НДС
Тема: НДС

Применение налогового компромисса в случае добровольного декларирования заниженных налоговых обязательств по НДС

Суть и порядок применения налогового компромисса были рассмотрены в «Вестнике» № 11/2015 (с. 12). Сейчас озакомимся с особенностями заполнения и предоставления уточняющего расчета по НДС при применении налогового компромисса.

Налоговый компромисс по НДС распространяется исключительно на факты занижения налоговых обязательств (в связи с завышением налогового кредита), под которым понимают неправомерное формирование налогоплательщиком данных налогового учета (формирование налогового кредита по НДС) в налоговых периодах до 01.04.2014 г., что привело к занижению надлежащих к уплате сумм налоговых обязательств.

Начало применения процедуры налогового компромисса — со дня вступления в силу Закона № 63 (с 17.01.2015 г.). Она может длиться в течение 90 дней, то есть до 16.04.2015 г. Процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета или соответствующего заявления о применении налогового компромисса.

Для применения налогового компромисса в случае добровольного декларирования заниженных налоговых обязательств налогоплательщик представляет уточняющий расчет по НДС по действующей форме за каждый отдельный отчетный период с соответствующими отметками («Податковий компроміс» и «Самостійний документ») вместе с заявлением о компромиссе (в произвольной форме) в контролирующий орган по основному месту учета.

При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по НДС, отраженные в уточняющих расчетах, которые одновременно соответствуют таким условиям:

  • представлены в порядке, установленном ст. 50 Налогового кодекса, после 01.04.2014 г.;
  • уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные периоды, предшествовавшие 01.04.2014 г.;
  • по результатам представления таких расчетов изменение объема расчетов с бюджетом за отчетные периоды не соответствует суммам завышенного налогового кредита по НДС (в частности, но не исключительно, сформирован налоговый кредит на основании налоговых накладных, в которых проведена замена субъекта хозяйствования, относительно которого есть сведения (налоговая информация), что он не выполняет (не может выполнить) свою налоговую обязанность по уплате налогов и сборов, предусмотренных Кодексом, и/или имеет признаки фиктивности и т. п.).

Общие правила, установленные ст. 50 Налогового кодекса, не применяются, поскольку налоговый компромисс в этом случае имеет свои особенности.

Поскольку процедура налогового компромисса применяется за любые налоговые периоды до 01.04.2014 г. с учетом сроков давности, установленных ст. 102 Налогового кодекса (п. 1 подраздела 92 раздела ХХ этого Кодекса), представление уточняющих расчетов по НДС ограничивается отчетными периодами (месяц, квартал), приходящимися на период с апреля 2011 г. по март 2014 г. включительно.

При составлении уточняющего расчета по НДС с целью применения налогового компромисса нужно учитывать, что п. 1 подраздела 92 раздела ХХ Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик, решивший воспользоваться процедурой налогового компромисса, имеет право представить соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по НДС, в которых определяет сумму завышения налогового кредита по НДС.

Учитывая, что причиной завышения налогового кредита могло быть как неполное декларирование налоговых обязательств по НДС, так и чрезмерное декларирование налогового кредита, в уточняющих расчетах по НДС с целью применения налогового компромисса налогоплательщик должен правильно отразить все операции согласно первичным документам и налоговым накладным, которые были осуществлены, но не были задекларированы или были задекларированы без наличия соответствующих подтверждающих документов. В результате проведенного уточнения должно быть увеличение налоговых обязательств по НДС (положительное значение графы 6 строки 9 раздела І уточняющего расчета по НДС) и/или уменьшение налогового кредита по НДС (отрицательное значение графы 6 строки 17 раздела ІІ уточняющего расчета по НДС) и увеличение сумм налога к уплате в бюджет (строки 18 и 25 уточняющего расчета по НДС) по сравнению с предварительно представленной налоговой отчетностью за соответствующие периоды.

При этом в графе 6 строки 25 уточняющего расчета по НДС указывается не вся сумма заниженного налогового обязательства по НДС, а только 5% такой суммы ((графа 4 уточняющего расчета по НДС — графа 5 уточняющего расчета по НДС) × 5 %).

В случае уточнения показателей декларации, требующих представления отдельных приложений к декларации, уточняющий расчет по НДС представляется плательщиками налога вместе с такими приложениями.

Поскольку уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов, такая отчетность не участвует в расчетах системы сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита контрагентов.

Показатели уточняющих расчетов по НДС с целью применения налогового компромисса не переносятся в налоговую отчетность по НДС за отчетный период, в котором такие расчеты представлены, а отражаются в лицевых счетах налогоплательщика.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42