Интервью

Владимир ЮРЧЕНКО: «Противодействовать коррупции — значит защищать честных и добросовестных»

Одним из стратегических направлений деятельности ГФС на 2015 г. является обеспечение комплексной системы противодействия коррупции. Учитывая наличие значительных коррупционных рисков в налоговой и таможенной сферах, задача создания эффективной системы противодействия коррупции, выявления и устранения причин и условий ее существования возложена на Главное управление собственной безопасности ГФС Украины. Об основных направлениях работы по обеспечению защиты процесса наполнения госбюджета от коррупционных влияний рассказывает руководитель подразделения Владимир ЮРЧЕНКО.


В. — Владимир Николаевич, некоторые научные работники утверждают, что коррупционные проявления в большей или меньшей мере присущи всем странам мира, а в некоторых даже являются частью культур и традиций.

В. Н. — Если, например, жертвоприношения богам или подношения определенных даров вождям африканских племен считать коррупцией, то это, наверное, действительно является частью культур тех народов. Если же подобные дары рассматривать в цивилизованном мире, то, очевидно, такие «коррупционные традиции» необходимо ломать, хотя задача эта непростая: уничтожить то, что формировалось десятилетиями, довольно сложно. Cреди причин коррупции в Украине часто упоминается «советское наследие». Но едва ли можно во всем обвинять прошлое. Новое время диктует новые формы и методы работы. И наша задача — не допускать коррупционных проявлений в ведомстве.

В.Фискальная служба, в состав которой входят налоговая милиция и таможня, по характеру выполняемой работы и предоставленных полномочий больше всего связана с повышенным риском коррупции.

В. Н. — Поэтому задача работников Главного управления собственной безопасности ГФС Украины и соответствующих подразделений территориальных органов фис-кальной службы — не допускать таких проявлений. Мы осуществляем ряд комплексных мероприятий, направленных на выявление, проверку и реализацию информации относительно коррупционных действий со стороны должностных лиц, их участия в схемах, связанных с уклонением от налогообложения, «отмыванием» полученных преступным путем денежных средств, функционированием теневых экономических структур и т. п.

В.Учитывая изменения, произошедшие в прошлом году (переформирование Миндоходов в ГФС), вероятно, необходимо было менять сам подход к работе относительно противодействия коррупции и направления такой работы?

В. Н. — Действительно, в начале февраля текущего года мы критически проанализировали результаты деятельности территориальных подразделений по борьбе с коррупцией за прошедший год. Практика показала, что в настоящее время наши усилия еще не в полной мере соответствуют коррупционным вызовам, существующим в службе. Ведь ныне наша главная задача — это не только фиксация совершенных правонарушений, но и прежде всего их предупреждение. Поэтому кроме устранения объективных предпосылок для коррупции подразделения собственной безопасности проводят мероприятия, направленные на профилактику противоправных действий со стороны работников органов ГФС. В частности, важным элементом противодействия коррупции является применение дисциплинарной практики, ведь своевременное применение мер дисциплинарного влияния позволяет предупредить тяжкие последствия и своевременно снизить риск наступления уголовной или административной ответственности.

В.Как показывает практика, или даже история в целом, самые действенные убежденияконкретные наказания?

В. Н. — Да, мы заняли непримиримую позицию относительно неотвратимости наказания за совершенные работниками органов ГФС правонарушения. В настоящее время Управление ориентирует региональные подразделения на выявление резонансных правонарушений, совершаемых не рядовыми сотрудниками, а должностными лицами руководящего звена органов фискальной службы. Обо всех злоупотреблениях сообщаем в печати.

Вместе с тем приоритетом в организации оперативно-служебной деятельности наших подразделений является борьба с уголовными правонарушениями в сфере служебной деятельности. Так, в 2014 году по материалам подразделений собственной безопасности было начато 348 уголовных производств (или 81% общего количества).

Одним из элементов борьбы с коррупцией является создание системы ответственности за коррупционные проявления в подчиненных подразделениях. Каждый руководитель должен осознавать, что ответственность за любой факт взяточничества лежит также на нем, поскольку он не обеспечил надлежащего контроля за деятельностью подчиненных.

В.В антикоррупционную практику ГФС Украины введена методика опроса с применением компьютерных полиграфов. Насколько эффективно такое средство противодействия коррупции?

В. Н. — Достаточно эффективно, его использование позволяет более качественно осуществлять отбор кандидатов на службу, минимизировать возможность принятия в фискальные органы лиц с низкими моральными качествами и отрицательной (в том числе коррупционной) мотивацией, а также устанавливать истину в ходе проведения служебных расследований и проверок.

Утверждена Инструкция о применении компьютерных полиграфов в работе Миндоходов Украины, определяющая основные направления, принципы и условия их использования. Результаты опроса с применением полиграфов не влекут за собой правовых последствий, поэтому не могут быть основанием для принятия административно-управленческих решений в отношении лица, а используются исключительно как сведения вероятного или ориентировочного характера. Они также не имеют какой-либо доказательной силы, а только направляют на получение материальных и других доказательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В.Проверка на так называемом детекторе лжи проводится по добровольному согласию лица. В вашем ведомстве тоже?

В. Н. — Конечно. Более того, согласившееся лицо в любой момент в процессе проверки может отказаться от дальнейшего участия в нем или не отвечать на вопрос, который ему не понравился, и это не будет свидетельствовать о сокрытии или недостоверности предоставленной им информации.

Это прописано Инструкцией, определяющей порядок оформления материалов опроса с использованием полиграфа, их хранения и использования. На наше Управление возложены все функции по организации работы, касающейся внедрения полиграфов.

В.Для эффективного преодоления коррупционных проявлений Вы заимствуете прогрессивный опыт международных антикоррупционных стандартов...

В. Н. — Да, по заказу Главного управления собственной безопасности ГФС Украины проводится научно-исследовательская работа по направлению «Анализ международного опыта противодействия коррупции в процессе администрирования налогов и сборов и возможность его имплементации в Украине». Актуальность темы заключается в необходимости разработки и введения комплекса инновационных инструментов и методов в практику противодействия коррупции. Мы учитываем передовой международный опыт в ходе администрирования налогов, сборов и других платежей в целях создания действенной системы обеспечения эффективной защиты процесса наполнения госбюджета и ликвидации теневых схем при участии коррумпированных должностных лиц и предпринимателей.

Международные образцы противодействия коррупции для нас — не панацея. Используя самое лучшее и прогрессивное из международных практик, хотим выработать собственные эффективные методы борьбы с этим отрицательным явлением.

В.Паутина коррупционных проявлений в системе ГФСдовольно широка. Существует  ли их классификация?

В. Н. — Из собственного опыта могу утверждать, что типичная ситуация возникновения риска коррупционного действия имеет распространение только в двух направлениях. Первое, когда субъект хозяйствования предлагает определенное денежное вознаграждение служащему за утаивание выявленных правонарушений, второе, когда служащий, выявивший нарушение законодательства, сам предлагает «решить» проблемные для плательщика вопросы, то есть скрыть факт правонарушения и получить от субъекта хозяйствования за такие действия определенное вознаграждение.

В отдельных случаях вторая ситуация возникает не только после совершения плательщиком правонарушения. Иногда налоговики специально создают ситуацию по нарушению законодательства и требуют определенного вознаграждения за «решение» этого вопроса.

Еще одной разновидностью коррупционных зло-употреблений служащего может быть предоставление консультаций плательщику по конкретному случаю нарушения им действующего законодательства в целях избежания ответственности. Конечно, потерпевший готов «дать», нежели «отвечать». Поэтому я в который раз подчеркиваю: решение вопроса предупреждения коррупционных проявлений — это не только наша внутренняя деятельность, но и предпринимателей также.

В.И все же сложно не согласиться: потерпевший предлагает (или соглашается дать) взятку только в случае правовой (налоговой) неосведомленности или от безысходности.

В. Н. — Выход всегда можно найти. Например, позвонив на горячую линию «Пульса». Эта новация, введенная два года назад, доказала свою эффективность как антикоррупционного инструмента общественного контроля. Представители бизнеса, в том числе субъекты внешнеэкономической деятельности, могут в любое время позвонить по телефону на «Пульс» (даже анонимно, если того требует ситуация) и сообщить нам о неправомерных действиях или бездеятельности, оперативно решить спорные вопросы, возникающие не только в сфере администрирования налогов, но и при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления. Затем мы отчитываемся перед плательщиком о принятых после его обращения мерах.

Однако ни одна стратегия и новые технологии не дадут ожидаемого эффекта, пока в наших рядах будут люди, готовые помогать плательщикам уклоняться от уплаты платежей. Поэтому еще раз подчеркиваю, что действенным способом преодоления коррупции является системное предупреждение этого явления и уменьшение коррупционных рисков. Призываю общественность информировать нас о фактах коррупции на всех уровнях государственной фискальной службы. Мы проведем расследование, привлечем соответствующие правоохранительные органы и не оставим без реакции ни одно обращение. Мы ценим доверие граждан, поэтому будем принимать все возможные меры, чтобы его сохранить.

В.Что, на Ваш взгляд, следует сделать для консолидации внутренних и внешних усилий?

В. Н. — Необходимо восстановить доверие между ГФС и плательщиками. К сожалению, в настоящее время в Украине пока что такое доверие отсутствует. Необходимо и создание системы социальных связей, по которой существенно (до минимума) уменьшается вероятность возникновения ситуаций коррумпированности должностных лиц.

То есть проблема коррупции — в ее уровне, а также степени восприятия самим обществом, его гражданами. Потому что пока граждане не будут осознавать и, главное, противодействовать коррупции как системе, ожидать уменьшения ее уровня будет невозможным. А тем, кто сознательно не воспринимает такие реалии, рассматривает службу как источник личного обогащения, — не место в налоговой.

Пользуясь случаем, призываю представителей общественности, средства массовой информации сосредоточиваться не только на недостатках в работе нашей службы, но и способствовать со своей стороны правовому образованию граждан. Убежден, что совместными усилиями сможем предупредить принятие незаконных решений или подкуп работников службы. Ведь цель у нас общая — снижение уровня коррупции в ГФС и как следствие — увеличение поступлений в бюджет.

Украина начинается с каждого из нас. Именно поэтому, по моему мнению, наша страна преодолеет коррупцию как системное явление только тогда, когда мы начнем эту борьбу с себя.


Беседовала 
Лариса Сай-Боднар

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42