Другие налоги

Налоговый компромисс как форма налаживания диалога между фискальными органами и налогоплательщиками

Нормами Закона № 63, вступившего в силу 17.01.2015 г., дана возможность освобождения от ответственности налогоплательщиков при условии добровольного декларирования ими налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль предприятий, то есть вероятность диалога между органами ГФС и налогоплательщиками об обеспечении поступлений налогов в бюджет. Основанием введения института налогового компромисса в нашем государстве послужил положительный опыт ряда европейских стран по детенизации экономики и усовершенствованию налогового законодательства.


В частности, использование процедуры налогового компромисса или ее аналогов в налоговых правоотношениях как одной из возможных попыток вывода экономики из «тени» прослеживается в фискальной политике США, Германии, Ирландии, Великобритании. Добровольная акция декларирования недоплаченных в бюджет платежей — это определенный компромисс между государством и налогоплательщиками, результатом которого является взаимопонимание и как следствие — поступление средств в бюджет. Положительным примером этого является Ирландия, где власть в 1998 г. сумела собрать в бюджет сумму, равную приблизительно 2,5 ВВП. Результативностью в этом направлении может поделиться и Италия, в которой было задекларировано свыше 100 млрд. евро и уплачено в бюджет около 7% легализованных денег, то есть в бюджет дополнительно поступило 7 млрд. евро.

Так в чем же состоит налоговый компромисс?

Налоговый компромисс — это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС за любые налоговые периоды до 01.04.2014 г. с учетом сроков давности, установленных ст. 102 Налогового кодекса. В частности, под сроками давности понимают определение денежных обязательств в течение 1095 дней со дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а если такая декларация была представлена позднее, — за днем ее фактического представления.

Известно, что за нарушения законов по вопросам налогообложения применяются такие виды юридической ответственности, как финансовая, административная и уголовная. При этом финансовая ответственность применяется, как правило, согласно Налоговому кодексу в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени.

Поэтому законодателем обусловлено, что налоговые обязательства согласно процедуре налогового компромисса уплачиваются налогоплательщиком в бюджет в размере 5% суммы занижения налогового обязательства. Другая часть95%считается погашенной по результатам достижения налогового компромисса, штрафные санкции к плательщику не применяются, а пеня соответственно не начисляется.

Освобождение от уголовной ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном Уголовным и Уголовным процессуальным кодексами, поскольку действие, совершенное налогоплательщиком или его должностными (служебными) лицами, которое привело к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, если такие налоговые обязательства уточнены по процедурам применения налогового компромисса и уплачены в бюджеты, не считается умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (п. 10 Закона № 63, ст. 212 Уголовного кодекса).

Вместе с тем необходимо учесть, что суть налогового компромисса — это освобождение от ответственности за занижение налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и завышение налогового кредита по НДС, и прежде всего — освобождение добросовестных налогоплательщиков.

Учитывая положения части пятой ст. 212 Уголовного кодекса относительно освобождения от уголовной ответственности налогоплательщиков в случае достижения процедуры налогового компромисса, а также состава преступления, предусмотренного указанной статьей, который определяется как нанесение вреда государству, обществу, считается, что другие статьи Уголовного кодекса (статьи 358, 366 и пр., являющиеся вспомогательными в случае уголовного производства по ст. 212 Уголовного кодекса) не должны применяться к таким лицам, поскольку отсутствует состав преступления в виде нанесения убытков государству. Однако такое освобождение не касается недобросовестных налогоплательщиков, которые организовывали и создавали преступные схемы.

В связи с этим внесены соответствующие изменения в ст. 212 Уголовного кодекса и ст. 284 Уголовного процессуального кодекса в части освобождения от ответственности в случае достижения сторонами налогового компромисса.

Под достижением компромисса понимают уплату налогоплательщиком в установленный Законом № 63, Налоговым кодексом срок в бюджет сумм налоговых обязательств по НДС и/или налогу на прибыль.

Нормами Закона № 63 процедура налогового компромисса распространена на случаи:

  • добровольного декларирования налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль в соответствующих налоговых отчетных периодах до 01.04.2014 г. (п. 1 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса);
  • добровольного декларирования налогоплательщиком заниженных налоговых обязательств в случае, если у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки (п. 7 указанного подраздела);
  • когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС не согласованы в соответствии с нормами Налогового кодекса (тот же пункт);
  • когда не согласованы суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, в отношении которых продолжается процедура административного обжалования (тот же пункт);
  • когда не согласованы суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, в отношении которых продолжаетя процедура судебного обжалования (тот же пункт).

При этом после достижения налогового компромисса налоговые обязательства, относительно которых проводилась указанная процедура, не подлежат обжалованию налогоплательщиком и их размер не может быть им изменен в других налоговых периодах, а сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или НДС в размере 95% вследствие применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта обложения налогом на прибыль предприятий.

Дополнительной гарантией защиты налогоплательщика при применении процедуры налогового компромисса выступает запрет органам ГФС проводить в следующих периодах проверки по налогу на прибыль предприятий и/или НДС по уточненным операциям по указанным налогам.

Для того чтобы воспользоваться предложенной процедурой налогового компромисса, налогоплательщик имеет право представить в течение 90 дней со дня вступления в силу Закона № 63 в контролирующий орган по основному месту налогового учета уточняющие расчеты по НДС и/или налогу на прибыль предприятий за любые налоговые периоды до 01.04.2014 г. (с учетом 1095 дней, установленных ст. 102 Налогового кодекса), в которых определить сумму завышения расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по НДС. Вместе с уточняющим расчетом налогоплательщик может подать в произвольной форме заявление, в котором указать информацию о мотивах представления такого расчета, проведения проверки, перечень (опись) операций, относительно которых осуществлено уточнение показателей декларации (при отсутствии утвержденного в установленном порядке перечня). В перечне операций необходимо отразить данные, позволяющие четко идентифицировать каждую хозяйственную операцию, относительно которой было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, что стало последствием занижения налоговых обязательств по НДС и налога на прибыль в бюджет. К таким данным относятся: название (ФИО); код ЕГР субъекта хозяйствования (регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика), по операциям (взаимоотношениям) с которым были отнесены суммы к составу налогового кредита и/или расходов, которые учитываются при определении объекта налогообложения; дата, номер, вид, срок действия договора, для выполнения которого осуществлялись эти операции; налоговый (отчетный) период, в котором было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемые при определении объекта налогообложения; сумма завышения налогового кредита и/или расходов; дата, номер налоговой накладной, на основании которой были отнесены соответствующие суммы к налоговому кредиту, и т. п.

Форма уточняющих расчетов по НДС утверждена приказом № 13.

Отметим, что на сегодня проект приказа Минфина Украины «Об утверждении формы Уточняющего расчета по налогу на прибыль предприятий для применения налогового компромисса» находится на разработке, а потому налогоплательщики вправе представить уточняющий расчет по действующей на момент представления форме как отдельный документ, но в обязательном порядке с перечнем (описью) хозяйственных операций, относительно которых осуществлено уточнение показателей по декларациям. При этом требования ст. 50 Налогового кодекса на случаи представления уточняющих расчетов налоговых обязательств в процедуре налогового компромисса не распространяются.

Необходимо обратить внимание, что при составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по НДС и/или расходов, которые учитываются при исчислении объекта обложения налогом на прибыль, отраженных в уточняющих расчетах, которые одновременно соответствуют следующим условиям:

  • представлены в порядке, установленном ст. 50 Налогового кодекса, после 01.04.2014 г.;
  • уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 01.04.2014 г.;
  • по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или НДС за такие отчетные (налоговые) периоды.

Вместе с тем следует учитывать и ограничения, введенные Законом № 63: у налогоплательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

Таким образом, контролирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, принимает решение о необходимости или отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает налогоплательщику (его законному представителю либо уполномоченному представителю) под расписку.

Решение принимается руководителем контролирующего органа на основании коллегиального рассмотрения структурными подразделениями представленных плательщиком материалов, что оформляется соответствующим протоколом.

При этом следует учесть, что представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки согласно процедуре налогового компромисса (п. 3 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса).

День получения налогоплательщиком решения контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки является днем согласования налогового обязательства, определенного в уточняющем расчете, которое подлежит уплате в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования.

В случае если руководителем контролирующего органа принято решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки налогоплательщика — юридического лица, такая проверка осуществляется в соответствии с нормами п. 3 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса с соблюдением требований относительно особенностей организации, условий допуска и порядка проведения такой проверки.

Такая документальная проверка проводится исключительно по вопросам, касающимся расходов, которые учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, и/или суммы завышения налогового кредита по НДС, в пределах налоговых (отчетных) периодов и субъектов хозяйствования, по хозяйственным операциям (взаимоотношениям) с которыми налогоплательщиком представлены уточняющие расчеты. Если по ее результатам не установлены нарушения, составляется справка, которая направляется/вручается плательщику в порядке, установленном статьями 42, 58 Налогового кодекса. В случае если по результатам проверки установлены нарушения, составляется акт проверки и в сроки, определенные п. 86.8 ст. 86 этого Кодекса, с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (при наличии) принимается налоговое уведомление-решение на всю сумму денежного обязательства (с учетом штрафных санкций).

Налогоплательщик уплачивает сумму налогового обязательства, определенного в налоговом уведомлении-решении, в размере 5% суммы налога. Другая часть — 95% — считается погашенной, в том числе штраф и пеня.

Если налогоплательщик начал процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого на основании акта документальной внеплановой проверки, составленного в соответствии с п. 3 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса, то налоговый компромисс не применяется и уплате в установленный Кодексом срок подлежит вся сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении.

Подчеркнем, что вся процедура достижения налогового компромисса должна продолжаться не больше 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.

Следует уделить внимание и положениям Закона № 63, согласно которым процедура налогового компромисса распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, определенные в налоговых уведомлениях-решениях, в отношении которых продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами Налогового кодекса. Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса, и в таком случае днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий контролирующий орган по основному месту учета. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в размере 5% в установленные Кодексом сроки уплаты согласованного налогового обязательства, определенного контролирующим органом, такое налоговое обязательство считается несогласованным, а компромисснедостигнутым.

В случае подачи в орган по основному месту учета заявления о намерении достижения налогового компромисса во время процедуры административного обжалования налогоплательщик одновременно должен уведомить о таком заявлении и контролирующий орган, в который он направил жалобу в порядке, определенном ст. 56 Налогового кодекса, с целью избежания в дальнейшем недоразумений и противоречий. Заметим, что достижение налогового компромисса на стадии административного обжалования является основанием для оставления жалобы без рассмотрения (в целом или в части) на основании п. 56.11 ст. 56 этого Кодекса.

Налогоплательщик может подать заявление о намерении достижения налогового компромисса и во время процедуры судебного обжалования до момента вступления в законную силу решения суда (вынесения решения судом апелляционной инстанции).

Несмотря на то что процедура кассационного обжалования является продолжением процедуры судебного обжалования, в суд кассационной инстанции подаются жалобы на решения судов, вступившие в законную силу, а потому в случае вынесения решения в пользу фискального органа налоговые обязательства в оспариваемых налоговых уведомлениях-решениях не могут считаться несогласованными.

Вместе с тем в случае принятия решения в пользу налогоплательщика предмет налогового компромисса отсутствует, поскольку налоговое уведомление-решение отменено. Однако это не избавляет налогоплательщика от применения процедуры налогового компромисса путем представления уточняющих расчетов в соответствии с п. 1 подраздела 92 раздела XX Налогового кодекса.

При применении процедуры налогового компромисса во время административного и/или судебного обжалования надо учитывать, что налоговый компромисс распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или НДС, и нормами Закона № 63 не предусмотрено применение этой процедуры к штрафным санкциям. Это обусловлено самими определениями понятий налогового обязательства, денежного обязательства и штрафной санкции, которые необходимо разграничить.

В частности, согласно пп. 14.1.156 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговое обязательство — сумма денежных средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (в том числе сумма денежных средств, определенная налогоплательщиком в налоговом векселе и не уплаченная в установленный законом срок), а в соответствии с пп. 14.1.265 этой статьи штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) — плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере ВЭД.

При этом сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, которая взимается с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушения законодательства в сфере ВЭД являются денежным обязательством (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 113, п. 112 раздела VIII Кодекса административного судопроизводства основанием для примирения сторон на любой стадии процесса является достижение налогового компромисса относительно уплаты налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль предприятий согласно подразделу 92 раздела XX Налогового кодекса. Стороны могут полностью или частично урегулировать спор на основе взаимных уступок. Примирение сторон может касаться только прав и обязанностей сторон и предмета административного иска. По ходатайству сторон суд приостанавливает производство по делу на время, необходимое им для примирения. В случае примирения сторон суд постановляет определение о закрытии производства по делу, в котором фиксируются условия примирения. Они не должны противоречить закону или нарушать чьи-либо права, свободы или интересы. В случае невыполнения условий примирения одной из сторон суд по ходатайству другой стороны возобновляет производство по делу.

Таким образом, налоговый компромисс введен как эффективный европейский способ согласования сумм налоговых обязательств, возможность для урегулирования спорных ситуаций с контролирующими органами и обеспечения дополнительных поступлений в бюджет путем выполнения налогоплательщиками соответствующего конституционного долга.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00