Рентная плата

«Горячая линия» с «Вестником» (ответы на вопросы)

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Исчисление и уплата платы за землю» при участии Инны ЛИТВИН, заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.

Применение ставок земельного налога в 2015 году

Какие ставки земельного налога применяются в 2015 г.?


Согласно изменениям, внесенным Законом Украины от 28.12.2014 г. № 71-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» (далее - Закон № 71) в Налоговый кодекс Украины (далее — Налоговый кодекс), плата за землю как составляющая налога на имущество включена в перечень местных налогов и сборов, а органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории. Налоговым кодексом определены только граничные пределы для установления ставок.

Подпунктом 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса определено, что решение об установлении местных налогов и сборов должно быть официально обнародовано соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Согласно пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 вышеуказанного Кодекса в случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которые являются обязательными согласно нормам этого Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, которые действовали до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Вместе с тем в соответствии с подпунктами 1 и 3 ст. 73 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон № 280) акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Следовательно, если решение органа местного самоуправления об установлении ставок земельного налога в 2015 г. принято, то такое решение обязательно для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами.

При отсутствии решения местного совета плата за землю в 2015 г. взимается согласно требованиям пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса с применением ставок земельного налога 2014 г. с учетом коэффициента индексации 1,249.

Новая нормативная денежная оценка

В августе 2014 г. городским советом принято решение о новой нормативной денежной оценке земель. Нужно ли плательщику представить уточненную декларацию по плате за землю?


Основанием для проведения оценки земель является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ст. 15 Закона Украины от 11.12.2003 г. № 1378-IV «Об оценке земель»).

Пунктом 271.2 ст. 271 Налогового кодекса установлено, что решение советов о нормативной денежной оценке земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Вместе с тем с 1 января 2015 г. плата за землю отнесена к местным налогам, установление которых осуществляется органами местного самоуправления, и согласно Закону № 280 акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Таким образом, если решение органа местного самоуправления об утверждении новой нормативной денежной оценки земли принято в августе 2014 г., то такое решение обязательно для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, и у субъекта хозяйствования возникает обязанность по представлению уточняющей декларации.

Исчисление земельного налога для ОСМД

Каков порядок расчета земельного налога для объединения совладельцев многоквартирных домов в 2015 г.?


Поскольку плата за землю отнесена к местным налогам и сборам, местные советы во исполнение требований действующего законодательства должны принять решение об установлении налога на имущество в части платы за землю и, в частности, определить ставки земельного налога и перечень льгот по уплате налога.

Если соответствующие решения местными советами не приняты, плательщикам земельного налога в 2015 г. необходимо исчислять суммы налоговых обязательств с применением ставок, действовавших до 31.12.2014 г. (пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса), с учетом коэффициента индексации. Пунктом 276.1 ст. 276 этого Кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г., установлено, что налог за земельные участки, занятые жилищным фондом, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Кодекса.

Земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, относятся согласно ст. 38 Земельного кодекса Украины (далее — Земельный кодекс) к землям жилой и общественной застройки.

Следовательно, в 2015 г. сумма земельного налога для объединения совладельцев многоквартирных домов рассчитывается по ставке 3% суммы земельного налога, исчисленного по полной ставке, установленной для земель населенных пунктов с учетом коэффициента индексации 1,249 согласно нормам ст. 289 Налогового кодекса только в случае, если местным советом не принято соответствующее решение и не определены другие условия налогообложения.

Оформление и регистрация договоров аренды земельных участков

Договоры аренды паев составлялись в разное время и, соответственно, прошли разную процедуру регистрации. Включаются ли земельные участки, арендованные по таким договорам, в декларацию плательщика единого налога четвертой группы?


Пунктом 2921.1 ст. 2921 Налогового кодекса установлено, что для плательщиков единого налога четвертой группы объектом налогообложения является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящаяся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды. При этом права собственности/пользования земельными участками должны быть оформлены и зарегистрированы согласно законодательству.

Поскольку закон не имеет обратной силы во времени, земельные участки, арендованные по договорам аренды, которые прошли разную процедуру регистрации (действующую на момент заключения договора), включаются в декларацию плательщика единого налога четвертой группы.

Применение коэффициента индексации плательщиками единого налога четвертой группы

Нужно ли плательщикам единого налога четвертой группы применять коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель 1,249?


Согласно п. 2921.2 ст. 2921 Налогового кодекса база налогообложения для плательщиков единого налога четвертой группы определяется с учетом коэффициента индексации, установленного по состоянию на 1 января базового налогового (отчетного) года согласно порядку, установленному разделом ХІІ этого Кодекса.

Извлечения из технической документации о нормативной денежной оценке земельных участков выдает Госземагентство Украины в соответствии с возложенными на него задачами и предоставляет другие административные услуги согласно законодательству (пп. 6 п. 4 Положения о Государственном агентстве земельных ресурсов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 445/2011).

Учитывая то, что управление в сфере оценки земель и земельных участков осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсовГосземагентство Украины, вопросы определения нормативной денежной оценки земли и правомерности применения любых коэффициентов не относятся к компетенции ГФС Украины.

Необходимую информацию для расчета налоговых обязательств сельскохозяйственные товаропроизводители могут получить от территориальных органов Госземагентства Украины по месту нахождения таких земельных участков.

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов

У общества числится на балансе объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, который используется без правоустанавливающих документов (не оформлено согласно законодательству право пользования). Является ли в данном случае общество плательщиком платы за землю?


В соответствии со статьями 269 и 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога (далее — налог) являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектом налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра (п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса).

Согласно п. 287.1 ст. 287 этого Кодекса собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Статьей 125 Земельного кодекса определено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав, то есть использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства.

Следовательно, субъектам хозяйствования, не оформившим согласно законодательству право собственности или пользования землей, в том числе если они являются собственниками зданий (сооружений) или их частей, необходимо оформить и зарегистрировать право пользования таким земельным участком.

Вместе с тем с 01.01.2015 г. в связи с отнесением платы за землю к местным налогам и сборам изменился порядок ее взимания. Сельские, поселковые, городские советы в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов (п. 12.3 Налогового кодекса). При принятии такого решения обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные ст. 7 указанного Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII этого Кодекса для соответствующего местного налога или сбора.

Таким образом, субъекты хозяйствования, использующие земельные участки без правоустанавливающих документов, в целях урегулирования вопроса уплаты денежных средств за землепользование должны обратиться в местный совет по местонахождению земельного участка.

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка коммунальной собственности

По договору аренды земельного участка коммунальной собственности установлена арендная плата в размере ниже размера, установленного Налоговым кодексом. Какая сумма подлежит уплате в бюджет?


Пунктом 288.4 ст. 288 Налогового кодекса определено, что размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. Согласно нормам п. 288.5 вышеуказанной статьи годовая сумма платежа:

  • не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки;
  • не может превышать 12% нормативной денежной оценки.

Следовательно, годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, подлежащий перечислению в бюджет, должен соответствовать требованиям Налогового кодекса и является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы.

Упрощенная система налогообложения и плата за землю

Плательщик перешел на упрощенную систему налогообложения. Нужно ли представлять декларацию по плате за землю в случае предоставления в аренду помещения?


Юридические лица — плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой — третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (пп. 4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса).

При осуществлении юридическими лицами предпринимательской деятельности путем передачи в аренду зданий (сооружений, их частей) в уставах таких лиц указывается, что это является одним из видов или единственным видом их деятельности. То есть земельные участки, на которых расположены переданные в аренду здания (сооружения, их части), не используются для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, юридические лицаплательщики единого налога, являющиеся собственниками земельных участков, или постоянные землепользователи за земельные участки под зданиями (их частями), переданными другим субъектам хозяйствования, с учетом придомовой территории, должны уплачивать земельный налог на общих условиях независимо от вида деятельности, в том числе если предоставление в аренду недвижимого имущества является основным или одним из видов деятельности. При передаче в аренду части здания земельный налог исчисляется пропорционально площади, переданной в аренду.

Для определения размера площади, нормативной денежной оценки и целевого назначения земельного участка, за который необходимо уплачивать земельный налог, в случае передачи в аренду части здания (сооружения), с учетом нормы п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса, собственники земельных участков и землепользователи должны обращаться в соответствующие органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере земельных отношений и в сфере государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество в сфере строительства.

Льготы по уплате земельного налога

Сельский совет принял решение об установлении ставок и льгот по земельному налогу с 01.01.2015 г. Будет ли иметь право субъект хозяйствования пользоваться льготами по этому налогу в 2015 г.?


В соответствии с п. 30.1 ст. 30 Налогового кодекса налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 указанной статьи.

Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия (п. 30.3 вышеуказанной статьи).

Согласно п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса органы местного самоуправления устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории.

Если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право (п. 284.2 ст. 284 вышеуказанного Кодекса).

Вместе с тем акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах данных им полномочий, обязательны для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Следовательно, право на льготу у плательщика возникает с учетом сроков, определенных решением местного совета.

Арендная плата за земельный участок установлена в фиксированной сумме

В договоре аренды земельного участка, заключенном с райгосадминистрацией, годовой размер арендной платы установлен в фиксированной сумме в денежном выражении. Как определить размер арендной платы за земельный участок, подлежащей уплате в бюджет?


Основанием для начисления арендной платы за земельный участок согласно п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством.

Заключение договора аренды земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления — арендодателя.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.03.2004 г. № 220 «Об утверждении Типового договора аренды земли» утверждена форма Типового договора аренды земли, согласно которой арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается с указанием процентов нормативной денежной оценки или размера земельного налога.

Таким образом, если в договоре аренды размер арендной платы установлен в фиксированной сумме (в денежном размере), то плательщику необходимо обратиться в соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, с которыми заключен договор аренды земли, по поводу приведения его в соответствие с требованиями действующих нормативно-правовых актов.

Предоставление в аренду земельного участка плательщику единого налога четвертой группы

Физическое лицо предоставило в аренду сельскохозяйственному предприятиюплательщику единого налога четвертой группы земельный участок. Каков в таком случае порядок уплаты в бюджет земельного налога?


Субъектом (плательщиком) платы за землю является собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, а объектами — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Согласно п. 281.3 ст. 281 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются на период действия единого налога четвертой группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы.

Объектом налогообложения для плательщиков единого налога четвертой группы является площадь сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), находящаяся в собственности сельскохозяйственного товаропроизводителя или предоставленная ему в пользование, в том числе на условиях аренды.

При этом в соответствии с абзацем вторым п. 2921.1 ст. 2921 Налогового кодекса права собственности/пользования такими земельными участками должны быть оформлены и зарегистрированы согласно законодательству.

Также п. 2921.3 этой статьи определено, что основанием для начисления единого налога плательщикам четвертой группы являются данные Государственного земельного кадастра и/или данные из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Следовательно, физическое лицособственник земельного участка освобождается от уплаты земельного налога за земельный участок, предоставленный в аренду плательщику единого налога четвертой группы, но только при условии наличия оформленного и зарегистрированного согласно действующему законодательству договора аренды.

Земельные участки под сельскохозяйственной техникой

Должно ли сельскохозяйственное предприятиеплательщик единого налога четвертой группы уплачивать земельный налог за земельные участки, на которых размещается сельскохозяйственная техника?


Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности, в частности по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (пп. 4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса).

Согласно ст. 22 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются, в частности, несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Таким образом, плательщики единого налога четвертой группы, которые являются собственниками/пользователями земель сельскохозяйственного назначения и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ), освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, используемые такими плательщиками для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

За другие земельные участки, в том числе за земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства, плательщики единого налога четвертой группы уплачивают земельный налог на общих основаниях.

С учетом вышеизложенного, фермерское хозяйствоплательщик единого налога четвертой группы не будет уплачивать земельный налог за земельные участки под производственной инфраструктурой (в том числе на которых размещена сельскохозяйственная техника), являющиеся землями сельскохозяйственного назначения и предоставленные для товарного сельскохозяйственного производства.


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Инны ЛИТВИН, заместителя начальника Управления местных налогов и сборов —
начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов
Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины,
и Информационно-коммуникационного департамента Государственной фискальной службы Украины

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42