ЕСВ

Единый социальный взнос — 2015

Применение понижающего коэффициента к ставке единого взноса

Составляющей системных реформ в Украине является изменение подходов к уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) как одного из основных факторов нагрузки на фонд оплаты труда работодателя.

Предложения по пересмотру этой нагрузки, в частности путем уменьшения действующей ставки единого взноса, неоднократно вносились на рассмотрение как представителями бизнеса, так и общественностью.

Принятие Закона № 77, вступившего в силу 01.01.2015 г., является важным шагом в реформировании уплаты единого взноса.

Так, п. 3 Заключительных и переходных положений Закона № 77 плательщикам, указанным в абзацах втором и третьем п. 1 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ (то есть работодателям), предоставляется право на снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

Следовательно, на снижение ставки единого взноса имеют право следующие работодатели:

предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом - предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, далее - Реестр)), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами;

физические лица - предприниматели, в частности те, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом - предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Реестра).

Применение понижающего коэффициента возможно только к ставкам единого взноса, определенным частью пятой ст. 8 Закона о ЕСВ.

То есть работодатели применяют понижающий коэффициент к размеру единого взноса, который определяется в соответствии с классами профессионального риска производства (от 36,76% - для 1 класса до 49,7% - для 67 класса) таких работодателей.

 

Размер и условия применения понижающего коэффициента

Единый взнос для работодателей уменьшается с 41 до 16,4%, если они соответствуют следующим условиям:

общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/-или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или больше превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 г.; если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или больше общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 г., то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, рассчитываемый путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика за 2014 г. на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);

средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30% по сравнению со средней заработной платой за 2014 г.;

средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента будет составлять не менее 700 грн.;

средняя заработная плата по предприятию будет составлять не менее трех минимальных заработных плат.

Статьей 8 Закона о Госбюджете-2015 минимальная заработная плата в 2015 г. установлена в месячном размере: с 01.01.2015 г. - 1218 грн., с 01.12.2015 г. - 1378 грн.

Таким образом, только при одновременном соблюдении всех указанных условий работодатель получает право на применение к ставке единого взноса понижающего коэффициента, который в 2015 г. может составлять от 0,4 до 0,99 в зависимости от того, насколько увеличилась база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовому договору, по сравнению с общей среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 г.

Поскольку необходимо сравнение с общей среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 г., применять понижающий коэффициент смогут только плательщики, которые осуществляли деятельность и начисляли заработную плату в течение всего 2014 г.

Соблюдение первого условия

Под общей базой начисления единого взноса за месяц следует понимать общую сумму начисленной в месяце заработной платы, с которой уплачивается единый взнос.

 Пример

Предприятие отнесено к 23 классу профессионального риска производства, размер единого взноса в виде начисления составляет 37,26%. Деятельность осуществлялась круглый год, при этом общая база начисления единого взноса за 2014 г. составляет  1 500 000 грн., среднемесячная база начисления единого взноса за 2014 г. - 125 000 грн. (1 500 000 грн. : 12 мес. = 125 000 грн.).

Если общая база начисления единого взноса за январь 2015 г. у предприятия равна 195 000 грн., то понижа-ющий коэффициент составляет 125 000 грн. : 195 000 грн. =  -= 0,64.

Следовательно, предприятие имеет право применить ставку единого взноса в размере 23,85% (37,26% × × 0,64), а к доходам в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам - в размере 22,21% (34,7% × × 0,64).

 

Соблюдение второго и четвертого условий

Для соблюдения условия увеличения в соответствующем месяце 2015 г. минимум на 30% средней заработной платы по предприятию по сравнению со средней заработной платой за 2014 г. также необходимо сравнить среднюю заработную плату на предприятии за текущий месяц со средней заработной платой, на которую начисляется единый взнос по предприятию, за 2014 г.

Средняя заработная плата по предприятию в определенном месяце 2015 г. исчисляется путем деления общей начисленной заработной платы, на которую начисляется единый взнос в этом месяце, на количество работников, которым она начислена.

Средняя заработная плата по предприятию за 2014 г. исчисляется путем деления общей начисленной заработной платы, на которую начисляется единый взнос на предприятии за 12 месяцев, на среднее количество работников, которым начислялась заработная плата в 2014 г.

 Пример

Общая сумма начисленной заработной платы, на которую начисляется единый взнос всем работникам предприятия, в январе 2015 г. составила 195 000 грн. На предприятии в этом месяце работало 40 человек. Средняя заработная плата по предприятию в январе 2015 г. составляла 195 000 грн. : 40 чел. = 4875,00 грн.

Предположим, что за весь 2014 г. всем работникам была начислена заработная плата в размере 1 500 000 грн. В 2014 г. на предприятии работало 35 человек, при этом предприятие начисляло работникам зарплату в течение всех 12 месяцев года.

Определим среднюю заработную плату по предприятию за 2014 г.: 1 500 000 грн. : 12 мес. : 35 чел. = 3571,43 грн.

Теперь определим, как выросла средняя заработная плата по предприятию в январе 2015 г. по сравнению с 2014 г.: 4875,00 грн. : 3571,43 грн. = 1,36.

Следовательно, средняя заработная плата по предприятию в январе 2015 г. увеличилась на 36% по сравнению с 2014 г. Предприятие выполнило условие увеличения средней заработной платы по предприятию минимум на 30% по сравнению со средней заработной платой за 2014 г. (36% > 30%).

Кроме того, поскольку средняя заработная плата по предприятию в январе 2015 г. составляла 4875,00 грн., предприятие выполнило также условие по средней заработной плате в размере не меньше трех минимальных заработных плат, то есть в январе 2015 г. должно быть не меньше 3654,00 грн. (1218 грн. × 3).

 

Соблюдение третьего условия

Под средним платежом на одно застрахованное лицо после применения коэффициента понимают среднюю сумму единого взноса, начисленного работодателем на базу начисления единого взноса в текущем месяце, в расчете на одного работника, рассчитанную по ставке единого взноса с учетом понижающего коэффициента.

 Пример

Понижающий коэффициент, который может применить предприятие исходя из данных об увеличении заработной платы на предприятии в январе 2015 г. по сравнению с 2014 г., составляет 0,64. Предприятие отнесено к 23 классу профессионального риска производства, ставка единого взноса в виде начисления составляет 37,26%. С учетом понижающего коэффициента ставка единого взноса равна 23,85% (37,26% × 0,64). Общая сумма начисленной заработной платы всем работникам предприятия в январе 2015 г. (база начисления единого взноса) составляет 195 000 грн. На предприятии в этом месяце работало 40 человек. Средняя заработная плата по предприятию в январе 2015 г. составила 4875,00 грн.

Средний платеж единого взноса на одно застрахованное лицо после применения понижающего коэффициента составляет 4875,00 грн. × 23,85% = 1162,69 грн.

Средний платеж на одного работника после применения понижающего коэффициента превысил установленную величину (1162,69 грн. > 700 грн.), предприятие выполнило еще одно условие.

Таким образом, поскольку выполнены все условия, установленные п. 3 раздела ІI Закона № 77, предприятие имеет право на применение понижающего коэффициента.

Напомним, что с 01.01.2016 г. при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой ст. 8 и ст. 10 Закона о ЕСВ для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором и третьем п. 1 части первой ст. 4 этого Закона, применяются с коэффициентом 0,6.

Формирование показателей в отчете по форме № Д4

В соответствии с частью первой ст. 7 Закона о ЕСВ для плательщиков, указанных в пунктах 1 (кроме абзаца седьмого) - 3, 6 - 8 части первой ст. 4 этого Закона, единый взнос начисляется на сумму начисленной каж-дому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно Закону об оплате труда, и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

Кроме того, для плательщиков, указанных в п. 1 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, определено, что в случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), то сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика.

Учитывая то, что в настоящее время не внесены соответствующие изменения в Порядок № 454, рассмотрим пример формирования показателей в табл. 6 отчета по форме № Д4 за февраль 2015 г.

В программном обеспечении, с помощью которого формируется отчет, обязательно необходимо отключить функцию «автоматический расчет».

Пример

Лицо состояло в трудовых отношениях полный календарный месяц (февраль 2015 г.), и ему было начислено 609,00 грн. заработной платы, то есть меньше минимального размера (работало на условиях неполного рабочего времени). Сумма, на которую плательщик в таком случае начисляет единый взнос, составляет 1218 грн. При этом в табл. 6 приложения 4 отражаются:

реквизит 15 «Кількість календарних днів перебування у трудовых/ЦП відносинах протягом звітного місяця» - 28 дней;

реквизит 17 «Загальна сума нарахованої заробітної плати/доходу (усього з початку звітного місяця)» - 609,00 грн.;

реквизит 18 «Сума нарахованої заробітної плати/доходу у межах максимальної величини, на яку нараховується єдиний внесок» - 609,00 грн.;

реквизит 19 «Сума утриманого єдиного внеску за звітний місяць (із заробітної плати/доходу)» - 21,92 грн.

Все другие реквизиты заполняются в соответствии с Порядком № 454.

В случае если лицо в отчетном месяце проработало две недели, а остальное время находилось на больничном, то в табл. 6 приложения 4 отражается фактически начисленная заработная плата за отработанное время. При условии, что заработная плата за отработанное время меньше минимальной, вопрос необходимости доначисления сумм единого взноса должен рассматриваться одновременно с начислением сумм пособия по временной нетрудоспособности.

В случае если лицо принято на работу в течение отчетного месяца и заработная плата составляет меньше минимального размера, то единый взнос начисляется и удерживается из фактической суммы заработной платы.

Соответственно, суммы начисленной заработной плате и начисленного и удержанного единого взноса должны отражаться в табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454, а именно:

в строке 1.1 табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454 указывается фактическая сумма начисленной заработной платы, то есть 609,00 грн.;

в строке 2.1 табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454 указывается 1218,00 грн., то есть сумма, соответствующая минимальному размеру заработной платы;

в строке 3.1.1 табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454 указывается 447,74 грн. (1218,00 грн. × 36,76%);

в строке 4.1 табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454 указывается 609,00 грн.;

в строке 5.1 табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454 указывается 21,92 грн. (609,00 грн. × 3,6%).

Отчет по форме № Д4 за февраль 2015 г. представляется до 20.03.2015 г.

Штрафные санкции за неуплату единого взноса и н??01.01.2015??.

епредставление отчетности по единому взносу с 01.01.2015 г.

Плательщики единого взноса - работодатели обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не позднее 20 числа месяца, кроме горных предприятий, обязанных уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца, наступающего за базовым отчетным периодом. Базовым отчетным периодом является календарный месяц (часть восьмая ст. 9 Закона о ЕСВ).

Согласно части двенадцатой этой статьи единый взнос подлежит уплате независимо от финансового состояния плательщика. При наличии у плательщика единого взноса одновременно с обязательствами по уплате единого взноса обязательств по уплате налогов, других обязательных платежей, предусмотренных законом, или обязательств перед другими кредиторами обязательства по уплате единого взноса выполняются в первую очередь и имеют приоритет перед всеми другими обязательствами, кроме обязательств по выплате заработной платы (дохода).

В случае несвоевременной или не в полном объеме уплаты единого взноса к плательщику применяются финансовые санкции, предусмотренные Законом о ЕСВ, а должностные лица, виновные в нарушении законодательства о сборе и ведении учета единого взноса, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность согласно закону.

За неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штраф в размере 20% своевременно не уплаченных сумм (п. 2 части одиннадцатой ст. 25 Закона о ЕСВ).

Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1% суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа (часть десятая вышеуказанной статьи). Начисление пени, предусмотренной этим Законом, начинается с первого календарного дня, следующего за днем истечения срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

За непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности по единому взносу налагается штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме.

Те же действия, содеянные плательщиком единого взноса, к которому в течение календарного года применялся штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о ЕСВ (кроме нарушений, содеянных до 01.01.2015 г.).

Следовательно, за нарушения, имевшие место до 01.01.2015 г., штрафные санкции в соответствии с п. 4 части одиннадцатой ст. 25 Закона о ЕСВ не применяются.

К нарушениям, возникшим с 01.01.2015 г., применяются штрафные санкции, определенные п. 7 части одиннадцатой вышеуказанной статьи.

Нарушения, содеянные до 01.01.2015 г., не могут считаться однотипными с нарушениями, содеянными после 01.01.2015 г.

Повторным считается нарушение, содеянное плательщиком единого взноса в пределах года.

Решение фискального органа о начислении пени и/или применении штрафов, предусмотренных частями одиннадцатой и двенадцатой ст. 25 Закона о ЕСВ, является исполнительным документом.

В случае если плательщик единого взноса не уплатил указанные в решении суммы в течение 10 рабочих дней, а также не уведомил в этот срок фискальный орган об обжаловании решения, такое решение передается государственной исполнительной службе в порядке, установленном законом.

Срок давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки, штрафов и начисленной пени не применяется.

Освобождение от уплаты единого взноса за себя физических лиц - предпринимателей, являющихся работодателями, в связи с мобилизацией в Вооруженные Силы Украины

В соответствии с частью третьей ст. 39 Закона № 2232 за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, не прекращается государственная регистрация предпринимательской деятельности физических лиц - предпринимателей.

Согласно постановлению № 111 с 18.03.2014 г. военно-служащим, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, денежное обес-печение выплачивается в порядке и размерах, установленных для лиц офицерского состава, лиц рядового сержантского и старшинского состава, которые проходят военную службу по контракту.

Статьей 22 Закона № 3543 определено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, выполняют мобилизационные задачи (заказы) согласно заключенным договорам (контрактам).

В соответствии с п. 92 Заключительных и переходных положений Закона о ЕСВ во время особого периода, определенного Законом № 3543, плательщики единого взноса, определенные ст. 4 Закона о ЕСВ, которые призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к выполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от выполнения своих обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 6 Закона о ЕСВ, если они не являются работодателями.

Если плательщик единого взноса имеет наемных работников и на срок своей военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, уполномочивает другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и/или других доходов, его обязательства, определенные подпунктами 1 (кроме уплаты единого взноса) - 6, 10, 12 части второй ст. 6 Закона о ЕСВ, осуществляет такое уполномоченное лицо.

Единый взнос, который был начислен уполномоченным лицом по таким выплатам, уплачивается в бюджет демобилизованным физическим лицом - предпринимателем в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций.

При этом демобилизованное физическое лицо - предприниматель должно в течение 10 дней после демобилизации предоставить соответствующему фискальному органу копию подтверждающего документа о призыве на военную службу во время мобилизации, на особый период, и заявление с указанием данных о начисленном едином взносе уполномоченным лицом за период срока прохождения им военной службы.

Если демобилизованное физическое лицо - предприниматель находится на лечении (реабилитации) в связи с выполнением обязанностей во время мобилизации, заявление и копия подтверждающего документа подаются в течение 10 дней после окончания его лечения (реабилитации).

Под копией подтверждающего документа следует понимать копию военного билета или копию другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Отчетность о начисленном едином взносе в течение срока военной службы физического лица - предпринимателя уполномоченным лицом на суммы выплат наемным работникам и другим лицам представляется демобилизованным физическим лицом - предпринимателем в порядке и сроки, установленные Законом о ЕСВ, без начисления штрафных и финансовых санкций, предусмотренных этим Законом.

С учетом вышеизложенного физические лица - предприниматели, призванные на военную службу во время мобилизации или привлеченные к выполнению обязанностей по мобилизации согласно должностям, преду-смотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы освобождаются от уплаты единого взноса за себя только при условии, если они не являются работодателями.

Начисление единого взноса на индексацию ежемесячного денежного обеспечения лицам начальствующего и рядового состава налоговой милиции

Плательщиками единого взноса в соответствии с абзацем седьмым п. 1 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, в частности, являются воинские части и органы, выплачивающие денежное обеспечение военнослужащим (кроме военнослужащих срочной военной службы), лицам рядового и начальству-ющего состава, указанным в п. 9 части первой этой статьи.

Согласно абзацу второму п. 1 части первой ст. 7 и части шестой ст. 8 Закона о ЕСВ для указанных плательщиков единый взнос начисляется на суммы денежного обеспечения каждого застрахованного лица в размере 34,7%. Единый взнос с военнослужащих (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц рядового и начальствующего состава удерживается в размере 2,6% денежного обеспечения в соответствии с частью десятой ст. 8 указанного Закона.

Пунктом 357.1 ст. 357 Налогового кодекса определено, что формы и размер материального обеспечения лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции, включая денежное содержание, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Вместе с тем согласно п. 353.1 ст. 353 этого Кодекса лица начальствующего и рядового состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

Составляющие денежного обеспечения военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава определены постановлением № 1294.

В соответствии с п. 1 этого постановления денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава включает в себя должностной оклад, оклад согласно воинскому (специальному) званию, ежемесячные (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премии) и разовые дополнительные виды денежного обеспечения.

С учетом вышеизложенного суммы индексации не включены в составляющие денежного обеспечения лиц начальствующего и рядового состава налоговой милиции.

Таким образом, на индексацию ежемесячного денежного обеспечения лицам начальствующего и рядового состава налоговой милиции единый взнос не начисляется.

Вместе с тем в соответствии с разделом V Закона № 2262, которым определены условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения граждан Украины из числа лиц, находившихся, в частности, на службе в органах и подразделениях налоговой милиции, которые имеют право на пенсию по этому Закону, суммы индексации не учитываются при исчислении пенсии. Пенсии указанным лицам исчисляются из размера денежного обеспечения, учитывая соответствующие оклады согласно должности, воинскому (специальному) званию, процентную надбавку за выслугу лет, ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премии в размерах, установленных законодательством, с которого был уплачен единый взнос.

Уплата единого взноса третьими лицами

Согласно п. 1 части второй ст. 6 Закона о ЕСВ плательщик единого взноса обязан своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос.

В соответствии с частью второй ст. 25 этого Закона в случае выявления своевременно не уплаченных сумм страховых взносов плательщики единого взноса обязаны самостоятельно исчислить эти взносы и уплатить их с начислением пени в порядке и размерах, определенных этой статьей.

Вместе с тем п. 9 указанной статьи определено, что передача плательщиками единого взноса своих обязанностей по его уплате третьим лицам запрещена, кроме случаев, предусмотренных законодательством, а именно:

при ликвидации юридического лица - плательщика единого взноса или утрате плательщиком по другим причинам статуса плательщика единого взноса сумма недоимки уплачивается за счет денежных средств и другого имущества плательщика. В таком случае ответственными за погашение недоимки являются:

ликвидационная комиссия - относительно юридического лица - ликвидируемого плательщика единого взноса;

юридическое лицо - относительно созданных им филиала, представительства или другого обособленного подразделения - ликвидируемого плательщика единого взноса;

в случае недостаточности у плательщика единого взноса денежных средств и другого имущества для уплаты недоимки ответственными за ее уплату являются:

учредители или участники юридического лица - ликвидируемого плательщика единого взноса,  если согласно закону они несут полную или дополнительную ответственность по его обязательствам;

юридическое лицо - относительно созданных им филиала, представительства и другого обособленного подразделения - ликвидируемого плательщика единого взноса. В случае слияния, присоединения, выделения, деления, преобразования плательщика единого взноса обязательства по уплате недоимки возлагаются на лиц, к которым в соответствии с  законодательством перешли его права и обязанности.

Вместе с тем согласно п. 87.7 ст. 87 Налогового кодекса запрещается любая уступка денежного обязательства или налогового долга налогоплательщика третьим лицам. Положение этого пункта не распространяется на случаи, когда гарантами полного и своевременного погашения денежных обязательств налогоплательщика являются другие лица, если такое право предусмотрено этим Кодексом.

Кроме того, в соответствии с п. 8 Порядка № 609 при заполнении поля «Призначення  платежу» с нарушением требований, определенных в этом Порядке, документ на перевод принимается к выполнению.

При этом в случае если поле «Код платника» не соответствует коду плательщика в поле «Призначення платежу», уплаченные суммы единого взноса зачисляются на код плательщика, являющегося владельцем счета.

В случае если имело место осуществление фактической уплаты единого взноса одним человеком по обязательству другого, учет сумм будет проведен в соответствии с Порядком № 450.

Начисление и уплата единого взноса на суммы компенсации за  неиспользованные  дни ежегодного  отпуска в случае перевода работника на другое предприятие, в учреждение, организацию

Статьей 32 КЗоТ установлено, что перевод работника на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию возможен только по согласию работника.

Перевод работника по его согласию на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность является основанием для прекращения трудового договора (п. 5 ст. 36 КЗоТ). Соответственно на новой работе работник заключает другой трудовой договор.

Пунктом 1 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ определено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно Закону об оплате труда. Суммы денежных компенсаций в случае неиспользования, в частности, ежегодных (основного и дополнительного) отпусков в размерах, предусмотренных законодательством, является базой для начисления и удержания единого взноса.

В соответствии с абзацем третьим ст. 24 Закона об отпусках в случае перевода работника на работу на другое предприятие денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков по его желанию должна быть перечислена на счет предприятия, на которое перешел работник.

Статьей 81 КЗоТ урегулированы вопросы права работников на ежегодный отпуск в случае перевода на работу с одного предприятия, учреждения, организации на другое место работы. Установлено, что по желанию работников, переведенных на работу с одного предприятия, учреждения, организации на другое предприятие, в учреждение, организацию, которые не использовали по предыдущему месту работы полностью или частично ежегодный основной отпуск и не получили за нее денежной компенсации, ежегодный отпуск полной продолжительности предоставляется до наступления шестимесячного срока беспрерывной работы после перевода.

Если работник, переведенный на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию, полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительный отпуска и не получил за них денежную компенсацию, то в стаж работы, которая дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, зачисляется время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

Таким образом, работник при переводе на работу на другое предприятие имеет право на получение денежной компенсации за неиспользованные им дни ежегодных отпусков, или денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков по его желанию может быть перечислена на счет предприятия, на которое перешел работник.

Статьей 116 КЗоТ определено, что при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, учреждения, организации, производится в день увольнения.

Предприятие,  начисляющее и перечисляющее денежную компенсацию за неиспользованный ежегодный отпуск, является страхователем, который обязан начислить, удержать и уплатить единый взнос.

Учитывая указанное, для нового работодателя сумма полученной компенсации за отпуск, не использованный работником на предыдущем месте работы, не является базой начисления и удержания единого взноса.

Начисление единого взноса на суммы пособия по  беременности и родам

01.07.2013 г. вступил в силу Закон № 231, которым кроме усовершенствования порядка назначения и индексации пенсий внесены изменения в ст. 11 Закона о пенсионном страховании (лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам, отнесены к категории застрахованных) и статьи 4, 7 Закона о ЕСВ (лица, получающие пособие по беременности и родам, отнесены к плательщикам единого взноса и указанное пособие включено в базу для начисления и удержания единого взноса).

Таким образом, пособие по беременности и родам, начисленное с 01.07.2013 г., является базой начисления единого взноса.

Согласно абзацу седьмому п. 1 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ плательщиками единого взноса, в частности, являются работодатели - предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, воинские части и органы, выплачивающие денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, помощь или компенсацию в соответствии с законодательством, - для лиц, указанных в пунктах 9 - 14 этой части.

Также плательщиками единого взноса в размере 2% являются лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности, находящиеся в отпуске по беременности и родам и получающие пособие по беременности и родам (п. 11 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ).

В соответствии с абзацем вторым п. 1 части первой ст. 7 этого Закона единый взнос для плательщиков, в частности предприятий, учреждений, организаций, использующих наемный труд и выплачивающих пособие по беременности и родам, начисляется на сумму пособия по беременности и родам в размере 33,2%.

Плательщиками единого взноса согласно пунктам 4, 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ являются физические лица - предприниматели, в том числе  избравшие упрощенную систему налогообложения, и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно: научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности (далее - лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность).

Базой начисления единого взноса для физических лиц - предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения, являются суммы, которые определяются такими плательщиками самостоятельно для себя, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной этим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса (п. 3 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ).

Пунктом 2 части первой этой статьи определено, что базой начисления единого взноса для физических лиц - предпринимателей, избравших общую систему налогообложения, и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, является сумма дохода (прибыли), полученного от этой их деятельности, подлежащая обложению налогом на доходы физических лиц. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за месяц, в котором получен доход (прибыль).

В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленного этим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса (норма действует с 01.01.2015 г.).

Вместе с тем согласно пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика не включаются, в частности, суммы пособия по беременности и родам, которые получает налогоплательщик из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Единый взнос для плательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, устанавливается в размере 34,7% определенной пунктами 2 и 3 части первой ст. 7 Закона о ЕСВ  базы начисления единого взноса.

Размер единого взноса (34,7%) включает в себя отчисление на пенсионное обеспечение в размере 33,2% и отчисление на случай безработицы - 1,5%, которое является обязательным, но не содержит отчислений в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее - Фонд), осуществляющий выплату пособия по  беременности и родам.

Получение пособия от Фонда для плательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, возможно при условии добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, путем заключения соответствующего договора с органами ГФС и уплаты добровольных взносов. Единый взнос в таком случае устанавливается в размере 36,6% (включает отчисления на пенсионное обеспечение в размере 33,2%, на случай безработицы - 1,5% и на случай временной утраты трудоспособности - 1,9%) базы начисления (часть одиннадцатая ст. 8 Закона о ЕСВ).

Выплаты по беременности и родам застрахованным лицам осуществляются за счет средств Фонда.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые не уплачивают страховые взносы в Фонд, могут обратиться за пособием по беременности и родам в управление труда и социальной защиты населения.

Таким образом, суммы пособия по беременности и родам, полученные из бюджета или Фонда физическими лицами - предпринимателями, в том числе избравшими упрощенную систему налогообложения, и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, не являются базой начисления единого взноса.

 

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42