Статьи

Ангела БОЧИ: «Кредиты МВФ — лекарство с побочным действием»

11 марта, как и ожидали в нашем правительстве, Международный валютный фонд одобрил программу кредитования экономики Украины с использованием механизма расширенного финансирования в общем объеме 17,5 млрд. дол. сроком на четыре года. Новая программа станет наиболее масштабной за все 20 лет сотрудничества с МВФ не только по объему предоставляемых денежных средств, но и по глубине реформ и сложности поставленных перед нами задач. «И хотя как спасательный круг нам брошено лекарство для выздоровления, а возможно — и спасения, не следует забывать, что любые пилюли имеют побочное действие», — считает эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Ангела БОЧИ.


В. — Госпожа Ангела, означает ли этот кредит, что Запад доверяет нам?

А. Б. — Конечно, безнадежным деньги не раздают, пусть даже речь идет только о займе. В течение 21 года, с тех пор как Украина является членом МВФ, мы уже получали много кредитов и в рамках программы SBY (стенд-бай), и в рамках Программы расширенного финансирования (EFF), а также техническую помощь для проведения реформ. В основном полученные средства направлялись на поддержку курса национальной валюты, финансирование дефицита платежного баланса Украины, пополнение валютных резервов и непосредственно на покрытие дефицита госбюджета.

Ныне же Украина едва ли не впервые за годы независимости находится в чрезвычайно трудном положении: к аннексии Крыма добавились военные действия (считай, полноценная война) на востоке страны, в результате чего 2014 год стал годом структурных экономических проблем. В 2015-ом, по всему видно, эта тенденция не только продолжится, но и осложнится. При таких условиях получение международной финансовой помощи является своеобразным спасательным кругом — потребность в дополнительном финансировании нашего государства по разным оценкам составляет около 35 млрд. дол. до 2016 года. Кроме того, органы государственной власти поставили перед собой амбициозную (чтобы не сказать, почти неподъемную) задачу: создать условия, при которых уже следующий 2016 год должен стать годом стабилизации и роста экономических показателей в Украине.

В.Можно ли считать, что 2014 год стал новым определяющим этапом в отношениях с МВФ?

А. Б. — Да, именно тогда было положено начало восстановлению сотрудничества и предоставлению помощи при условии проведения масштабных рыночных реформ, которые по понятным причинам, к сожалению, пока что, как говорят, только в зародыше.

В конце апреля 2014 года исполнительный совет Международного валютного фонда одобрил двухлетнее соглашение SBY (стенд-бай) для Украины в сумме 17,01 млрд. дол. Кроме того, соглашение с МФВ открыло для нас доступ к финансовым ресурсам других международных доноров из Европы и США. В рамках помощи мы получили от МФВ двумя траншами 4,5 млрд. дол. Эти средства были направлены на покрытие бюджетного дефицита и пополнение золотовалютных резервов.

В 2015 году Украине тоже необходимо дополнительное финансирование МВФ, первый транш которого мы уже получили, а второй ожидаем в мае. Без него ухудшение экономической ситуации только ускорится. Кроме того, задержка с предоставлением кредитов Международного валютного фонда или отказ были бы тревожными сигналами иностранным инвесторам при предоставлении ими инвестиций и финансовой помощи, а также другими финансовыми учреждениями и государствами.

В связи с увеличением государственного долга, девальвацией обменного курса, эскалацией конфликта было принято решение об открытии Программы расширенного финансирования (EFF), направленной на решение средне- и долгосрочных проб-лем, требующих фундаментальных экономических реформ.

И если между Украиной и МВФ уже достигнуты договоренности по кредитованию в рамках программы EFF, то органам власти следует быть готовыми к серьезному проведению глубоких структурных реформ. На это выделено около 17,5 млрд. дол., которые поступят в течение ближайших четырех лет.

В.Почти все предшественники направили международные кредиты на «проедание». Не наступим ли мы на те же грабли?

А. Б. — Вряд ли. Ведь отступать некуда. Если нынешняя власть не прислушается к рекомендациям международных финансовых учреждений, это будет означать дефолт страны, и последствия его мы будем ощущать еще достаточно долго.

Украинская программа EFF будет направлена на восстановление конкурентоспособности и роста, достижение финансовой стабильности. При этом предполагается спад экономики в 2015 году на уровне 5,5%.

В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве Украина должна провести ряд ключевых реформ, сосредоточенных в таких направлениях:

  • бюджетно-налоговая реформа, которая будет состоять в совершенствовании администрирования налоговых платежей, модернизации ГФС;
  • денежно-кредитная и валютно-курсовая реформы, а именно: сохранение гибкого курсообразования, укрепление институционной базы и эффективность Нацбанка Украины, оздоровление банковского сектора, в том числе за счет выведения проблемных банков с рынка, полный переход на инфляционное таргетирование, сохранение стабильного и низкого уровня инфляции;
  • реформа энергетического сектора — одна из ключевых и направлена прежде всего на финансовое оздоровление и ликвидацию дефицита НАК «Нафтогаз України» за счет реструктуризации, роста цен для конечных потребителей, реформы государственных энергетических компаний;
  • укрепление государственного управления и улучшение делового климата;
  • проведение антикоррупционных мероприятий, прежде всего введение нормативно-правовых изменений по функционированию Национального антикоррупционного бюро, противодействию отмыванию денежных средств, повышению эффективности судебной системы.

В.Мы должны строго следовать указаниям МВФ?

А. Б. — Не указаниям, скорее рекомендациям. И наше право — следовать им и получать последующие транши, шагая в Европу, или распоряжаться по собственному усмотрению. Конечно, можно пожить на широкую ногу
какое--то время (а в нашем случае — просто свести концы с концами) и снова — зубы на полку. А можно затянуть пояса, ведь чаще всего МВФ дает деньги под проведение непопулярных реформ, которые прежде всего сильно бьют по социальному сектору. Так и на этот раз: на жизнь каждого украинца в среднем на 285% повлияет увеличение платы за газ, на 67% — тепловой энергии. Неминуемо, уже в 2015 году, и сокращение на 20% государственных служащих, а лиц, получающих зарплату из государственного бюджета, — на 3%. Вместе с тем будут сняты ограничения на зарплату в правительственных структурах и Нацбанке Украины на уровне 7 — 10 минимальных заработных плат для борьбы с коррупцией. Сокращение рабочих мест на государственной службе с одновременным повышением заработной платы соответствует мировому опыту проведения административной реформы. Однако в Украине, к сожалению, такие методы не часто приводят к положительному результату. Административная реформа должна быть направлена на повышение эффективности работы государственных органов с помощью активного использования электронного управления.

 

В.Больнее всего условия предоставления кредита ощутят на себе пенсионеры.

А. Б. — Если честно, то реформа Пенсионного фонда уже давно на-зрела, а учитывая стремительный рост его дефицита — даже перезрела. Однако в условиях роста цен и валютной нестабильности принятие решения об уменьшении выплат работающим пенсионерам и ограничении возможности досрочного выхода на пенсию побудит их к переходу на теневую зарплату и приведет к дальнейшему обнищанию, а увеличение пенсионного возраста на пять лет при нашей экологии и выживание на мизерную пенсию вообще сведут пенсионные годы на нет. Правда, есть для пенсионеров и хорошие новости: с 2016 года предусматривается индексация пенсий относительно уровня цен, что, безусловно, положительно.

К росту социального напряжения также прогнозируемо приведет сокращение с 802 до 317 высших учебных заведений и уменьшение на 5% количества средних школ. В результате такой реформы многочисленная армия работников сферы образования потеряет рабочие места. И вместе с тем не все желающие, по разным причинам, смогут воспользоваться своим конституционным правом на образование.

В.Одним из важных пунктов реформ для нас не только как граждан, но и налогоплательщиков, является реформа налоговой сферы.

А. Б. — В самом деле, она имеет свои и плюсы, и минусы. Так, в Меморандуме сакцентировано внимание на дальнейшем уменьшении налоговой нагрузки, упрощении налоговой системы, отмене освобождений от налогообложения, однако разработку конкретных мер запланировано провести в ходе реализации программы.

В контексте усиления платежной дисциплины согласно условиям Меморандума с 1 июля 2015 года обязательным будет использование кассовых аппаратов физическими лицами — предпринимателями, а до конца 2015 года все, кто соответствует критериям крупных налогоплательщиков, должны будут обслуживаться в ООКН.

Реформа налоговой политики прежде всего затронет сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, с января 2016 года на весь сельскохозяйственный сектор будет распространено действие общего режима налогообложения НДС. Расширение базы и дальнейшее повышение прогрессивности налогообложения налогом на доходы физических лиц, постепенная отмена освобождения от налогообложения, увеличение ставок для налога на имущество, изменение механизма налогообложения газодобывающей промышленности станут вызовами для предпринимателей. Однако, возможно, до конца 2015 года будет отменен дополнительный импортный сбор в случае отрицательного решения ВТО по его введению.

В.Серьезные изменения запланированы и в работе самой ГФС?

А. Б. — Причем, неотложные. До конца апреля должен быть подготовлен план усовершенствования администрирования налоговых поступлений, прежде всего за счет модернизации ГФС. С января 2016 года необходимо провести оптимизацию территориальных управлений службы с высвобож-дением недостаточно эффективных сотрудников, модернизацию и автоматизацию таможни (что также Украина должна осуществить в рамках реализации Соглашения об ассоциации с ЕС), переподчинение ГФС Минфину.

Расширяются требования к отчетности ГФС. В частности, это касается предоставления ежемесячных данных о задолженности по уплате налогов, возмещении НДС в специальном разработанном формате, ежеквартальных данных об освобожденных от налогообложения субъектах и количестве налоговых апелляций, будет продолжен отчет о фактических налоговых поступлениях.

Важным является углубление среднесрочного бюджетного прогнозирования. В частности, до 2018 года Украина взяла на себя обязательства внести изменения в Бюджетный кодекс. Эти требования соответствуют положениям Соглашения об ассоциации с ЕС и будут способствовать осуществлению взвешенной политики прогнозирования доходов и расходов, в частности по принятию реалистичных прогнозов, уменьшению политических манипуляций во время бюджетного процесса, повышению эффективности планирования и выполнения государственных программ, улучшению сотрудничества между органами власти.

В.Ряд реформ, скалькированных с экономического развития других государств, для нас чрезвычайно жесткие.

А. Б. — Большинство реформ, которые разрабатываются под предоставление кредитов, для каждой страны уникальны и индивидуальны. А вот требования к проведению структурных реформ — общие. Взять хотя бы Грецию, которая переживала серьезные финансовые трудности и тоже получала финансирование в рамках программ SBY и EFF. В частности, программа SBY была профинансирована в размере 17 млрд. SDR (9 мая 2010 года — 14 марта 2012 года), а 15 марта 2012 года была открыта новая программа финансирования EFF на общую сумму 23 млрд. SDR, из которой профинансировано лишь 10,3 млрд. SDR.

Греческая программа EFF была направлена также на проведение структурных реформ:

укрепление конкурентоспособности, формирование динамичного рынка труда, снижение уровня безработицы;

приватизация государственных предприятий и резкое сокращение бюрократических барьеров на пути инвестиций, возобновление инвестиций;

улучшение администрирования налогов, а также сокращение государственных расходов. Также были предусмотрены действия по усилению защиты наиболее уязвимых слоев общества;

восстановление стабильности финансового сектора: значительные ресурсы должны направляться на помощь банкам для преодоления последствий экономического спада и реструктуризации государственного долга, обеспечения эффективной рекапитализации банков и надзора за банковской системой. Государственная помощь выстраивалась таким образом, чтобы обеспечивать стимулы для поддержки частной собственности.

Однако такая программа была достаточно жесткой и сейчас не пользуется популярностью у греческих властей. Сегодня не рассматриваются другие программы сотрудничества по МВФ, несмотря на то, что государство находится на гране дефолта и не может погашать свои долговые обязательства. Объем долга составляет свыше 324 млрд. евро — 17,55% ВВП.

В.Следовательно, не говори «гоп», получив кредиты?

А. Б. — Можно и так обозначить этот шаг. В любом случае опыт сотрудничества с МВФ свидетельствует, что кредиты по-разному влияют на экономику страны, и эффект прежде всего зависит от способности органов власти проводить рекомендованные реформы. Большинство кредитных программ направлено на уменьшение возможности возникновения экономических кризисов в будущем и проведение фискальной и денежно-кредитной реформ. Однако если правительство не следуют рекомендациям МВФ, то полученные кредиты положительного влияния на экономику не оказывают, а наоборот — накапливают проблемы и усиливают долговую зависимость.

Украина в нынешней экономической ситуации нуждается в кредитной поддержке международных финансовых учреждений. От выполнения условий МВФ зависит получение инвестиционных ресурсов и реализация других финансовых программ. Но не кредитные условия должны быть основным двигателем проведения реформ, а реальное понимание экономической ситуации. Любое кредитование при условии неэффективного использования ресурсов решает только некоторые последствия структурных экономических проблем. Поэтому не стоит надеяться на внешнего кредитора, необходимо самим мобилизовать финансовые ресурсы, в том числе возвращать в Украину денежные средства, полученные преступным путем и выведенные за ее пределы, бороться с «налоговыми ямами» и повышать прозрачность государственных закупок.


Беседовала
Лариса САЙ-БОДНАР

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00