Статьи
Тема: Прочее

Авторынок спасут налоговые преференции и современные технологии

По утверждениям членов правительства и экспертов, кризис в украинской экономике уже достиг дна. По крайней мере глубина падения автомобильного рынка огромна. И пока тяжело прогнозировать, когда начнется восстановление отрасли. Хотя ее возрождению в определенной мере могли бы поспособствовать современные технологии — при условии предоставления им простых преференций.


Автомобильная индустрия в Украине, в сущности, скатилась к уровню 1990-х годов. Темпы падения поражают. За І квартал 2015 г. на отечественных предприятиях произведено только 922 автотранспортных средства, что на 93,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Самый большой обвал производства — в сегменте легковых автомобилей: на 96,1%, до 535 единиц. Грузовиков изготовлено 309, что на 22,9% меньше, чем за І квартал 2014 г. Также с конвейера сошло 78 автобусов (падение — 42,6%).

Конечно, эти цифры вызваны вполне объективными факторами. Экономическое положение в Украине пока не улучшилось, хотя гривня и стабилизировалась. Из-за затруднений шесть предприятий отрасли, включая лидера — Запорожский автомобильный завод, в начале года остановились. Правда, в середине апреля ЗАЗ возобновил работу. На фоне неутешительных показателей в целом по отрасли выделяются возрастающие цифры Кременчугского автозавода. Потому что хоть грузовых КрАЗов с конвейера этого автозавода сошло меньше, однако, например, в марте прирост по сравнению с февралем составлял 10,5%. Однако в абсолютных цифрах это — всего 105 автомобилей.

Тем не менее автопроизводители прекрасно понимают: перспективы у рынка есть. Именно поэтому, например, ЗАЗ на Мелитопольском моторостроительном заводе запустил новую линию по изготовлению автобусов. На закарпатском «Еврокаре» началась сборка нового Škoda Fabia, а летом наладят выпуск и представительского Škoda Superb третьего поколения. Однако это — капля в море.

Неутешительна ситуация и в сегменте продаж автомобилей. За первые три месяца нынешнего года реализовано 8867 транспортных средств, что почти в пять раз меньше, чем в І квартале прошлого года. Легковых машин продано 7780, а лидерами стали Nissan (670 автомобилей), Renault (614) и Toyota (524). Генеральный директор компании «ВиДи Групп» Артем Ткаченко прогнозирует, что всего до конца года продадут около 50 тыс. автомобилей.

Чтобы стимулировать импортные поступления, Кабинет Министров Украины с 14 апреля текущего года уменьшил ставки спецпошлины. Теперь для легковых автомобилей с объемом двигателя 1000 — 1500 см3 она составляет 2,15%, а с объемом 1501 — 2200 см3 — 4,32%. Однако генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко прогнозирует, что скоро спецпошлину вообще отменят. Соответствующие консультации сейчас ведутся в Женеве. Причем больше настаивают на этом не представители Европейского Союза (там отлично понимают нашу ситуацию), а компании из Японии и Южной Кореи. Вместо этого, по мнению господина Назаренко, скорее всего будет введен дополнительный сбор относительно транспортных средств, изготовленных в России. Конечно, здесь на первый план выходит политическая составляющая.

Сейчас представители автомобильного бизнеса ведут переговоры с членами правительства о ряде других преференций. Скажем, предлагают ввести льготы при растаможивании бюджетных автомобилей с объемом двигателя до 1000 см3. И, наверное, более интересным и прогрессивным является другое предложение — бесплатное растаможивание электромобилей и так называемых гибридных моделей (они одновременно оборудованы двигателем внутреннего сгорания и электромотором). Такое решение может стать лакмусовой бумагой — оно показало бы стремление украинской власти идти в ногу со временем, ведь льготы для подобных транспортных средств действуют в большинстве развитых стран мира.

Конечно, эти автомобили более «дружественны» к окружающей среде. Кроме того, рост их продаж стимулировал бы развитие соответствующей инфраструктуры — например, развитие станций зарядки аккумуляторных батарей. Тем более что для бюджета это не будет потерей, ведь доля таких транспортных средств на рынке мизерна. Так, в 2014 г. в Украине было продано меньше 1000 гибридов и всего 39 электромобилей.

Вместо этого другое, на первый взгляд привлекательное, предложение — удешевить растаможивание автомобильного секонд-хенда (как это сделали в Польше в 1990-х годах и недавно в Грузии) — при более детальном анализе на самом деле не так уже и целесообразно. И дело даже не только в том, что такие преференции относительно ввоза старых автомобилей частично «перекроют кислород» отечественным производителям бюджетных авто. Да, многие обычные автолюбители мечтали бы пересесть на дешевый подержанный Mercedes-Benz или BMW. Дилеры бы от этого также не пострадали, ведь они могли бы ввозить такие машины и торговать ими (как это делают в Европе или Америке). Однако существует один нюанс. Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя обязательство ввести с 2016 г. экологические стандарты Евро-5. Автомобили, изготовленные до 2009 г., не соответствуют этим нормам, а следовательно, не могут ввозиться. А более новые модели не так уже и дешевы (у нас их нередко продают по более низкой цене), поэтому пригонять их из Европы невыгодно.

И власти, и бизнесу нужно понимать, что следует не только стимулировать автопроизводителей и импортеров, но и не забывать о техническом прогрессе и содействовать популяризации новейших транспортных средств.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Артем ТКАЧЕНКО, генеральный директор «ВиДи Групп»:

«В настоящее время самый болезненный вопрос в стране — где взять деньги для наполнения бюджета. Поэтому, на первый взгляд, любые инициативы по отмене или уменьшению тех или иных налогов, сборов или таможенной пошлины будто бы идут в разрез с главной задачей Премьер-министра. На самом деле это не так. Согласно статистике за прошлый год количество электромобилей составляло 0,02% количества всех зарегистрированных транспортных средств, а гибридов — 1,2%. Речь идет только о 500 автомобилей в год, которые не сделают в бюджете погоды, но предоставят новые возможности. Во-первых, это, конечно, развитие инфраструктуры — прежде всего станций зарядки аккумуляторов. Например, в Эстонии на каждые 20 км расположена электрическая заправочная станция — это лучшее покрытие в Европе. Во-вторых, это возможность для развития высокотехнологичного производства и размещения новых предприятий на территории Украины.

Практичны ли такие автомобили? Безусловно, ведь гарантированный срок службы аккумуляторов составляет 10 лет, а стоимость эксплуатации, учитывая сегодняшние цены на электроэнергию, — только 7 грн. на 100 км против 200 — 400 грн. на 100 км у бензиновых или дизельных моделей.

На самом деле для развития есть все предпосылки, особенно если принять ряд мер, к которым прибегли в Европе. Конечно, Украина не готова платить компенсацию части стоимости электромобиля (как в некоторых государствах ЕС). Однако можно применить другие преференции: льготы при регистрации и уплате дорожного налога, освобождение от платы за парковку в центре города и проезд по платным автомагистралям, предоставление права пользоваться полосами для общественного транспорта. Все это мы можем сделать без какого-либо ущерба для бюджета, однако при этом создать условия для высокотехнологичных инвестиций».

«Горячие линии»

Дата: 21 февраля, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42