Статьи

Сбор на мир

С 3 августа 2014 г. в Украине введен военный сбор, с легкой руки одного из парламентариев названный налогом на установление мира. С тех пор, по данным ГФС Украины, бюджет получил около 3,7 млрд. грн.

Только в течение января — февраля текущего года в государственную казну поступило сбора на сумму свыше 1,1 млрд. грн. Чем дольше продолжается война, чем больше обостряется кризисная ситуация, тем громче звучат вопросы украинцев, куда конкретно направляют эти средства ответственные за них структуры. Как проконтролировать, не идут ли, как вода в песок, гривни, оторванные не только от небольших зарплат, но и от маленьких пенсий, а главноене оседают ли они в карманах коррумпированных чиновников? Тревогу усиливают и предостережения авторитетных военных аналитиков, заявляющих: «Перевооружение в Украине сейчас происходит хаотично, с акцентом на образцы советского производства». Эксперты по экономическим и военным вопросам единодушны в том, что использование этих денежных средств должно быть целевым, плановым и обязательно прозрачным.


Угроза набирает обороты

Так, по прогнозам директора Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентина Бадрака, военное противостояние может длиться годами. «При нынешних условиях, когда Путин превратил Россию в дегенеративное государство и взял курс на продолжительную войну на уничтожение Украины, мы нуждаемся в мерах по усовершенствованию военных рычагов», — заявил эксперт на недавней пресс-конференции «Чего не хватает украинской армии для победы над Путиным?». Центр наработал несколько направлений противодействия агрессору, одно из которых — курс на перевооружение армии, «чтобы доказать боевые способности украинского войска воевать ночью, осуществить переход на бесконтактное ведение войны и обеспечение систем новыми технологиями». Выполнение таких амбициозных задач, бесспорно, требует огромных денежных средств. И было бы наивным надеяться, что поступления от военного сбора решат проблемы создания армии нового образца. Однако план использования денежных ресурсов, поступивших в казну от военного сбора, должен существовать, — убежден директор военных программ Центра Разумкова эксперт по вопросам национальной безопасности Николай Сунгуровский. Ведь опасность никуда не исчезла, а лишь набирает обороты.

Двести лет тому назад

Привлекая внимание украинских законодателей к крайне важным проблемам администрирования военного сбора, который взимается в условиях острого экономического кризиса и тотального обнищания подавляющего большинства населения, аналитики говорят об обычных и давно известных вещах. Еще с самого начала введения сбора глава комитета экономистов Украины Андрей Новак утверждал, что намного эффективнее собирать эти средства в большей степени за счет крупного бизнеса. Сложно не согласиться с мнением аналитика о том, что лишив олигархов возможности прятать доходы в офшорах, можно аккумулировать в десятки раз больше средств на восстановление обороно-способности Украины.

Акцент на том, что военный сбор преимущественно ложится на плечи граждан, работающих в бюджетной сфере, делает экономист Борис Кушнирук. По мнению эксперта, уплачивают его те, кто получает легальную зарплату. Тотальное обнищание подавляющего большинства населения  должно привлечь внимание законодателей к такому важному принципу налогообложения, как справедливость.

Поучительным может стать исторический опыт. Еще 200 лет тому назад, когда европейские города-государства вводили военный налог, законы обусловливали целевое направление этих средств. Так, английский премьер-министр Вильям Питт-младший вкладывал их в конкретное дело — закупку оружия для сдерживания Французской революции. Явно более демократичным было и администрирование этого налога. Взимали его по прогрессивной шкале ставок в размере от 1 до 10%, а доходы меньше определенного минимума налогообложению не подлежали. Исторический опыт напоминает, что в таких случаях с богатых на войну собирали больше, чем с менее зажиточных, а самое бедное население вообще ничего не платило. Не облагались налогом скромные доходы и в США, когда 150 лет тому назад правительство ввело военный налог, чтобы покрыть расходы на гражданскую войну. Ставка сбора составляла от 3 до 5%.

Теневые недуги

Украинские законотворцы решили продлить сроки взимания военного сбора на неопределенное время — до вступления в силу решения Верховной Рады о завершении реформы Вооруженных Сил Украины. Кроме того, 13 марта текущего года вступил в силу Закон Украины от 02.03.2015 г. № 211-VIII о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Если в прошлом году на момент введения военного сбора налогом облагались только зарплатные доходы, то с начала текущего база налогообложения расширилась на все доходы, облагаемые НДФЛ.

Согласно указанному Закону военным сбором облагаются теперь не только дивиденды, проценты, выплаченные физическим лицам, но и доходы от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг), связанные с переходом права собственности на такие валютные ценности (пп. 165.1.51 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса).

Со вступлением в силу Закона № 211 эта норма не только добавила неудобств гражданам, в частности валютным заемщикам, но и вызвала смятение в самих банках из-за отсутствия четкого порядка взимания и администрирования военного сбора. Одни банки сразу начали его взимать, и гражданам пришлось доплачивать, потому что при погашении кредитов банк взыскал с них дополнительно 1,5%. Другие финансовые учреждения, решив дождаться разъяснений регулятора, просто свернули продажу валюты, по сути вынуждая клиентов обратиться к услугам нелегальных менял. Ведь промедление с уплатой по кредиту грозит заемщику штрафом.

16 марта в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики состоялось совещание при участии народных депутатов Украины, представителей Минфина, ГФС, Независимой ассоциации банков Украины, бизнеса и общественности, где поднимались вопросы освобождения от обложения военным сбором доходов физических лиц от операций с валютными ценностями, в частности операций по обмену национальной и иностранной валюты гражданами, поскольку такие операции не являются объектом обложения НДФЛ. Специалисты приводят неопровержимый аргумент: никакого дохода в виде материальных благ лицо, продающее валюту, не получает. Если норма будет работать таким образом, это будет создавать «головную боль» для обычных граждан, на плечи которых сегодня легло тягчайшее бремя последствий экономического кризиса, катастрофического подорожания энергоносителей, а с ними и товаров первой необходимости, продуктов, лекарств, и может стать толчком для перевода валютных операций в «тень».

Вопросы к законотворцам

Как принести действенную пользу украинской армии, не ущемив интересы добросовестных налогоплательщиков? Ведь к введению военного сбора с самого начала подавляющее большинство украинцев отнеслось с пониманием. Да разве и могло быть иначе? Угроза оккупации была совсем рядом, у многих если не родные и близкие, то коллеги по работе, дальние родственники, друзья, соседи держали оборону на Донбассе, принимали участие в ожесточенных боях, возвращались домой раненными, искалеченными. И сегодня никто не ведает, сколько еще семей потеряет своих сыновей, настоящих патриотов, а новорожденные малыши так никогда и не увидят своих героических отцов. В крайне сложных экономических обстоятельствах кроме официальной поддержки в виде налогов, уплаченных в государственный бюджет, каждый старался и старается помочь непосредственно, заботясь о семьях мобилизованных, отправляя бойцам в горячие точки продукты, амуницию. И делают это не только успешные и трудоспособные люди. Не раздумывая, последнюю сотню гривен отдают для раненых воинов старушки, а дети собирают карманные деньги, чтобы купить лакомства для бойцов. Поэтому вопрос, более всего беспокоящий общество, состоит не в том, как долго будет взиматься военный сбор, а насколько он будет эффективным и как скоро приблизит такой долгожданный для всех украинцев мир.

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00