Социальное страхование

Налогообложение материальной помощи, предоставленной предприятием своим работникам

Статьей 11 КЗоТ предусмотрено, что на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих права юридического лица, заключается коллективный договор.

Коллективный договор заключается на основе действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов (ст. 10 КЗоТ).

Подпунктом 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что для целей раздела IV этого Кодекса заработная плата — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Материальная помощь систематического характера относится к другим поощрительным выплатам. То есть с позиции Налогового кодекса с целью обложения налогом на доходы физических лиц такая материальная помощь рассматривается как заработная плата.

В соответствии с пп. 163.1.1 п. 163.1 ст. 163 этого Кодекса объектом налогообложения резидента является общий месячный налогооблагаемый доход.

Согласно пп. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 указанного Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 Налогового кодекса (пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 этого Кодекса).

Вместе с тем в соответствии с пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 этого Кодекса, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который включается доход в виде заработной платы.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Налогового кодекса, по ставке 1,5%, определенной пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ этого Кодекса.

С учетом указанного материальная помощь, которая имеет систематический характер и предоставляется всем или большинству работников, например помощь на оздоровление (при этом ее выплаты предусмотрены положениями об оплате труда наемных работников (коллективным договором, отраслевым соглашением и т. п.), принятыми согласно нормам трудового законодательства), с целью налогообложения приравнивается к заработной плате, и вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога и облагается налогом на доходы физических лиц и военным сбором на общих основаниях. То есть такая материальная помощь облагается налогом как обычная заработная плата.

Кроме того, согласно ст. 91 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в рамках своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

Поэтому предприятие может указывать в коллективном договоре или другом аналогичном документе о предоставлении работникам такой материальной помощи при условии, что работники будут нуждаться в ее предоставлении (при наступлении соответствующего затруднительного жизненного обстоятельства). Может устанавливаться также размер такой помощи.

Налогообложение материальной помощи разового характера регулируется п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса. С целью налогообложения такая помощь относится к нецелевой благотворительной помощи и предоставляется без установления условий и направлений ее расходования.

В соответствии с абзацем первым пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем суммы предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года (в 2015 г. — 1710 грн.).

Положения этого подпункта не распространяются на профсоюзные выплаты своим членам, условия освобождения которых от налогообложения предусмотрены пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165 этого Кодекса.

Однако если сумма нецелевой благотворительной помощи превышает в 2015 г. 1710 грн., то сумма такой помощи в части ее превышения является объектом обложения военным сбором (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса).

Вместе с тем в соответствии с пп. 1.7 вышеуказанного пункта освобождаются от обложения сбором доходы, которые согласно разделу IV этого Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.51, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Таким образом, если сумма нецелевой благотворительной помощи, которая будет предоставляться работнику в течение 2015 г., совокупно не будет превышать 1710 грн., она не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и военным сбором. Сумма превышения включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход работника согласно пп. 164.2.20 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса и облагается налогом на доходы физических лиц и военным сбором на общих основаниях.

При этом благотворитель — юридическое лицо указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговой отчетности.

Вместе с тем при получении нецелевой благотворительной помощи от благотворителя — физического или юридического лица плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер, установленный абзацем первым пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса.

Напомним, что работник (физическое лицо) должен представить налоговую декларацию об имущественном положении и доходах в контролирующий орган в срок до 1 мая года, следующего за отчетным (пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса) по месту налогового адреса (месту жительства физического лица, по которому оно ставится на учет в качестве плательщика налога в контролирующем органе).

«Горячие линии»

Дата: 1 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42