Другие налоги

Исчисление и уплата экологического налога

Законом № 71 внесены изменения в Налоговый кодекс, согласно которым обложение экологическим налогом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения прекращено с соответствующим увеличением ставок акцизного налога на все виды моторного топлива.
Вместе с тем из раздела VІІІ «Экологический налог» указанного Кодекса исключены соответствующие нормы об определении плательщиков, налоговых агентов, объекта и базы налогообложения, ставок, порядков исчисления, представления налоговой отчетности и уплаты налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения.


Плательщики налога

Плательщиками налога в 2015 г. являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при ведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются (п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Поскольку п. 240.2 ст. 240 из Налогового кодекса изъят, то субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственной (предпринимательской) деятельности, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, а также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива, — налоговые агенты с 01.01.2015 г. не являются плательщиками экологического налога.

К ним относятся субъекты хозяйствования, которые:

  • осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика;
  • осуществляют ввоз топлива на таможенную территорию Украины.

Не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы в качестве вторичного сырья.

Вместе с тем в 2015 г. объекты, база налогообложения, ставки, базовый налоговый (отчетный) период, порядки исчисления, представления налоговой отчетности и уплаты налога по сравнению с предыдущим годом не изменились. При этом плательщик налога обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (п. 249.2 ст. 249 Налогового кодекса).

Объект и база налогообложения

Так, объектом и базой налогообложения являются:

  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
  • объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования;
  • объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
  • объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Ставки налога

Ставки экологического налога установлены статьями 243 — 248 Налогового кодекса.

Согласно абзацу четвертому п. 2 подраздела 5 раздела XX этого Кодекса с изменениями, внесенными п. 3 ст. 8 раздела І Закона № 713, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2014 г. (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС — с 01.01.2016 г.),  ставки налога составляют 100% ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 Кодекса.

При этом по налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. включительно (для производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС — по 31.12.2015 г. включительно), ставки налога составляют 75% ставок, предусмотренных статьями 243 — 246 указанного Кодекса.

Таким образом, по налоговым обязательствам по экологическому налогу, которые возникнут у производителей электроэнергии на теплоэлектроцентралях и ТЭС с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. включительно, ставки налога остались в размере 75% ставок, предусмотренных статьями 243246 Налогового кодекса, то есть на уровне 2014 г.

За сбросы загрязняющих веществ в пруды и озера ставки налога увеличены в 1,5 раза.

За размещение отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах увеличены в три раза.

Также предусмотрено применение коэффициента к ставкам налога, который устанавливается в зависимости от места (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде:

  • в пределах населенного пункта или на расстоянии меньше 3 км от таких границ — 3;
  • на расстоянии от 3 км и больше от границ населенного пункта — 1.

Порядок начисления налога

Порядок начисления налога определен ст. 249 Налогового кодекса, согласно которой суммы налога исчисляются за налоговый (отчетный) квартал.

В случае если при ведении хозяйственной деятельности плательщиком налога осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества.

Представление налоговой отчетности и уплата налога

Порядок представления налоговой отчетности и уплаты налога определен ст. 250 Налогового кодекса, согласно которой базовый налоговый (отчетный) период по уплате экологического налога равен календарному кварталу.

Плательщики налога составляют налоговые декларации по установленной форме, представляют их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (п. 250.2 ст. 250 Налогового кодекса):

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту нахождения плательщика на налоговом учете в контролирующих органах.

Следовательно, предельным сроком представления Налоговой декларации экологического налога за I квартал 2015 г. является 12.05.2015 г., а послед-ним днем уплаты налога20.05.2015г.; за ІІ квартал — соответственно 10.08.2015 г. и 20.08.2015 г.; за ІІІ квартал — соответственно 09.11.2015 г. и 19.11.2015 г.; за ІV квартал 2015 г. — соответственно 09.02.2016 г. и 19.02.2016 г.

Законом № 71 установлен трехмесячный со дня вступления в силу этого Закона срок пересмотра своих нормативно-правовых актов на соответствие этому Закону.

С учетом вышеизложенного ГФС Украины рекомендуется плательщикам экологического налога до утверждения Минфином Украины новой формы налоговой декларации применять форму налоговой декларации, утвержденную приказом № 1010.

К Налоговой декларации экологического налога прилагаются семь приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. При отсутствии у плательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а в строках Налоговой декларации ставится прочерк.

Суммы налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляются плательщиками налога одним платежным поручением на счета, открытые в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, которые обеспечивают распределение этих средств в соотношении, определенном законом.

Плательщики налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляют в государственный бюджет суммы налога, которые используются согласно Закону № 255 и закону о госбюджете на соответствующий год. По решению плательщика сумма налога может уплачиваться ежемесячно в размере 1/3 планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Отчетность о фактических объе-мах радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период — календарный квартал (включая уже накопленные до 01.04.2009 г.), и фактических объемах радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, согласовывается органом государственной санитарно-эпидемиологической службы и органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Требования к срокам представления и содержанию указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии. Копии отчетности представляются налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией.

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в контролирующий орган, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоит на учете, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, представляются копии соответствующих налоговых деклараций.

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик должен уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта начисления экологического налога. В противном случае он обязан представлять налоговые декларации в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

В случае если:

  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (разные коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (далее — КОАТУУ)), то такой плательщик обязан представить в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту либо объекту отдельно;
  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик может представлять в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию за такие источники загрязнения;
  • плательщик налога состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой плательщик может представлять одну налоговую декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код согласно КОАТУУ), по месту нахождения плательщика налога на налоговом учете (городского совета).

Контроль за временным хранением радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока осуществляется органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности и органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Контролирующие органы привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов.

Контролирующие органы привлекают по предварительному согласованию работников органа государственной санитарно-эпидемиологической службы и органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности для проверки правильности определения плательщиками фактических объемов радиоактивных отходов.

«Горячие линии»

Дата: 12 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42