовано 105 957 автотранспортных средств, то есть падение составило 54,5(!)%. Такой же показатель снижения продажи легковых автомобилей: их реализовано 97 020. То есть мы вернулись к показателям 2002 г., а в Европе опустились с 13 на 19 место. В лидеры неожиданно вырвалась японская марка Toyota - 10 296 проданных машин, на втором месте — китайская Geely (9365), а на третьем — отечественный автоЗАЗ (7508). Лидер 2013 г., корейский Hyundai, переместился на четвертое место с 5511 проданными автомобилями.

В общем лишь семерым производителям удалось найти свыше 5000 покупателей для своей продукции: кроме вышеперечисленных марок это еще Volkswagen, Renault и Škoda. Падение зацепило всех ключевых игроков рынка и в среднем составило 30 — 60%. Даже премиум-бренды не избежали его. Едва ли не больше всего пострадали российские компании, ведь падение спроса на их продукцию продиктовано не только экономическими, но и политическими факторами — украинцы просто отказываются покупать продукцию северного соседа. Поэтому ВАЗ, который еще несколько лет назад был лидером рынка, в 2014-м смог продать в Украине только 2531 авто. Это на 72,4% меньше, чем в 2013 г. УАЗов вообще реализовано всего несколько единиц, и этот автопроизводитель, скорее всего, покинет украинский рынок. На этом фоне довольно успешной выглядит Mazda, ведь показатели этой марки снизились всего на 7,2%. Что касается популярности отдельных моделей, то традиционно первое место держит ZAZ Sens — 3291 автомобиль.

Коммерческих автомобилей в прош-лом году реализовано 7178 штук (на 56,2% меньше, чем в 2013-м), а в лидеры вышли Volkswagen (1139 авто), Fiat (987) и Renault (935). Уровень продаж автобусов снизился на 44,7% (до 1759 единиц), а на первом месте оказалась марка Peugeot, реализовав 538 авто. Правда, лидерство продиктовано прежде всего ростом заказов для службы «скорой помощи».

Вынужденное снижение производства

Наверное, не лучшим образом выглядит ситуация и в сфере автопроизводства. Простои отечественных предприятий стали обычным явлением. Например, на Кременчугском автосборочном заводе, который в первом полугодии активно наращивал объемы и показывал замечательные результаты, со временем пришлось остановить конвейер. Низкий спрос вынуждает уменьшать объемы выпуска продукции. Поэтому за год удалось изготовить только 28 751 автотранспортное средство, то есть падение составило 43%. Для сравнения: в успешном 2008 г. заводские цеха покинули более 400 тыс. машин. Больше всего собрано легковых автомобилей — 25 941, из них свыше половины (12 779) — продукция Запорожского автомобильного завода. Автобусов вообще произведено только 878, то есть на 64,6% меньше, чем в 2013-м. Даже лидер, Черкасский завод, выпустил их 319.

Что интересно, в сегменте грузовой и коммерческой техники показатели довольно обнадеживающие, ведь изготовлено 1932 транспортных средства, то есть всего на 13,9% меньше, чем в 2013 г. А лидер, АвтоКрАЗ, даже смог увеличить объемы производства наполовину — до 1388 автомобилей. Продукция из Кременчуга пользуется стабильным спросом за рубежом. Кроме того, высокие показатели можно объяснить новыми заказами для Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии и других силовых структур.

Именно предприятия Кременчуга и Запорожья составят основу нового промышленного автокластера, который в 2015 г. создадут в Днепропетровской, Запорожской и Полтавской областях. Как заметил глава ассоциации «Укравтопром» Михаил Резник, на это даже выделили грант UNIDO (Организации ООН по промышленному развитию).

Налоговые нововведения

В 2015 г. авторынок Украины вошел с новациями. Изменения, в частности, коснутся налогообложения и направлены на увеличение поступлений в бюджет. Прежде всего, вводится своеобразный налог на роскошь: владельцы легковых автомобилей с объемом бензинового двигателя свыше 3000 см3 или дизельного свыше 2500 см3 будут уплачивать по 25 000 гривен в год. Нововведение касается машин возрастом до 5 лет. По словам министра финансов Наталии Яресько, это позволит получить свыше 400 млн. грн., ведь дорогих авто у нас 17 300.

Также введен целый ряд новых акцизов. Например, за электромобиль теперь нужно будет заплатить сумму, эквивалентную 109 евро. Ставка сбора для новых автобусов составляет 0,003 евро за 1 см3 объема двигателя, а для подержанных — 0,007 евро. Что касается грузовых автомобилей, то новые облагаются акцизом в размере 0,01 — 0,16 евро за 1 см3 (в зависимости от тоннажа грузовика), а на «секонд-хенд» в возрасте до 5 лет ставка возрастает вдвое. Если же автобус или грузовик использовались более 8 лет, то ставка увеличивается сразу в 20 раз.

Импорт автомобилей предлагается обложить временным сбором в размере 5%, но сделать это можно будет только после согласования с Еврокомиссией. Возобновлен акциз на пере-оборудованные автомобили, завезенные в Украину как коммерческие. Вместе с тем Кабинет Министров отменил сбор за первую регистрацию авто, составлявший от 3,82 до 69,99 грн. за 100 см3 (в зависимости от объема двигателя). Кроме того, в апреле запланировано пересмотреть введенные в прошлом году ставки спецпошлин на иномарки: они снизятся для машин с объемом двигателя 1000 — 1500 см3 с 4,31 до 2,15%, с объемом 1500 — 2200 см3 — с 8,63 до 4,32%.

В ближайшее время нас ожидают и приятные нововведения, в частности внедрение современных технологий, а именно регистрация транспортных средств через Интернет. Мелочь, но приятно.


Генеральный директор
Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко:

«Сегодня в Украине сложилась ситуация, когда люди не спешат покупать автомобили. Это произошло из-за девальвации гривни, когда доллар катастрофически подорожал. В такое непростое время не нужно усиливать давление, а следует дать возможность дышать бизнесу для того, чтобы он смог выжить.

С 1 января почти вдвое поднят акциз на определенные виды автомобилей, планируется введение 5-процентного импортного сбора. В таких условиях, к сожалению, возможен переход автобизнеса в «тень». Не секрет, что почти все граждане копят денежные средства на автомобиль в валюте. Нужно открыть глаза и сказать правду: на рынке автомобили продаются только за доллары. Есть теневое обращение валюты. Официальный автоимпорт, конечно, происходит в гривнях. Но сейчас «белые» импортеры уже не могут рассчитаться с заводом-производителем, потому что очень сложно купить валюту. Вот почему снова будет возникать «черный» бизнес, как в 1990-е годы. Тогда появились специальные команды, которые, имея доллары, отправлялись за рубеж и пригоняли оттуда автомобили. Государство, к сожалению, не может контролировать сегмент гражданско-правовых отношений между людьми. Если, скажем, господин Петренко пригнал Mercedes из Германии и продал его господину Иваненко аж за 100 гривен (согласно документам), то государство не получит фактически ничего. От тенизации рынка оно только будет терять.

Если «станет» официальный импорт, то прекратятся и налоговые поступ-ления. А в прошлые годы они по объему уступали лишь денежным средствам, вырученным от импорта нефти и газа.

Не понимаю, чем мешал сбор на первую регистрацию транспортных средств. Я был категорически против его отмены, и рабочая группа при Министерстве финансов, которую я возглавлял, единогласно проголосовала за его сохранение. Этот налог прекрасно администрировался, и обойти его было невозможно. Человек, впервые регистрировавший автомобиль, сразу уплачивал налог в ГАИ. Без квитанции никто автомобиль не зарегистрирует. Администрирование не стоило ни единой копейки, и налог поступал не только с автомобилей, но и с частных яхт, самолетов, вертолетов.

Вместо него введен налог на роскошные автомобили, который будет весьма сложным и затратным в администрировании. Нужно создать дополнительный штат инспекторов. Много этих авто зарегистрировано в Донецке и Луганске, и уведомления владельцев останутся без ответа. Даже если транспортное средство находится в Киеве, то его владелец не обязан именно там регистрироваться и может сказать, что не получал налогового уведомления.

Нынче следует дать некоторые послабления, а не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы не уничтожить отрасль. Потому что речь идет о полумиллионе рабочих мест — именно столько людей задействовано на предприятиях импортеров, автопроизводителей и смежников».

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42