Налог на имущество

Плата за землю

Согласно изменениям, внесенным Законом № 71 в Налоговый кодекс, плата за землю как составляющая налога на имущество включена в перечень местных налогов и сборов, а органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории. При этом налог на имущество в части платы за землю является обязательным для установления.


Порядок установления местных налогов и сборов определен Налоговым кодексом.

Так, согласно п. 284.1 ст. 284 этого Кодекса органы местного самоуправления устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории.

Следует отметить, что  до 01.01.2015 г. плата за землю была общегосударственным налогом, решения по установлению этого налога на соответствующей территории не принимались.

В соответствии с пп. 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса решение об установлении местных налогов и сборов (в частности, платы за землю) официально обнародуется до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов. В ином случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

В решении обязательно указываются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные ст. 7 Налогового кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII этого Кодекса для соответствующего местного налога или сбора.

Копия принятого решения об установлении местных налогов или сборов направляется в десятидневный срок со дня обнародования в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и сборов.

Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам обложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных пп. 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса.

Кроме того, п. 284.1 ст. 284 этого Кодекса установлено, что органы местного самоуправления должны представить контролирующим органам решение о ставках земельного налога и предоставленных льготах по уплате земельного налога до 25 декабря года, предшествующего отчетному. Изменения относительно указанной информации предоставляются до 1 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.

В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решения об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которые являются обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм этого Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю — с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю (пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса).

Необходимо заметить, что поскольку указанные нормы Налогового кодекса вступили в силу 01.01.2015 г., то органы местного самоуправления не имели возможности принять соответствующие решения в порядке, определенном ст. 12 этого Кодекса.

Также следует отметить, что среди рекомендованных п. 4 Заключительных положений Закона № 71 органам местного самоуправления к принятию решений об установлении на 2015 г. налогов отсутствуют решения об установлении платы за землю.

С учетом вышеизложенного в 2015 г. плата за землю взимается в соответствии с требованиями пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12, п. 274.1 ст. 274 Налогового кодекса с применением ставок земельного налога 2014 г. и с учетом коэффициента индексации, доведенного письмом № 6-28-0.22-215/2-15,1,249 (кумулятивное значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель с 1995 г. по состоянию на 01.01.2015 г. составляет 3,997).

Для отдельных категорий землепользователей нормами Налогового кодекса определены условия, при которых они могут быть плательщиками платы за землю.

В частности, при переходе права собственности на здания земельный налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок (до 01.01.2015 г. — с даты регистрации права собственности на недвижимое имущество).

Кроме того, основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный согласно законодательству.

Поэтому органам исполнительной власти и органам местного самоуправления следует провести инвентаризацию земельных участков и землепользователей и организовать работу по оформлению права землепользования в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 Земельного кодекса.

Следует отметить, что с 1 января 2015 г. значительно сокращен перечень определенных Налоговым кодексом льгот по уплате налога для юридических лиц.

Так, согласно п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса от уплаты налога освобождаются:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые учреждены общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда. Разрешение на право пользования такой льготой указанными предприятиями выдается уполномоченным органом в соответствии с Законом № 875;
  • базы олимпийской и параолимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.

Следует обратить внимание на то, что согласно п. 284.3 ст. 284 Налогового кодекса в случае предоставления плательщиками налога, которые пользуются льготами по уплате этого налога, в аренду земельных участков, отдельных зданий, сооружений или их частей налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Данная норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям, дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

Среди физических лиц от уплаты земельного налога освобождены:

  • инвалиды первой и второй групп;
  • физические лица, воспитывающие троих и больше детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

При этом освобождение от уплаты налога для указанных категорий физических лиц предусмотрено относительно одного земельного участка по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Также от уплаты налога освобождены собственники участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы.

Следует отметить, что с учетом норм ст. 12 Налогового кодекса органы местного самоуправления не имели возможности установить льготы до начала нового бюджетного года.

Вместе с тем п. 284.2 ст. 284 Налогового кодекса установлено, что если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло данное право.

При этом согласно пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса не разрешается установление индивидуальных льготных ставок местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождение их от уплаты таких налогов и сборов.

То есть при принятии решений об установлении льгот по уплате земельного налога органам местного самоуправления следует руководствоваться нормой п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса, в соответствии с которой основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Право на ежегодное установление ставок земельного налога дано местным советам в пределах, определенных Налоговым кодексом.

Так, ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3% их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не более 1% их нормативной денежной оценки.

За земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной форм собственности), ставка налога устанавливается в размере не более 12% их нормативной денежной оценки.

За земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, ставки налога устанавливаются в размере не более   5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

К полномочиям органов местного самоуправления относится также принятие решений о проведении нормативной денежной оценки земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов.

Согласно п. 271.2 ст. 271 Налогового кодекса решение советов о нормативной денежной оценке земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В ином случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Обязательность проведения нормативной денежной оценки земли предусмотрена ст. 13 Закона № 1378, а периодичность проведения — ст. 18 этого Закона: не реже одного раза в 5 — 7 лет.

Своевременное проведение (повторное) нормативной денежной оценки земельных участков в населенных пунк-тах Украины в сроки, определенные действующим законодательством, — источник дополнительных поступлений в местный бюджет по плате за землю.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42