Интервью

Игорь БИЛОУС: «Децентрализация предусматривает активное участие органов местного самоуправления в администрировании налогов»

Во второй части интервью (первая напечатана в «Вестнике» № 9/2015) с Председателем ГФС Украины мы поговорим о насущных вопросах борьбы с коррупционными проявлениями в государстве в целом и в ведомстве в частности, о первых результатах применения налогового компромисса, а также о вопросах так называемой бюджетной децентрализации.


В. — Игорь Олегович, децентрализация, которую сейчас все активно обсуждают, невозможна без кардинального изменения подходов к наполнению местных бюджетов. Какова сейчас ситуация и чего ожидать в ближайшее время?

И. О. — Благодаря изменениям в Налоговом кодексе местные бюджеты будут получать больше поступлений. Изменениями в законодательстве расширены группы подакцизных товаров путем зачисления к подакцизным электрической энергии с одновременной отменой сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками. Пропорционально увеличены ставки акцизного налога на нефтепродукты (бензин, дизтопливо, сжиженный газ) за счет отмены малоэффективных с точки зрения администрирования налогов и сборов (экологического налога (с топлива), сбора за первую регистрацию транспортного средства).

Также отменен сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, введена уплата акцизного налога с реализации через розничную сеть подакцизных товаров (алкогольных напитков, пива, табачных изделий, нефтепродуктов). Ожидаем, что нововведения помогут увеличить доходную часть местных бюджетов, поскольку уплата налога будет происходить по месту осуществления реализации таких товаров, обеспечат компенсацию потерь бюджета от отмены сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

В планах ГФС на 2015 год — борьба с теневым оборотом подакцизных товаров, которая должна привести к увеличению поступлений в бюджет, способствовать дальнейшему совершенствованию налоговой системы, ориентированной на наполнение местных бюджетов. Сейчас очень важно, чтобы повсюду на местах люди ощущали, что государство помнит о них и заботится о повышении уровня жизни. Но при наличии достаточных поступлений в бюджет местного уровня эти вопросы прежде всего должны решать органы местного самоуправления.

Однако в процессах децентрализации есть и другая сторона: децентрализация предусматривает активное участие органов местного самоуправления в администрировании налогов.

В.Каковы результаты практики применения налогового компромисса и каких результатов ожидаете?

И. О. — К сожалению, в этом вопросе нас услышали поздно (мы предлагали такой механизм еще в апреле прошлого года), но хорошо, что услышали. Если теоретически предусмотреть применение налогового компромисса по всем делам, на которые распространяется такая процедура, в бюджет поступит 425 млн.  грн. (5% обжалованной суммы), а 8,1 млрд.  грн. будут считаться погашенными (95% обжалованной суммы). Мы сейчас очень активно работаем над этим. По состоянию на 5 марта 2015 года намерение достигнуть налогового компромисса выразили около 1250 плательщиков.

Применить механизм компромисса, в частности, планируют 11 крупных плательщиков разных сфер деятельности. Я считаю, что это неплохое начало, потому что мы только сейчас вышли на достаточный уровень разъяснительной работы. Ход процесса абсолютно не соответствует тому, что пишут некоторые медиа, когда сравнивают нас с разными странами, в частности Грузией, где компромисс не сработал.

В.Какие причины, на Ваш взгляд, мешают плательщикам принять решение о применении этого механизма?

И. О. — Большой конфликт интересов произошел между теми, кто стремился к компромиссу, и теми, кто не заинтересован, чтобы это произошло. Мы начали готовить видеообращения и видеоразъяснения по вопросам, вызывающим интерес. Мне кажется, что это наше эффективное ноу-хау. Сейчас продолжаем активно работать над информированием налогоплательщиков о механизме и его преимуществах. До 16 апреля еще имеем немного времени, поэтому надеюсь, что результат у нас будет неплохой. Однако следует отметить, что по сравнению с первой половиной прошлого года, когда мы предлагали применить компромисс, ситуация в экономике изменилась. Сейчас бизнесу не хватает оборотных денежных средств даже на небольшую 5-процентную компенсационную плату. Однако законодательством отсрочка оплаты не была предусмотрена, иначе этот Закон просто не прошел бы.

С другой стороны, в теневых схемах принимали участие свыше 200 компаний государственного сектора. Согласно Закону они тоже имеют возможность идти на компромисс. Но у них нет денег. К тому же уплата денежных средств со счетов госпредприятий — это, в сущности, перекладывание их из одного кармана в другой. То есть неучастие в компромиссе станет основанием для уголовных дел. Возникает вопрос: что делать с уголовной ответственностью руководителей государственных предприятий? Следовательно, есть конфликт, и мы будем нарабатывать изменения для его урегулирования.

В.Почему плательщикам необходимо воспользоваться налоговым компромиссом? Что бы Вы хотели сказать тем плательщикам, которые сомневаются? Какие гарантии защиты существуют для плательщиков, воспользующихся компромиссом?

И. О. — 16 апреля истекает срок представления документов на участие в компромиссе, другой возможности не будет. Никто больше не проголосует за другую такую амнистию. Это был вынужденный шаг и только потому, что государственная машина при предыдущем руководстве стимулировала нарушения. Я считаю, сейчас есть уникальная возможность закрыть многие проблемы. Никакой другой подход то ли в судах,  то ли в прокураторе не создаст такого комфорта налогоплательщикам.

В.Почему люди сомневаются?

И. О. — Во-первых, их пугают консультанты, юристы, которым выгодно участие в процедурах обжалования. Иногда это делают и наши работники. Но мы ежедневно проводим соответствующую работу со следователями и оперативниками. Те, кто пошел на компромисс, не должны иметь проблем по другим уголовным статьям. Надо воспользоваться компромиссом, потому что это фактически индульгенция.

Во-вторых, ставка компромисса 5% нарабатывалась еще в прошлом году. С того времени произошла почти стопроцентная девальвация. По-этому сегодня реальная цена исправления старых ошибок очень низкая.

В-третьих, нужно хорошо подумать тем, кто «сидит в кустах» и рассчитывает, что все обойдется. Я им желаю успеха. Но пусть учтут: у нас наработаны очень серьезные базы данных с рискованными операциями. Никто не отменял ответственности за нарушения, которые не прошли через механизм компромисса. Например, много импортеров знают о своих проблемах, но думают, что им все обойдется. Не обойдется. Мы активно разворачиваем работу нашего таможенного аудита, и эта работа только будет усиливаться. Поэтому вместо того, чтобы ждать, им следует думать, как бы успеть до 16 апреля воспользоваться компромиссом.

В.Проблема коррупции в государстве, к сожалению, остается актуальной. На ГФС возложены важные функции по реализации Закона Украины «Об очищении власти». Проводит ли ведомство проверки сведений деклараций членов семей госслужащих из разных органов власти? Расскажите, как на практике реализуется этот Закон?

И. О. — Органы ГФС проводят проверку относительно запретов, которые согласно Закону Украины «Об очищении власти» могут быть применены к лицам в части недостоверности сведений, указанных в представленных ими за предыдущий год декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Кроме того, выясняется соответствие стоимости имущества и имущественных прав, указанных в декларациях лиц, подлежащих проверке, доходам, полученным ими из законных источников.

Проверки осуществляются в последовательности, определенной утвержденным правительством планом, и согласно положениям Закона Украины «Об очищении власти» и нормативно-правовым актам Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины.

Проверки проводятся как аппаратом ГФС, так и территориальными органами службы по месту жительства лица, в отношении которого проводится проверка. Координация этой работы возложена на Департамент доходов и сборов с физических лиц ГФС Украины.

Общий алгоритм проведения органами ГФC проверки включает следующие составляющие: получение от соответствующих органов информации, которая касается сведений, указанных в представленной декларации; сравнительный анализ указанных в декларации сведений и имеющейся налоговой информации с целью выяснения вопросов, подлежащих проверке; получение от лица, в отношении которого проводилась проверка, письменного объяснения и подтверждающих документов по выявленным недостоверностям или несоответствиям; подготовка по установленной форме заключения о результатах проверки и направление его органу, от которого получен запрос о проверке.

Сейчас в органы ГФС Украины поступило 36 029 запросов о проведении проверок достоверности сведений, в том числе 183 — в отношении высших должностных лиц государства. Подготовлено 4477 заключений о результатах проверок, в том числе 58 — в отношении высших должностных лиц государства.

В.Как ГФС ведет борьбу со «своими» коррупционерами? Что нужно делать плательщикам для недопущения произвола контролеров на местах, на который часто жалуются бизнесмены?

И. О. — Первый и самый важный шаг — это осознание того, что борьба с коррупцией является задачей всего коллектива и вместе с тем сферой персональной ответственности каждого отдельного работника и прежде всего руководителя.

Обеспечение высокого уровня выполнения задач, стоящих перед службой, возможно при условии работы в этой сфере не только высококвалифицированных, но и высоконравственных работников.

Поэтому не случайно при назначении на должности в аппарат ГФС и ее территориальные органы отводится повышенное внимание вопросам определения и оценки профессиональных и моральных качеств работников.

В некоторых подразделениях и территориальных органах уже проведена аттестация личного состава, тестирование на знание требований налогового, таможенного и антикоррупционного законодательства. Отдельные работники прошли проверку на компьютерном полиграфе.

Для обеспечения прозрачности процедуры назначения лиц на руководящие должности, в том числе в территориальные органы и таможни, активно приобщается специально созданный для этого совет по кадровым вопросам ГФС, сформированный при участии представителей бизнеса и общественных организаций.

Обязательные требования к кандидатам на руководящие должности — это высокий профессиональный уровень, достаточный опыт, положительные результаты на предыдущем месте работы. А главное — эти лица должны быть наделены высокими моральными качествами, их предыдущая деятельность не должна иметь каких-либо «коррупционных пятен».

Ключевым элементом системы является обеспечение целенаправленного выявления и проверки информации относительно коррупционных действий со стороны должностных лиц органов ГФС, их прямого или опосредованного участия в противоправных схемах, связанных с уклонением от налогообложения, «отмыванием» полученных преступным путем денежных средств, функционированием теневых экономических структур и т. п. 

Уполномоченным подразделением в Государственной фискальной службе Украины, обеспечивающим меры по предотвращению коррупции и контроль за их реализацией в аппарате ГФС, ее территориальных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере ее управления, в рамках предусмотренных законом полномочий определено Главное управление собственной безопасности.

В течение последнего года подразделения собственной безопасности ГФС Украины провели свыше 3,8 тысячи служебных проверок и расследований для выяснения причин и обстоятельств совершения должностными лицами правонарушений в сфере служебной деятельности. По результатам расследования 1125 нарушителей были привлечены к дисциплинарной ответственности, 92 человека были уволены из ГФС. По материалам подразделений собственной безопасности было открыто более 80% уголовных производств по фактам совершения должностными лицами ГФС преступлений в сфере служебной деятельности, включая факты взяточничества.

В.С другой стороны, антикоррупционные меры могут использоваться с целью компрометации и освобождения с должности профессиональных, но «неудобных» работников ведомства. Как защищаете их от таких попыток «влияния»?

И. О. — В настоящее время во исполнение требований Закона Украины «О принципах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014 — 2017 годы», а также согласно п. 1 раздела второго Плана мероприятий ГФС по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров и Коалиционного соглашения в 2015 году, утвержденного 18 декабря 2014 года, Государственной фискальной службой разрабатывается проект собственной антикоррупционной программы. Указанная программа будет предусматривать меры, направленные не только на борьбу с коррупцией, но и на защиту наших работников от такого «влияния».

Хочу заверить, что добропорядочному и высокопрофессиональному работнику органов ГФС антикоррупционные меры не могут навредить. Скомпрометировать можно лишь того, кто причастен к совершению коррупционных или других противоправных действий. Ни один работник органов ГФС не может быть уволен по негативным мотивам без предварительного служебного расследования, которое проводится специально созданной комиссией.

Продолжениев следующем номере.


Беседовал Петр КРИЧУН,
главный редактор «Вестника»

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00