Статьи

Регионы Украины получили возможность увеличения финансовой состоятельности

Намерения осуществить финансовую децентрализацию на местах декларировала каждая власть, но перейти от слов к делу не рисковал никто. Представители регионов тем временем продолжали «с протянутой рукой» выстраиваться в очереди для возврата себе из госбюджета части денежных средств, уплаченных в виде налогов и сборов. Так происходило до начала 2015 г., когда вступили в силу изменения к Налоговому кодексу Украины, а также к Бюджетному кодексу Украины в части реформы межбюджетных отношений.


Перераспределение поступлений

Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, определенный статьями 9 и 10 Кодекса соответственно, изложен в новой редакции. Обещанного сокращения количества налогов и сборов с 22 до 9 не произошло, ведь к местным платежам, как и раньше, относятся сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор. По подсчетам экспертов, говорить о наличии в Кодексе 11 платежей было бы слишком оптимистично. Хотя бы потому, что в их перечне не нашли отражения установленный временно, до окончания реформирования Вооруженных Сил Украины, военный сбор, а также акцизный налог с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, который фактически является новым платежом на местном уровне.

«В местные бюджеты будут зачисляться налог на недвижимость и сбор с продажи подакцизных товаров, и местная власть получила возможность устанавливать ставки по этим налогам», — коротко очертил законодательные изменения Премьер-министр Украины Арсений Яценюк. По налогу на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, так и произошло, а вот акцизный налог с продажи в процессе трансформации законопроекта в закон претерпел изменения, которые привели к неоднозначности в трактовании отдельных норм. Причин такого состояния дел, вероятно, две:

  • желание всех и каждого принять посильное участие в реформировании налоговой системы;
  • оттягивание времени до последнего с дальнейшим принятием необходимых законов в авральном режиме (читай — ночью).

Акцизный налог

В начале января все, кто потребляет подакцизные товары, в частности алкогольные, табачные изделия и бензины, на собственном кармане ощутили их небольшое, но не совсем приятное подорожание. Особенно нововведение удивило курильщиков, поскольку на сигареты установлены максимальные розничные цены, выше которых продавать товар было нельзя. Законотворцы это учли, предусмотрев, что продажа товаров, на которые устанавливаются максимальные розничные цены, не может осуществляться по ценам, превышающим максимальные, увеличенные на сумму акцизного налога с розничной торговли подакцизными товарами. Иначе говоря, «три пишем, два в уме», а дальше, мол, уважаемые реализаторы, сами прибавляйте 5% стоимости товара: 90 коп. к пачке по цене 18 грн., 95 коп. — к пачке за 19,5 грн. и т. д.

Если вернуться к хронологии изменений, которые тяжело проходили в парламенте и не всегда поддерживались бизнес-сообществом, то сначала планировалось ввести сбор с розничной продажи подакцизных товаров как местный платеж по ставке до 2% стоимости с тем, чтобы каждая местная община самостоятельно устанавливала размер такого сбора. Потом диапазон ставки скорректировали: от 2 до 5% стоимости реализованного товара. В окончательном же варианте пп. 215.3.10 п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса появилась «твердая» ставка акциза, устанавливаемая по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах стоимости (с НДС), в размере 5%. Несмотря на то что устанавливать региональным органам власти фактически нечего, поскольку все сделано до них, председатель Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина в комментарии «Вестнику» рекомендовала все-таки утвердить соответствующие решения на местах, чтобы избежать правовых коллизий в дальнейшем.

Налог на имущество

Налогообложение по-новому коснулось и недвижимости. Во-первых, действующая база налогообложения была расширена: кроме жилого законотворцы добавили туда коммерческое (нежилое) имущество — офисные и торговые центры и другие подобные площади. Во-вторых, налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, «перекочевал» из категории общегосударственных в местные. В-третьих, местная община в определении ставки налога имеет значительно больше свободы, чем в случае с «акцизным акцизом», ведь может как устанавливать ставку в пределах 0 — 2% минимальной зарплаты, или до 24,36 грн. (1218 грн. × × 0,02) за 1 м2, так и увеличивать предельную границу не облагаемой налогом жилой недвижимости.

В предыдущей редакции ст. 266 Налогового кодекса было заложено уменьшение базы налогообложения на 120 м2 для квартир и на 250 м2 — для домов. Поначалу планировалось эту льготу просто отменить, и тогда граждане были бы вынуждены платить за каждый метр, в котором живут. Так, 42-метровая двухкомнатная квартира типа «чешки» обходилась бы плательщикам до 1023,12 грн. в год. Впрочем, на фоне повышения тарифов на услуги ЖКХ к такой асоциальной мере народные избранники не прибегли, уменьшив не облагаемый налогом минимум площади до 60 м2 для квартир, до 120 м2 — для домов.

Органы власти на местах пошли еще дальше, воспользовавшись правом на самостоятельное установление льгот. Исключением в этом плане является разве что Винница, власть которой оставила предписания Кодекса без изменений. Правда, только для квартир с налогом 2% от «минималки», начиная с 61-го метра. Вместо этого садовые дома будут облагать 1% свыше нормы в 120 м2, дачные — 1,5%.

В Киеве налог на недвижимость граждане будут уплачивать с 2016 г. по ставке 1% минимальной заработной платы. Днепропетровск перенял пример столичной власти, но там льготу для квартир решили увеличить до 85 м2, для домов — до 200 м2. В целом самая низкая ставка налога — 0,5% — зафиксирована в Запорожской, Ривненской, Луцкой, Кировоградской и Львовской областях. Наибольшая же не облагаемая налогом площадь жилой недвижимости (120 м2 для квартир и 250 м2 — для домов) установлена в Черновицкой, Черкасской, Черниговской, Хмельницкой, Закарпатской и, опять-таки, Запорожской областях.

Транспортный налог, также входящий в состав налога на имущество, — абсолютное ноу-хау украинской власти, своеобразный первый шаг к введению налога на роскошь. Согласно ст. 267 Налогового кодекса уплачивать его придется владельцам легковых авто «в возрасте» до пяти лет, имеющих объем цилиндров двигателя свыше 3 тыс. см3. Ставка налога — 25 тыс. грн. в год.

Бюджетная децентрализация

Она предусмотрена Законом Украины от 28.12.2014 г. № 79-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений». Среди основных направлений реформирования — обеспечение бюджетной автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов; стимулирование к объединению и формированию платежеспособных территориальных общин; закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов и расширение доходной базы местных бюджетов; децентрализация расходных полномочий и четкое распределение компетенций, сформированное по принципу субсидиарности; новые виды трансфертов и усиление ответственности профильных министерств за реализацию государственной политики в соответствующих отраслях; новый механизм бюджетного регулирования и выравнивания.

В частности, в ст. 29 Бюджетного кодекса внесены изменения, в соответствии с которыми к доходам общего фонда госбюджета относятся 25% налога на доходы физических лиц (исключение — Киев, у которого в госбюджет будут изымать 60% налога) и 90% налога на прибыль предприятий. С одной стороны, — позитив, потому что наконец регионам остается хоть 10% налога на прибыль. С другой — негатив, потому что у них забирают четвертую часть НДФЛ, тогда как раньше областные бюджеты получали 25%, бюджеты городов областного значения — 75%, государственный бюджет — 0% налога. Разве что столице не привыкать, поскольку она вынуждена поровну делиться с госбюджетом суммой, взимаемой в виде НДФЛ с киевских жителей, начиная с 2011 г.

Также в местные бюджеты будут поступать 80% экологического налога (раньше 35%), часть рентной платы (по 50% — за специальное использование лесных и водных ресурсов, 25% — за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения), половина платы за предоставление админуслуг.

Прогнозы

«Впервые за годы независимости мы приблизились к реализации реальных шагов по перераспределению полномочий в пользу районов и местной власти. Мы вышли на абсолютно европейскую форму местного самоуправления в части фискальной децентрализации», — заявила министр финансов Украины Наталия Яресько. По ее ожиданиям, вышеупомянутые законодательные изменения смогут обеспечить дополнительное поступление в местные бюджеты 25 — 45 млрд. грн. А как оно будет на самом деле — увидим уже по итогам года. Прогнозировать что-либо во время войны и финансовой нестабильности — дело неблагодарное.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42