Юридическая практика
Тема: Проверки и ответственность, Таможенное дело

Обеспечение иска по делам об обжаловании решений о корректировке таможенной стоимости товаров

Принятие таможней решения о корректировке таможенной стоимости товаров имеет для импортера последствия увеличения суммы необходимых к уплате таможенных платежей и, соответственно, себестоимости импортируемого товара. В связи с этим вполне естественны ситуации, в которых импортеры не соглашаются с решениями таможни и используют свое право на их обжалование, в частности, в судебном порядке.

Частью седьмой ст. 55 Таможенного кодекса (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) закреплено право декларанта или уполномоченного им лица в случае несогласия с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товаров получить такие товары в свободный оборот при условии уплаты таможенных платежей согласно таможенной стоимости этих товаров, определенной декларантом или уполномоченным им лицом, и гарантирование в соответствии с разделом Х этого Кодекса уплаты разности между уже уплаченной суммой таможенных платежей и суммой таможенных платежей, исчисленной согласно таможенной стоимости, определенной таможней.

Существенным является то, что срок действия соответствующих гарантий не может превышать
90 календарных дней со дня выпуска товаров в свободное обращение.
В случае если решение о корректировке таможенной стоимости товаров не отменено в административном порядке, определенном частью девятой ст. 55 Таможенного кодекса, или в судебном порядке по правилам Кодекса административного судопроизводства, истечение срока действия гарантий является основанием для перечисления обеспеченной гарантией суммы в госбюджет.

Вместе с тем, как свидетельствует практика, фактическое время, необходимое для рассмотрения судом дела и вступления в законную силу судебного решения, значительно превышает установленный Таможенным кодексом 90-дневный срок действия гарантий.

Таким образом, при удовлетворении судом иска импортера и отмене решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров на момент вступления соответствующего постановления суда в законную силу разность в таможенных платежах, на сумму которой предоставлялась гарантия, является уже перечисленной в госбюджет.

В связи с этим у импортеров возникает вопрос наличия правовых оснований для принятия по делам об обжаловании решений о корректировке таможенной стоимости товаров мер обеспечения административного иска в виде установления запрета на реализацию таможней предоставленных финансовых гарантий путем перечисления соответствующих сумм таможенных платежей в госбюджет.

Следует отметить, что 90-дневный срок действия финансовых гарантий установлен Таможенным кодексом. Продление законодательно установленного срока актом органа судебной власти будет противоречить закрепленным в ст. 6 Конституции принципам деления государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Что касается правовой природы обеспечения административного иска, то оно заключается в принятии судом, в производстве которого находится дело, до решения этого дела по сути определенных законом мер по созданию возможности реального выполнения в будущем постановления суда, если оно будет принято в пользу истца.

То есть институт обеспечения иска призван гарантировать выполнение постановления административного суда и направлен на обеспечение закрепленного в ст. 14 Кодекса административного судопроизводства принципа обязательности судебных решений.

В соответствии со ст. 117 этого Кодекса иск может быть обеспечен двумя путями:

  • приостановлением действия обжалованного решения или его отдельных частей;
  • запретом совершать определенные действия.

Следует обратить внимание, что избранный вид обеспечения иска должен соответствовать заявленным исковым требованиям, то есть обеспечивать выполнение именно этих требований.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что отмена судом решения о корректировке таможенной стоимости товаров не означает автоматического признания таможенной стоимости, заявленной декларантом.

Верховный Суд Украины в своей практике, например в постановлениях от 07.09.2012 г., 17.12.2013 г. и 15.04.2014 г., справедливо отмечает, что определение таможенной стоимости товаров является исключительной компетенцией таможни. Если суд постановляет решение о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей, он фактически определяет таможенную стоимость ввезенного товара, чем подменяет таможенный орган, что недопустимо.

Следовательно, с момента отмены судом решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров вопрос правильности определения таможенной стоимости становится опять открытым. И в таком случае с учетом выводов суда таможня должна принять соответствующее решение. К тому же это не обязательно должно быть решение о признании таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом, или подтверждение ранее определенной таможенной стоимости таможней. Учет выводов суда относительно недостатков отмененного решения о корректировке таможенной стоимости может заключаться в учете определенных документов о составных таможенной стоимости товаров, определении ее по другому методу и т. п. и иметь следствием определение другого уровня таможенной стоимости товаров.

И только после признания таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом, или ее определения таможней с учетом выводов суда можно будет установить наличие или отсутствие таможенных платежей, надлежащих к возврату из госбюджета, и их точную сумму.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что заявление требования о взыскании излишне уплаченных налогов в одном иске вместе с требованием об отмене решения о корректировке таможенной стоимости товаров является преждевременным.

Суд не может определить надлежащую к возврату сумму налогов, поскольку тем самым определит таможенную стоимость товаров. А это, как уже указывалось, — исключительная компетенция таможни.

С учетом изложенного вернемся к анализу оснований для принятия мер обеспечения административного иска об отмене решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров путем установления запрета перечислять в госбюджет суммы финансовой гарантии.

Поскольку отмена судом решения о корректировке таможенной стоимости товаров не может однозначно свидетельствовать о наличии завышения надлежащих к уплате в госбюджет сумм таможенных платежей и размере такого завышения, нельзя считать надлежащим образом доказанным существование очевидной опасности причинения вреда правам, свободам и интересам истца до принятия решения по административному делу.

Статьей 301 Таможенного кодекса, порядками № 618 и № 882 четко определен механизм возврата налогоплательщикам денежных средств, учитываемых на соответствующих счетах таможенного органа или ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет.

Следовательно, законодательством определен механизм возврата из бюджета излишне или ошибочно уплаченных денежных средств, что свидетельствует о возможности защиты прав истца после вступления в законную силу решения по административному делу без принятия мер обеспечения иска.

Принимая во внимание правовую определенность такого механизма, расходы и усилия, которые необходимо будет приложить для возврата перечисленных в бюджет денежных средств из суммы финансовой гарантии, не могут считаться значительными в понимании Кодекса административного судопроизводства.

Учитывая, что непосредственная отмена решения о корректировке таможенной стоимости товаров не позволяет установить наличие или отсутствие таможенных платежей, надлежащих к возврату из госбюджета, и их точную сумму, отсутствует необходимая связь между требованием относительно отмены решения о корректировке таможенной стоимости товаров и обеспечением этого требования в виде установления запрета на реализацию предоставленной финансовой гарантии путем перечисления соответствующих сумм таможенных платежей в госбюджет.

При отсутствии такой связи даже очевидность признаков противоправности обжалованного решения о корректировке таможенной стоимости товаров не может быть основанием для принятия мер обеспечения иска в виде установления вышеуказанного запрета.

Таким образом, следует сделать заключение об отсутствии правовых оснований для обеспечения иска об отмене решения таможни о корректировке таможенной стоимости товара путем установления запрета на реализацию предоставленной таможни финансовой гарантии путем перечисления соответствующих сумм таможенных платежей в госбюджет.

«Горячие линии»

Дата: 3 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42