ЕСВ

Применение новых критериев для снижения ставки единого взноса

Законом № 219 значительному количеству работодателей предоставлено право на применение понижающего коэффициента. При этом должны выполняться три условия, установленные этим Законом. Вместе с тем возникают вопросы, касающиеся практического применения его норм. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Прежде всего необходимо определиться, с какого периода применять новые нормы. Учитывая то, что исчисление единого взноса осуществляется на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые согласно Закону о ЕСВ начисляется единый взнос за календарный месяц, и учитывая то, что Закон № 219 вступил в силу 13.03.2015 г., применять понижающий коэффициент по новым правилам можно при начислении заработной платы (доходов) за весь март 2015 г.

При расчете понижающего коэффициента показатели за 2014 г. определяются на основании отчетности плательщика единого взноса, представленной согласно требованиям Закона о ЕСВ. Следовательно, в настоящее время все показатели за 2014 г. определяются на основании табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454.

Необходимо отметить, что коэффициент применяется в том числе при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы, то есть начисленная заработная плата (доход) совместителям также включается для расчетов понижающего коэффициента.

Определение базы начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце

База начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (далее — БН(зл)) — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется единый взнос в отчетном месяце 2015 г., уменьшенная на сумму начисленной заработной платы работающих инвалидов (при наличии)/количество застрахованных лиц плательщика в отчетном месяце 2015 г., которым начислены выплаты, уменьшенную на количество работающих инвалидов (при наличии), которым в отчетном месяце начислены выплаты.

Поскольку понижающий коэффициент не применяется к ставке единого взноса для предприятий, учреждений, организаций за работающих инвалидов (8,41%) и ко всем ставкам единого взноса в виде удержания (3,6; 6,1; 2,6; 2; 2,85%), то при расчете всех показателей количество работающих инвалидов и начисленная им заработная плата (доход) не учитываются.

Однако физические лица — предприниматели на выплаты работников-инвалидов начисляют единый взнос по ставке согласно классу профессионального риска производства, поэтому при определении коэффициента расчет осуществляется с учетом как количества работников-инвалидов, так и начисленных им выплат.

Отдельно следует отметить, что коэффициент не применяется плательщиками единого взноса, указанными в абзаце седьмом п. 1 части первой ст. 4 Закона о ЕСВ, то есть воинскими частями и органами, выплачивающими денежное обеспечение.

Определение среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика в 2014 г. в расчете на одно застрахованное лицо

Среднемесячная база начисления единого взноса плательщика в 2014 г. в расчете на одно застрахованное лицо (далее — СмБН(зл)2014) — это сумма начисленной заработной платы, вознаграждений за выполненную работу (предоставленные услуги) по гражданско-правовым договорам, пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, на которую начисляется единый взнос, уменьшенная на сумму начисленной заработной платы работающих инвалидов (при наличии)/количество отчетных месяцев плательщика в 2014 г./СмК(зл)2014, где СмК(зл)2014 — среднемесячное количество застрахованных лиц плательщика за 2014 г., то есть это суммарное количество застрахованных лиц, которым начислены выплаты в каждом месяце в 2014 г., уменьшенная на количество работающих инвалидов (при наличии), которым в каждом или отдельном месяце (месяцах) 2014 г. начислены выплаты/количество отчетных месяцев плательщика в 2014 г.

Пример. Предприятие имеет 15 класс профессионального риска производства. Ставка единого взноса установлена в размере 37%. Предприятие отработало весь 2014 г. (при этом отсутствуют начисления пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и суммы вознаграждения по гражданско-правовым договорам). В таблице приведены данные о базе начисления единого взноса и количестве наемных работников (помесячно).

Следовательно, в таблице определены такие показатели, как среднемесячное количество застрахованных лиц и среднемесячная база начисления единого взноса.

Для определения среднемесячного количества застрахованных лиц (12) берется количество застрахованных лиц помесячно (156), уменьшенное на количество инвалидов помесячно (9) и разделенное на количество месяцев (12), в которых осуществлялись начисления заработной платы.

Определяем СмБН(зл)2014. Начисленную заработную плату за 2014 г. (274 124 грн.) уменьшаем на сумму начисленной заработной платы инвалида в 2014 г. (13 900 грн.), получаем 260 224 грн. — начисленная заработная плата за 2014 г. Делим ее на количество месяцев, в которых начислялась заработная плата (12), и получаем среднемесячную базу начисления единого взноса (21 685,33 грн.), которую делим на среднемесячное количество застрахованных лиц (12), и получаем среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика в 2014 г. (1807,11 грн.).

Определяем СмП(зл)2014. Это среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в 2014 г. — сумма начисленного единого взноса за 2014 г./количество отчетных месяцев плательщика в 2014 г./СмК(зл)2014.

Таким образом, база начисления (без учета сумм, начисленных работающим инвалидам) за 2014 г. составляет 260 224 грн., размер единого взноса (ставка) — 37%, сумма начисленного единого взноса — 96 282,88 грн. (260 224 грн. × 37%). Делим на количество отчетных месяцев в 2014 г. (12) — получаем 8023,57 грн. (96 282,88 грн./12 мес.), и делим на среднемесячное количество застрахованных лиц (12) — получаем 668,63 грн. (8023,57 грн./12), то есть среднемесячный платеж на одно застрахованное лицо в 2014 г.

В случае если плательщик осуществлял в 2014 г. начисление пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и суммы вознаграждения по гражданско-правовым договорам, то для расчета среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо в 2014 г. пользуемся табл. 1 приложения 4 к Порядку № 454. Для этого за все отчетные периоды 2014 г. суммируем строку 3 за минусом строк 3.1.4, 3.3.2 и 3.4.2, то есть сумма начисленного единого взноса уменьшена на начисление единого взноса, осуществленное по ставке 8,41 для работающих инвалидов (при наличии).

Основные показатели за 2014 г. рассчитаны, и они будут неизменными до 31.12.2015 г., однако коэффициент может колебаться ежемесячно в зависимости от базы начисления за отчетный месяц.

В отчетном месяце 2015 г. начисленная заработная плата по предприятию (без учета заработной платы работающего инвалида) составляет 34 790 грн., количество застрахованных лиц, которым начислялись выплаты (без учета инвалида), — 13 человек.

Определяем БН(зл). Начисленная заработная плата в марте 2015 г. составляет 34 790 грн. Делим на количество застрахованных лиц в отчетном месяце (13) и получаем 2676,15 грн. — БН(зл) (базу начисления единого взноса на одно застрахованное лицо за месяц, за который начисляется заработная плата (доход)).

Проверим первое условие для применения коэффициента. Определим, на сколько процентов увеличилась база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо в отчетном месяце 2015 г. (2676,15 грн.) по сравнению со среднемесячной базой начисления единого взноса плательщика за 2014 г. в расчете на одно застрахованное лицо (1807,11 грн.):

(2676,15 грн./1 807,11 грн. × 100%) = 148,09%.

То есть среднемесячная база начисления единого взноса в расчете на одно застрахованное лицо увеличилась на 48,09%первое условие выполнено.

Проверим третье условие. Количество наемных работников не увеличилось на 200% по сравнению с прошлым годом, следовательно, третье условие выполнено.

Определим коэффициент. Законом № 219 предусмотрена формула, по которой необходимо рассчитывать коэффициент, а именно:

коэффициент = СмБН(зл)2014/БН(зл),

где СмБН(зл)2014 (среднемесячная база начисления единого взноса плательщика в 2014 г. в расчете на одно застрахованное лицо) составляет 1807,11 грн.

БН(зл) в отчетном месяце 2015 г. составляет 2676,15 грн.

Коэффициент = 1807,11 грн./2676,15 грн. = 0,675.

Рассчитанный коэффициент и размер единого взноса указываются с тремя знаками после запятой.

Законом № 219 предусмотрено: если в результате расчета коэффициента его значение составляет меньше 0,4, то плательщик применяет коэффициент 0,4.

Поскольку предприятие имеет 15 класс профессионального риска производства и ставка единого взноса установлена в размере 37%, определим размер единого взноса с учетом понижающего коэффициента:

37% × 0,675 = 24,975%.

Коэффициент известен, поэтому проверим второе условие, а именно: после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце будет составлять не меньше среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 г.

БН(зл) составляет 2676,15 грн. Умножаем на сниженную ставку единого взноса (24,975%), получаем 668,37 грн. — средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце.

Второе обязательное условие для применения коэффициента определяет, что после применения коэффициента средний платеж на одно застрахованное лицо в отчетном месяце составит не меньше среднемесячного платежа на одно застрахованное лицо плательщика за 2014 г. Как видим, второе условие не соблюдено, ведь среднемесячный платеж за 2014 г. составляет 668,63 грн., а среднемесячный платеж в 2015 г. — 668,37 грн. Возникает необходимость расчета коэффициента обратным способом, то есть среднемесячный платеж за 2014 г. (668,63 грн.) следует поделить на базу начисления единого взноса на одно застрахованное лицо в отчетном месяце (2676,15 грн.) и умножить на 100. Получим 24,985% — размер единого взноса.

Такая потребность связана с тем, что в обновленной отчетности предусмотрены все необходимые расчеты и установлены алгоритмы контроля за заполнением форм отчета по единому взносу.

Законом № 219 предусмотрено, что в случае применения коэффициента плательщик единого взноса указывает об этом в отчете.

При проведении расчета, приведенного в примере, выполнены все необходимые условия, определенные Законом № 219, и плательщик имеет право повысить заработную плату, при этом уплатить единый взнос на уровне прошлого года.

Вместе с тем плательщик единого взноса, который применил коэффициент и не уплатил начисленный единый взнос в установленные сроки, утрачивает право в будущем применять коэффициент до полной уплаты такой недоимки (долга). Право на применение коэффициента возобновляется с месяца, в котором уплачена такая недоимка (долг).

Месяц

Количество
застрахованных лиц

В том числе
инвалиды

Среднемесячное количество застрахованных лиц (СмК(зл)2014)

Начисленная заработная плата, грн.

В том числе инвалидов, 
грн.

Среднемесячная база начисления единого взноса, грн.

Январь

12

-

-

20 813

-

-

Февраль

12

-

-

21 212

-

-

Март

12

-

-

22 184

-

-

Апрель

13

1

-

22 359

1500

-

Май

13

1

-

22 474

1500

-

Июнь

13

1

-

23 088

1500

-

Июль

13

1

-

23 214

1500

-

Август

13

1

-

22 588

1500

-

Сентябрь

13

1

-

22 617

1500

-

Октябрь

14

1

-

23 918

1500

-

Ноябрь

14

1

-

23 887

1500

-

Декабрь

14

1

-

25 770

1900

-

Итого

156

9

12

274 124

13 900

21 685,33

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00