Новости
Тема: РРО. Наличное обращение

Контроль за соблюдением порядка осуществления операций с наличными

В соответствии с пп. 20.1.10 п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса контролирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам регулирования обращения наличных (кроме банков), порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов, за соблюдением порядка приема наличных  для дальнейшего перевода (кроме приема наличных банками), за соблюдением субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств.

Согласно п. 75.1 ст. 75 указанного Кодекса контролирующие органы имеют право проводить камеральные, документальные (плановые или внеплановые, выездные или невыездные) и фактические проверки.

При этом фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Такая проверка проводится контролирующим органом по соблюдению порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций.

Таким образом, контроль за соблюдением порядка ведения операций с наличными, установленного Положением № 637, в соответствии с Налоговым кодексом имеют право осуществлять контролирующие органы путем проведения фактических и документальных проверок.

Ведение кассовой книги и кассовых документов

На предприятии должна быть только одна кассовая книга, пронумерованная, прошнурованная и опечатанная сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и немотивированные исправления в кассовой книге запрещаются.

При оформлении кассовых операций по приему и выдаче денежной наличности  (в том числе по срокам) указанные в кассовой книге суммы принятых в кассу или выданных из кассы наличных должны соответствовать данным приходных и расходных кассовых ордеров, записи кассира должны быть сделаны качественно и своевременно согласно указанным в кассовой книге кассовым документам, должна быть подпись бухгалтера, проверившего записи по количеству полученных им кассовых ордеров, а фактические остатки наличных в кассе на конец дня должны быть правильно подсчитаны.

Записи в кассовой книге осуществляются в двух экземплярах (через копировальную бумагу) чернилами темного цвета чернильной или шариковой ручкой. Первые экземпляры, являющиеся неотрывной частью листа кассовой книги, - «Вкладні аркуші  касової книги», остаются в кассовой книге. Вторые экземпляры,  являющиеся отрывной частью листа кассовой книги, — «Звіт  касира», являются документом, по которому кассиры отчитываются о движении денег в кассе. Первые и вторые экземпляры имеют одинаковые номера.

Кассир в конце дня подытоживает операции за день, выводит остаток наличных в кассе на начало  следующего дня и передает в бухгалтерию отчет с приходными и расходными кассовыми ордерами под подпись в кассовой книге. Наличные, выданные по расходным ведомостям на выплаты, связанные с оплатой труда, отражаются в кассовой книге по истечении сроков этих выплат, а закрытие указанных документов и выписывание соответствующих расходных кассовых ордеров на депонированные суммы осуществляются в порядке, определенном п. 3.9 Положения № 637.

Пунктом 1.2 указанного Положения установлено, что обособленные подразделения — это филиалы, представительства, отделения и другие структурные подразделения, которые наделяются частью имущества хозяйственных организаций, осуществляя относительно этого имущества право оперативного использования или другое вещное право, предусмотренное законодательством Украины. Эти структурные подразделения могут иметь кассу.

Предприятие (юридическое лицо),  имеющее кассу, ведет одну кассовую книгу для учета операций с наличными в национальной валюте (без учета касс обособленных подразделений). Обособленные подразделения предприятий, осуществляющие операции по приему наличных за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с  оформлением их приходным кассовым ордером, а также по выдаче наличных на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, ведут кассовую книгу.

Таким образом, Положением № 637 предусмотрена главная кассовая книга предприятия и кассовые книги обособленных подразделений. Главная кассовая книга может быть только одна, кассовых книг подразделений может быть несколько, но выдаются и оформляются они централизованно. Листы кассовой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены оттиском печати предприятия (юридического лица). Количество листов в кассовой книге подтверждается подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия (юридического лица).

В соответствии с п. 4.2 указанного Положения обособленные подразделения предприятий, которые согласно Закону об РРО осуществляют расчеты с применением РРО или ра-счетных книжек (далее — РК) и ведением книг учета расчетных операций (далее — КУРО), но не осуществляют операций по приему (выдаче) наличных по кассовым ордерам, кассовой книги не ведут.

При заполнении всех реквизитов приходных и расходных кассовых ордеров и платежных (расчетно-платежных) ведомостей недопустимы исправления, зачеркивания и т. п. Важным является также указание дат, номеров, сумм, оснований для выписывания указанных документов, наличие подписей служебных лиц и получателей денежных средств, печатей, штампов, подписей о получении наличных, правильность оформления депонированных сумм и т. п. По отдельным платежным (расчетно-платежным) ведомостям могут выборочно перечисляться суммы выплаченных наличных.

Предприятие должно вести журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров и книгу учета принятых и выданных кассиром денег, а также отражать в кассовых документах номера корреспондирующих счетов, соответствие между корреспонденцией счетов, внесенных в кассовую книгу и проставленных в кассовых ордерах, необходимые оправдательные документы, которые прилагаются к кассовым ордерам (заявления, накладные, счета, справки и т. п.), и отметки об их погашении. Получатели денежных  средств ставят подписи в кассовых документах.

Кассовый ордер заполняется бухгалтером, а не кассиром, чернилами темного цвета чернильной или шариковой ручкой, с помощью печатных машинок, компьютерных средств или другими способами для надлежащей сохранности записей в течение установленного для хранения документов срока. Исправления в кассовых ордерах запрещаются.

Кассовый ордер до передачи в кассу регистрируется бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Исключение сделано для расходных кассовых ордеров, оформленных на основании расходных ведомостей, которые регистрируются в журнале после осуществления выплат.

Выдача кассовых ордеров и расходных ведомостей на руки лицам, которые вносят или получают денежную наличность, запрещается.

Приходный кассовый ордер подписывается главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия. О приеме предприятиями  наличных в кассу по приходным кассовым ордерам выдается удостоверенная оттиском печати этого предприятия квитанция (являющаяся отрывной частью приходного кассового ордера) за подписями главного бухгалтера или работника предприятия, уполномоченного на это руководителем.

Расходный кассовый ордер подписывают руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, уполномоченный на это руководителем. К этим ордерам могут прилагаться заявление на выдачу наличных, расчеты и т. п. Если на приложенных к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и т. п. есть разрешительная надпись руководителя предприятия, то его подпись на расходных кассовых ордерах не обязательна.

В соответствии с п. 3.12 Положения № 637 кассовые ордера или расходные ведомости сразу же после получения или выдачи по ним  наличных подписываются кассиром, а на приложенных к ним документах ставится оттиск штампа или надпись «Оплачено» с указанием даты (число, месяц, год). Прием и выдача наличных по кассовым ордерам может проводиться только  в день их составления.

Оприходование поступлений наличных в кассу

Своевременность и полнота оприходования в кассу наличных, полученных со счетов предприятия в банке, устанавливаются путем встречной и взаимной проверки данных выписок банка с расчетных счетов предприятия, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге. При изучении денежных операций контролирующим органом запрашивается из соответствующего отделения банка информация о выданных чековых книжках за проверяемый период. Для определения, что полученные с банковских счетов денежные средства оприходованы своевременно и полностью, cверяются записи в журнале-ордере № 1 и кассовой книге с суммами на корешках чековых книжек и в выписках банков. Чековые книжки, корешки использованных чеков и неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера.

При оприходовании денежных средств, поступивших в кассу предприятия от осуществления хозяйственной деятельности, записи в кассовой книге сверяются по суммам и срокам с данными соответствующих приходных кассовых ордеров (с привлечением в случае необходимости таких оправдательных документов, как товарные и кассовые чеки, расчетные квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам, счета-фактуры, товарно-транспортные и налоговые накладные и т. п.).

Согласно п. 7.17 Положения № 637 для углубленной проверки полного оприходования в кассе денежной наличности, полученной из разных источников, анализируются обороты по ведомости журнала-ордера № 1 по дебету субсчета 301 «Касса в национальной валюте» по сравнению с оборотами по кредиту каждого корреспондирующего счета/субсчета (311 «Текущие счета в национальной валюте», 37 «Расчеты с разными дебиторами», 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 661 «Расчеты по заработной плате», 662 «Расчеты с депонентами», 681 «Расчеты по авансам полученным» и других счетов) с дальнейшим сравнением их с записями в кассовой книге и данными документов, подтверждающих фактическое получение предприятием определенных сумм наличных в соответствующие сроки.

Чаще всего встречаются злоупотребления, связанные с полным или частичным неоприходованием денежной наличности в кассу, по операциям по оприходованию выручки от реализации продукции и предоставленных услуг рабочим предприятия за наличные.

В случае расхождений проверяются операции по сути и устанавливаются причины отклонений. При наличии задолженности работников или других лиц, например за купленные товарно-материальные ценности, определяется реальность возникновения такой задолженности.

Для контроля за полным и своевременным оприходованием денежной наличности предприятием контролирующим органом применяются встречные проверки, осуществляемые непосредственно на предприятиях-покупателях (заказчиках), которые уплатили денежную наличность, путем привлечения соответствующих первичных документов и взаимной сверки кассовых документов получателей наличности с данными покупателей.

При наличии в кассе предприятия наличных, не подтвержденных приходными кассовыми ордерами, они считаются неоприходованными в кассе.

При оприходовании наличных в кассе учитывается, что при проведении наличных расчетов согласно Закону об РРО с применением РРО или использованием РК и КУРО оприходованием наличных является осуществление учета указанной денежной наличности в полной сумме ее фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК).

Согласно п. 2.6 Положения № 637 все наличные, поступающие в кассы, должны своевременно (в день получения денежной наличности) и в полной сумме оприходоваться.

Оприходованием наличных в кассах предприятий, осуществляющих наличные расчеты с оформлением их кассовыми ордерами и ведением кассовой книги в соответствии с требованиями главы 4 указанного Положения, является осуществление учета наличных в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров.

Суммы оприходованных наличных должны соответствовать суммам, определенным в кассовых (расчетных) документах.

Учитывая вышеуказанное, оприходованием наличных в кассе предприятия, осуществляющего наличные расчеты с применением РРО (РК), является осуществление учета таких наличных в КУРО (на основании фискальных отчетных чеков РРО или данных РК) и отражение поступления этих наличных в кассовой книге предприятия.

Использование субъектом хозяйствования денежной наличности, изъятой из ящика РРО операцией «службова видача», на хозяйственные нужды

Пунктом 2.9 Положения № 637 предусмотрена возможность использования предприятием наличной выручки (наличных) для обеспечения нужд, возникающих в процессе его функционирования (в том числе на хозяйственные нужды). Наличные, поступающие через РРО в течение дня, также могут использоваться предприятием на хозяйственные нужды. Изъятие такой денежной  наличности из ящика РРО в соответствии с п. 6 раздела ІІІ Порядка № 417 может быть осуществлено операцией «службова видача», которая применяется для регистрации через РРО выдачи наличных, не связанной с расчетными операциями с покупателями. На сумму наличных (изъятых из  ящика РРО операцией «службова видача»), которые будут использованы предприятием на хозяйственные нужды, должен быть выписан расходный кассовый ордер (с регистрацией его в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов) и сделана соответствующая запись в кассовой книге предприятия.

Все поступления и выдача наличных предприятия отражаются в кассовой книге, записи в которой осуществляются кассиром на основании кассовых ордеров.

Кассовую книгу не ведут обособленные подразделения предприятий, которые осуществляют наличные расчеты с применением РРО или РК и ведением КУРО, но не ведут операций по приему (выдаче) наличных по кассовым ордерам.

Инкассация выручки магазина — обособленного подразделения предприятия, применяющего РРО, согласно п. 6 Порядка № 417 осуществляется с использованием операции «службова видача» и учитывается в КУРО, которая ведется таким обособленным подразделением.

Следовательно, в случае если обособленное подразделение выручку от продажи товаров фиксирует через РРО, осуществляет только операции по сдаче выручки через инкассаторов банка, но не выполняет операции по выдаче наличных  на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции, нуждающиеся в оформлении их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, то такие магазины не оформляют кассовые операции кассовыми ордерами и согласно требованиям п. 4.2 Положения № 637 кассовой книги не ведут.

Отметим, что наличная выручка обособленных подразделений предприятия, которая сдается ими самостоятельно через инкассаторов банка и зачисляется на счет предприятия в безналичном порядке, не оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами в кассе предприятия, поскольку непосредственно не поступает в его кассы.

Лимит остатка наличных в кассе

При соблюдении предприятием лимита кассы обращается внимание на самостоятельно установленный лимит кассы, расчет которого соответствует требованиям Положения № 637, уточняются по приказам, распоряжениям или другим распорядительным документам суммы самостоятельно доведенных предприятием  (юридическим лицом) лимитов касс обособленным подразделениям.

Для определения сверхлимитных остатков наличных в кассе сравниваются записи о фактических их остатках в кассе по кассовой книге с установленным лимитом кассы за каждый день независимо от того, осуществлялись ли в этот день кассовые обороты (поступление и расходы наличных). При выявлении превышения лимита кассы предприятия контролирующим органом проверяется, в течение какого времени (в днях) и какие сверхлимитные суммы не сдавались в установленные сроки в банк и по какой причине, а также общая сумма сверхлимитных остатков.

Денежная наличность, которая не считается сверхлимитной согласно п. 5.10 Положения № 637, для расчета сверхлимитных остатков денежной наличности в кассе не берется.

Сумма наличных по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостями, в которых выдача наличных из кассы не подтверждена подписью получателя, прилагается к остатку наличных в кассе только в день, в котором оформлены расходные документы, и в дальнейшем эта сумма не берется для расчетов сверхлимитных остатков наличных.

Обязательным является также обеспечение постоянного наличия в кассах предприятий разменной монеты для выдачи сдачи.

При выявлении нарушения установленного лимита кассы проводится расчет общей суммы превышения установленных лимитов за каждый день.

Пунктом 5.9 Положения № 637 установлено, что денежная наличность не считается сверхлимитной в день ее поступления, если она была сдана в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или была выдана для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предыдущей сдачи ее в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) на следующий день на нужды, связан-ные с деятельностью предприятия.

Не считается сверхлимитной в день  поступления и та денежная наличность, которая поступила  в  кассы предприятий в выходные и праздничные дни и была сдана в сумме,  превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки в следующий рабочий день банка и предприятия или была выдана для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи ее в банк и одновременного получения из кассы банка на указанные нужды) в следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия.

Таким образом, денежная наличность, превышающая установленный лимит кассы в день ее поступления в кассу предприятия, не считается сверхлимитной, если она была сдана в учреждение банка на следующий рабочий день банка даже в меньшей сумме, нежели превышавшая лимит кассы в предыдущий день, при условии использования предприятием остатка денежных  средств (превышающего лимит) на нужды, связанные с деятельностью предприятия.

Хранение денежной наличности в кассе в течение трех — пяти рабочих дней

Предприятие имеет право хранить в кассе  наличные, полученные в банке для выплат, относящихся к фонду оплаты труда, а также пенсий, стипендий, дивидендов (дохода), сверх установленного лимита кассы в течение трех рабочих дней, а для проведения этих выплат работникам отдаленных обособленных подразделений предприятий железнодорожного транспорта и морских портов  наличные могут храниться в их кассах свыше установленного лимита кассы в течение пяти рабочих дней, включая день получения наличных в банке (п. 2.10 Положения № 637).

При соблюдении установленного лимита кассы, сроков и порядка сдачи наличной выручки предприятием учитывается то, что денежные средства, полученные из кассы банка или направленные из выручки на выплаты, относящиеся к фонду оплаты труда, могут в течение трехпяти рабочих дней храниться в кассе сверх установленного лимита кассы.

Выдача наличных под отчет и их использование

Соблюдение предприятиями установленного порядка выдачи наличных средств под отчет (в том числе на командировку) и их использования регулируется требованиями Налогового кодекса, Положения № 637 и других нормативно-правовых актов.

При проверках контролирующими органами обращается особое внимание на порядок выдачи сумм под отчет, в частности работникам, которые полностью не рассчитались за ранее выданные им денежные средства, отчетности, а также передачи подотчетных денежных средств одним работником другому и т. д.

Рассматриваются также данные бухгалтерских регистров, в частности тех, в которых по дебету отражаются денежные средства, выданные из кассы под отчет, и возмещение перерасходов по отчетам об использовании денежных средств, а по кредиту — суммы расходов по отчетам об использовании денежных средств, подтвержденных бухгалтерией, и возврат неиспользованных денежных  средств. Дебетовое сальдо определяет сумму задолженности подотчетных лиц предприятию, кредитовое — сумму перерасходов подотчетных лиц по отчетам об использовании денежных средств. Таким образом определяются направления использования подотчетных сумм, выявляются нарушения при их выдаче.

Соблюдение подотчетными лицами установленных сроков составления и представления в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременность возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных денежных средств (одновременно с соответствующим отчетом), наличие оригиналов подтверждающих документов, их погашение и т. п. являются важными вопросами при проверке отчетов об использовании денежных средств для решения хозяйственных вопросов. Представление отчетов об использовании денежных средств с нарушением установленных сроков разрешается только в связи с временной нетрудоспособностью подотчетного лица или при других обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение.

Сроки и условия выдачи наличных под отчет, определенные Налоговым кодексом и п. 2.11 Положения № 637, не должны нарушаться.

При оформлении выдачи наличных под отчет как на командировку, так и на другие нужды важна достоверность подтверждающих документов, прилагаемых к отчетам об использовании денежных средств.

При использовании во время командировки значительных сумм подотчетных денежных средств для решения хозяйственных вопросов предприятием обращается особое внимание на полную и своевременную отчетность подотчетных лиц.

При соблюдении порядка выдачи наличных под отчет на командировку предприятием прослеживается наличие распорядительных документов (приказа, распоряжения) на служебные командировки, правильность ведения записей в журнале регистрации командировочных удостоверений, соблюдение предельной продолжительности служебной командировки, наличие отметок в командировочном удостоверении, своевременность отчетности за израсходованные во время командировки денежные  средства, правильность возмещения расходов работникам и т. п.

Нарушением порядка выдачи наличных под отчет и их использования являются факты представления отчета об использовании денежных средств в бухгалтерии в установленные сроки без одновременного возврата в кассу неиспользованных подотчетных сумм.

Подпунктом 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса установлено, что отчет об использовании денежных средств, выданных на командировку или под отчет, представляется по форме, утвержденной приказом № 845, до истечения пятого банковского дня, следующего за днем, в котором плательщик налога завершает командировку или выполнение отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет лица, выдавшего денежные средства под отчет.

Налоговым агентом плательщика налога при обложении налогом суммы, выданной плательщику под отчет и не возвращенной им в течение установленного вышеуказанным подпунктом срока, является лицо, выдавшее такую сумму, а именно:

  • на командировку — в сумме, превышающей сумму расходов плательщика налога на такую командировку, рассчитанной согласно пп. 170.9.1 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса;
  • под отчет для выполнения отдельных гражданско-правовых  действий от имени и за счет выдавшего их лица — в сумме, превышающей  сумму фактических расходов плательщика налога на  выполнение таких действий.

В сумму превышения не включаются и не облагаются налогом документально подтвержденные расходы, осуществленные за счет наличных или безналичных денежных  средств, предоставленных плательщику налога под отчет работодателем на организацию и проведение приемов, презентаций, праздников, развлечений и отдыха, приобретение и распространение подарков, в установленных пределах, которые осуществлены таким плательщиком и/или другими лицами в рекламных целях.

Сумма налога, начисленная на сумму такого превышения, удерживается лицом, выдавшим такие денежные средства, за счет какого-либо налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) плательщика налога за соответствующий месяц, а в случае недостаточности суммы дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих отчетных месяцев до полной уплаты суммы такого налога.

Если полное удержание такой суммы налога невозможно вследствие смерти плательщика налога или признания его судом без вести пропавшим или объявления его судом умершим, такая сумма удерживается при начислении дохода за последний для такого плательщика налога налоговый период, а в непогашенной части признается безнадежной к уплате.

Выдача соответствующему лицу денежной наличности под отчет проводится при условии отчета  им в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы.

За выдачу денежной наличности под отчет без полной отчетности по ранее выданным денежным средствам к субъектам хозяйствования применяются штрафные санкции в размере 25% выданных под отчет сумм.

В случае если работнику одновременно выданы денежные средства на командировку и на хозяйственные нужды в командировке, то при представлении отчета об использовании денежных  средств следует руководствоваться требованиями пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается сумма излишне израсходованных денежных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с указанным пунктом (пп. 164.2.11 п. 164.2 ст. 164 Кодекса).

Согласно п. 2.11 Положения № 637 выдача денежной наличности  под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня выдачи денежной наличности под отчет, а на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более двух рабочих дней, включая день получения денежной наличности под отчет.

Если подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции), то срок, на который выданы наличные под отчет на эти задачи, может быть продлен до завершения срока командировки.

В случае если работником получены денежные средства на закупку сельскохозяйственной продукции, однако сделка не состоялась, денежные средства возвращаются им в кассу предприятия с оформлением отчета об использовании денежных средств согласно пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса.

Если работник не получал авансовые денежные средства на приобретение товаров для нужд предприятия, он ничего не указывает в отчете об использовании денежных средств, который предусматривает отчетность только о полученных авансом денежных средствах.

Поскольку все авансированные операции (наличные или корпоративная карточка) подтверждаются доверенностью или разрешением руководителя — его распоряжением, разрешительной надписью на докладной записке и т. д., то безавансовые подотчетные операции, которые осуществляются без предварительного поручения, распоряжения руководителя, не являются подотчетными.

При наличии подтверждающего документа (договора поручения, приказа руководителя на приобретение ценностей, утвержденной докладной записки и т. п.) можно признать операцию состоявшейся по поручению руководителя. Любое письменное поручение сохраняет условие признания такой операции как подотчетной на хозяйственные нужды с правом представления отчета в соответствии с пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса.

Если во время служебных командировок командированное лицо плательщик налога получил наличные с применением платежных карточек, он представляет отчет об использовании выданных на командировку денежных средств и возвращает сумму излишне израсходованных денежных средств до окончания третьего банковского дня после завершения командировки.

В случае если во время служебных командировок командированное лицо — плательщик налога применило платежные карточки для проведения расчетов в безналичной форме, а срок представления плательщиком налога отчета об использовании выданных на командировку денежных средств не превышает 10 банковских дней, при наличии уважительных причин работодатель (самозанятое лицо) может его продлить до 20 банковских дней (до выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами).

Работники имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками согласно ст. 121 КЗоТ.

Работник, израсходовавший собственные средства на командировку, подтверждает стоимость понесенных расходов соответствующими документами (билеты, квитанции, чеки, расчеты и т. п.) и предоставляет отчет об использовании денежных средств согласно пп. 170.9.2 п. 170.9 ст. 170 Налогового кодекса. При этом сумма возмещенных расходов не включается в общий месячный доход работника.

Предельные ограничения на осуществление наличных расчетов

Постановлением № 210 установлена предельная сумма расчетов наличными:

  • предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня в размере 10 000 грн.;
  • физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150 000 грн.;
  • физических лиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, в размере 150 000 грн.

Физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150 000 грн., путем перечисления денежных средств с текущего счета на текущий счет, внесение и/или перечисление денежных средств на текущие счета (в том числе в депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

Ограничения не распространяются на расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами, добровольные пожертвования и благотворительную помощь, использование денежных средств, выданных на командировку.

При осуществлении наличных расчетов предприятиями (предпринимателями) используются кассовые и расчетные документы (кассовая книга, кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, отчеты работников по расходованию подотчетных сумм), а также документы, подтверждающие осуществленные покупателем (заказчиком) расходы наличных при приобретении товаров, оплате предоставленных услуг и выполненных работ (кассовые и товарные чеки, расчетные квитанции, квитанции к приходным кассовым ордерам, другие расчетные документы, а также счета-фактуры, налоговые накладные, договоры на поставку продукции, предоставление услуг, выполнение работ, товарно-транспортные накладные и т. п.).

Записи в кассовой книге, книге учета приобретенных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), данные кассовых ордеров, отчетов подотчетных лиц и других подтверждающих документов также учитываются при осуществлении наличных расчетов. Для выявления нарушений установленных ограничений на осуществление наличных расчетов сравниваются фактические расходы наличных плательщиков наличных средств за приобретенные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) по конкретному расчету, подтвержденные соответствующими обосновывающими документами, с действующими ограничениями. Сравнение данных (по суммам и срокам) соответствующих кассовых документов плательщиков и получателей наличных денежных средств может также проводиться при необходимости.

Установленные п. 1 постановления № 210 и п. 2.3 Положения № 637 требования по ограничению наличных расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем) касаются расчетов по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, расчетов по договорам, предоставлению или возврату займа, в том числе за выплаченную и возвращенную возвратную финансовую помощь.

При приобретении работником предприятия за собственную денежную наличность товаров для хозяйственных нужд предприятия считается, что такое физическое лицо действует от имени предприятияюридического лица, и на такие расчеты соответственно распространяются требования нормативных документов Нацбанка Украины.

В случае приобретения физическим лицом — работником предприятия за собственный счет для хозяйственных нужд такого предприятия товаров у другого предприятия или другого субъекта хозяйствования (в том числе у частного предпринимателя) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам на сумму, превышающую 10 000 грн., на такое превышение распространяется норма, установленная постановлением № 210, поскольку работник действует от имени предприятия.

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42