Новости

Право плательщика налога на получение налоговой скидки

В соответствии со ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на налоговую скидку по результатам отчетного налогового года. Основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм отражаются им в годовой налоговой декларации об имущественном положении и доходах (далее — Налоговая декларация), которая представляется по 31 декабря включительно следующего за отчетным налогового года.


Налоговая скидка для физических лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, — это документально подтвержденная сумма (стоимость) расходов плательщика налога — резидента в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года, на которую разрешается уменьшение его общего годового налогооблагаемого дохода, полученного по результатам такого отчетного года в виде заработной платы, в случаях, определенных Налоговым кодексом (пп. 14.1.170 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

В налоговую скидку включаются фактически осуществленные в течение отчетного налогового года плательщиком налога расходы, подтвержденные соответствующими платежными и расчетными документами, в частности квитанциями, фискальными или товарными чеками, приходными кассовыми ордерами, копиями договоров, идентифицирующими продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя). В указанных документах обязательно должна отражаться стоимость таких товаров (работ, услуг) и срок их продажи (выполнения, предоставления).

Перечень расходов, разрешенных ко включению в налоговую скидку, определен п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса. Оригиналы вышеуказанных документов не направляются контролирующему органу, но подлежат хранению плательщиком налога в течение срока давности, установленного Налоговым кодексом (пп. 166.2.2 п. 166.2 ст. 166 этого Кодекса).

Следует отметить, что по требованию контролирующего органа и в рамках его полномочий, определенных законодательством, плательщики налога обязаны предъявлять документы и ведомости, связанные с возникновением дохода или права на получение налоговой скидки, исчислением и уплатой налога, и подтверждать необходимыми документами достоверность сведений, указанных в Налоговой декларации (пп. «в» п. 176.1 ст. 176 Налогового кодекса).

Вместе с тем указанным Кодексом установлено ограничение права на начисление налоговой скидки, в частности ее общая сумма, начисленная плательщику налога в отчетном налоговом году, не может превышать суммы годового общего налогооблагаемого дохода плательщика налога, начисленного как заработная плата, уменьшенная с учетом положений п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса.

Кроме того, если плательщик налога до конца налогового года, следующего за отчетным, не воспользовался правом на начисление налоговой скидки по результатам отчетного налогового года, такое право на следующие налоговые годы не переносится.

Для справки! В «Вестнике» № 7/2015 на с. 28 — 37 размещены примеры заполнения налоговой декларации об имущественном положении и доходах, а также порядок проведения расчетов при ее заполнении.


 

Право отца на скидку, если ребенок учится

Имеет ли право отец на налоговую скидку за обучение ребенка, если ребенок учится в вузе и параллельно в течение сентября — декабря 2014 г. работал по гражданско-правовому договору?

В соответствии с пп. 166.3.3 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку сумму денежных средств, уплаченных им в пользу учебных заведений для компенсации стоимости получения среднего профессионального или высшего образования такого плательщика налога и/или члена его семьи первой степени родства, который не получает заработную плату.

Таким образом, одним из условий получения налоговой скидки членом семьи первой степени родства за обучение плательщика налога является неполучение таким плательщиком заработной платы.

Согласно определению термина «заработная плата», приведенному в пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, заработная плата для целей раздела IV Кодекса — это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма в соответствии с законом.

Статьей 21 КЗоТ определено, что трудовой договор является соглашением между работником и собственником предприятия, учреждения, организации либо уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации либо уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

При этом трудовой договор может быть: бессрочным, который заключается на неопределенный срок; заключенным на определенный срок, установленный по согласованию сторон; заключенным на время выполнения определенной работы.

Гражданско-правовой договор — это соглашение между гражданином и организацией (предприятием и пр.) о выполнении первым определенной работы (а именно договор подряда, договор поручения и т. п.), предметом которого является предоставление определенного результата труда, но при этом виде договора не возникают трудовые отношения, на которые распространяется трудовое законодательство.

Следовательно, если студент в течение отчетного налогового года получал доходы по гражданско-правовому договору (договору подряда), отличному от трудового договора (контракта), то члены его семьи первой степени родства имеют право на налоговую скидку относительно сумм, уплаченных за обучение такого студента, при условии соблюдения всех требований, установленных статьями 166, 176 Кодекса.

 

Студенту исполнилось 23 года: предоставляется ли скидка?

Имеет ли право один из родителей на получение налоговой скидки на обучение сына за 2014 г., если сыну в апреле 2014 г. исполнилось 23 года?

Статьей 23 Гражданского кодекса предусмотрено, что несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 18 лет имеет право совершать сделку по согласию родителей (усыновителей) или опекунов.

Таким образом, один из родителей имеет право поручить своему ребенку осуществлять сделку в виде проведения расчета (уплаты денежных средств) за обучение за счет принадлежащих ему денежных средств. При этом фактические расходы на оплату стоимости обучения несут родители ребенка, который учится.

Статьей 6 Семейного кодекса предусмотрено, что правовой статус ребенка лицо имеет до достижения им совершеннолетия. До этого родители обязаны содержать ребенка (ст. 180 указанного Кодекса).

Согласно ст. 199 Семейного кодекса если совершеннолетние дети продолжают учиться и в связи с этим нуждаются в материальной помощи, родители обязаны содержать их до достижения 23 лет при условии, что они могут предоставлять материальную помощь. При этом право на содержание прекращается в случае прекращения обучения.

Следовательно, один из родителей имеет право на получение налоговой скидки по расходам, понесенным за обучение ребенка до достижения им 23  лет, то есть в данном случае по расходам, понесенным на обучение за январь — апрель 2014 г.

 

Оплата обучения осуществлена в прошедшем году за месяцы отчетного года

Физическое лицо учится в высшем учебном заведении на контрактной основе. Условиями договора (контракта) установлено, что оплата обучения осуществляется каждый семестр до 15 августа и 15 февраля учебного года.  Во исполнение условий договора (контракта) плательщик налога за І семестр 2014 учебного года уплатил в пользу учебного заведения денежные средства одним платежным документом (квитанцией). Какую сумму он имеет право включить в налоговую скидку по результатам отчетного 2014 г., если в І семестр 2014 г. входят календарные месяцы 2015 г.?

Согласно части шестой ст. 73 Закона № 1556 размер платы за весь срок обучения для получения соответствующей степени высшего образования, повышения квалификации, а также порядок оплаты образовательной услуги (разово, ежегодно, каждый семестр, ежемесячно) устанавливаются в договоре (контракте), составленном между высшим учебным заведением и физическим (юридическим) лицом, которое заказывает платную образовательную услугу для себя или для другого лица, беря на себя финансовые обязательства по ее оплате. Форма типового договора, который заключается между высшим учебным заведением и физическим (юридическим) лицом на срок обучения, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Учебный год длится 12 месяцев, начинается, как правило, 1 сентября. Семестр — это половина учебного года в высших учебных заведениях. Таким образом, в учебный год (семестр) включаются месяцы календарного года, следующего за отчетным.

В соответствии со ст. 901 Гражданского кодекса по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

Если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, сроки и порядке, установленных договором (часть первая ст. 903 указанного Кодекса).

Таким образом, поскольку в налоговую скидку за отчетный 2014 г. разрешено включать суммы расходов, понесенных плательщиком налога за обучение в течение отчетного 2014 г., а в соответствии с условиями договора (контракта) о предоставлении образовательной услуги (обучения) плательщиком осуществляется оплата за месяцы учебного года, включающего месяцы 2015 г., одним платежным документом (квитанцией), то при включении в налоговую скидку за 2014 г. следует учитывать сумму расходов (часть) в расчете за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного 2014 г. Остаток суммы, уплаченной по такому платежному документу (квитанции), может включаться плательщиком налога при реализации права на налоговую скидку в следующем, 2015 г.

 

Обучение в аспирантуре

Физическое лицо учится в аспирантуре и работает на предприятии. Имеет ли оно право на налоговую скидку по расходам, понесенным за оплату обучения в аспирантуре?

Плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку суммы денежных средств, уплаченных в пользу учебных заведений для компенсации стоимости получения среднего профессионального или высшего образования такого плательщика налога и/или члена его семьи первой степени родства, который не получает заработную плату. При этом такая сумма не может превышать размера месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2014 г. — 1710 грн.), в расчете на каждое лицо, которое учится, за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года.

В соответствии со ст. 58 Закона № 2984 (утратил силу 06.09.2014 г.) аспирантура (адъюнктура) и докторантура являются основными формами подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации, то есть не являются формой получения высшего образования.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 1556 (вступил в силу 06.09.2014 г.) подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по соответствующим образовательно-профессиональным, образовательно-научным, научным программам на уровнях высшего образования, к которым, в частности, относится третий (образовательно-научный) уровень. При этом получение высшего образования на каждом его уровне является основанием для присуждения соответствующей степени высшего образования, в частности доктора философии.

Пунктом 6 этой статьи определено, что доктор философии — это образовательная и вместе с тем первая научная степень, которая приобретается на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра. Лицо имеет право приобретать степень доктора философии во время обучения в аспирантуре (адъюнктуре).

Кроме того, лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, являются соискателями высшего образования (п. 1 ст. 61 Закона № 1556). Подпунктом 3 п. 2 ст. 61 указанного Закона предусмотрено, что соискателями высшего образования являются аспиранты — лица, зачисленные в высшее учебное заведение (научное учреждение) для получения степени доктора философии.

Учитывая изложенное, обучение в аспирантуре в соответствии с нормами Закона № 1556 является одним из уровней получения высшего образования.

Следовательно, плательщик налога имеет право на налоговую скидку по расходам, понесенным в пользу учебных заведений, за обучение в аспирантуре за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года в период действия норм Закона № 1556, то есть с 06.09.2014 г.

 

Благотворительные пожертвования в пользу участников АТО

Физическим лицом в течение 2014 г. осуществлялись благотворительные пожертвования в пользу участников АТО. Имеет ли право такое физическое лицо на налоговую скидку по расходам, понесенным на пожертвования?

Перечень расходов, разрешенных к включению в налоговую скидку, определен в п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса, к которому согласно пп. 166.3.2 этого пункта относятся суммы денежных средств или стоимость имущества, переданных плательщиком налога в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине и внесенным в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (далее — Реестр) на дату передачи таких денежных средств и имущества, в размере, не превышающем 4% суммы его общего налогооблагаемого дохода такого отчетного года.

Положением № 37 предусмотрено, что при включении в базу Реестра таким организациям присваивается признак неприбыльности, что подтверждается решением о внесении неприбыльного учреждения или организации в Реестр.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на налоговую скидку по расходам, осуществленным в виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных организаций и учреждений на дату передачи таких денежных средств и имущества, в размере, не превышающем 4% суммы его общего налогооблагаемого дохода такого отчетного года при наличии первичных документов, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и их покупателя (получателя) с определением стоимости таких товаров (работ, услуг) и направления использования.

Например, если общий налогооблагаемый доход за отчетный год составляет 56 000 грн. и в течение года налогоплательщиком осуществлены благотворительные взносы в пользу благотворительной организации на сумму 4000 грн., то в соответствии с нормами пп. 166.3.2 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на налоговую скидку по расходам не больше 2240 грн. (56 000 грн. × 4%).

 

Переоборудование транспортного средства

Какие документы необходимы для получения налогоплательщиком права на налоговую скидку в связи с переоборудованием транспортного средства?

В соответствии с пп. 166.3.7 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право на налоговую скидку по расходам, понесенным в связи с переоборудованием принадлежащего ему транспортного средства, с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива.

Постановлением № 607 утвержден Порядок переоборудования транспортных средств, в соответствии с которым переоборудование производится субъектом хозяйствования, имеющим нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования, согласованную с МВД Украины и Мининфраструктуры Украины, и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения (в случае переоборудования пяти транспортных средств и больше в течение года), или владельцем такого средства в индивидуальном порядке. При этом переоборудованное транспортное средство необходимо перерегистрировать в соответствующих органах Госавтоинспекции МВД (п. 18 указанного Порядка).

В соответствии с п. 8 Порядка № 1388 государственная регистрация (перерегистрация) транспортных средств проводится на основании, в частности, акта приемки-передачи транспортных средств по форме согласно приложению 6 к этому Порядку, выданного предприятием, которое переоборудовало или установило на транспортное средство специальное устройство в соответствии со свидетельством о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения, с указанием идентификационных номеров такого транспортного средства и конкретного получателя. Кроме того, государственная регистрация (перерегистрация) переоборудованных транспортных средств проводится на основании документов об их соответствии требованиям безопасности дорожного движения и документов, подтверждающих правомерность приобретения установленных кузовов (рам), которые имеют идентификационные номера (в случае их замены). Документами о соответствии переоборудованных транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения для транспортных средств, переоборудованных в индивидуальном порядке, а также транспортных средств, переоборудованных для работы на газовых топливах, являются: акт технической экспертизы (кроме переоборудованных автобусов) по форме согласно приложению 5 к Порядку № 1388 или сертификат соответствия, выданный испытательной лабораторией (центром), имеющим аттестат аккредитации соответствующей отрасли и полномочия по проведению проверки технического состояния транспортных средств, органом по оценке соответствия, признанным и предназначенным в установленном порядке проводить процедуру сертификации транспортных средств, или предприятием, имеющим сертификат соответствия государственной системы сертификации УкрСЕПРО по установлению соответствия конструкции переоборудованного транспортного средства условиям (требованиям), изложенным в документе о согласовании переоборудования.

Переоборудование транспортных средств для работы на газовых топливах производится исключительно субъектами хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность по переоборудованию пяти транспортных средств и больше в течение года и имеют свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства на соответствующий вид переоборудования. Указанные субъекты могут проводить проверку соответствия таких средств требованиям технических условий и технической документации предприятия — производителя газобалонного оборудования.

Таким образом, законодательно установленными документами по подтверждению факта переоборудования транспортного средства с использованием в виде топлива моторного смесевого, биоэтанола, биодизеля, сжатого или сжиженного газа, других видов биотоплива являются:

  • акт приемки-передачи транспортных средств, выданный предприятием, которое переоборудовало или установило на транспортное средство специальное устройство, согласно свидетельству о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения;
  • акт технической экспертизы.

Следовательно, при наличии вышеуказанных документов и документов об уплате за предоставленные услуги по переоборудованию транспортного средства налогоплательщик имеет право на налоговую скидку в соответствии с пп. 166.3.7 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса.

 

Льготный долгосрочный кредит

Семья получила льготный долгосрочный кредит, который предоставляется молодым семьям для строительства жилья. Вместе с понесенными расходами на строительство  осуществляются расходы на страхование будущего жилья. Имеют ли они право на налоговую скидку на понесенные расходы?

В соответствии с п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку для уменьшения его налогооблагаемого дохода по результатам отчетного налогового года, определенного с учетом положений п. 164.6 ст. 164 этого Кодекса, фактически осуществленные им в течение отчетного налогового года расходы, в частности на строительство (приобретение) доступного жилья, определенного законом, в том числе на погашение льготного ипотечного жилищного кредита, предоставленного на такие цели, и процентов по нему (пп. 166.3.8 п. 166.3 ст. 166 этого Кодекса).

Предоставление гражданам государственной поддержки на строительство (приобретение) доступного жильяпредусмотрено Законом № 800, ст. 4 которого определено, что доступное жилье — это построенные и строящиеся при государственной поддержке жилые дома (комплексы) и квартиры. Государственная поддержка строительства доступного жилья состоит в оплате государством 30% стоимости строительства (приобретения) доступного жилья и/или предоставлении льготного ипотечного жилищного кредита. Пунктом 11 этой статьи предусмотрено уменьшение налоговой нагрузки на граждан путем распространения механизма налогового кредита на расходы, понесенные ими для строительства (приобретения) доступного жилья.

Согласно письму Минрегионстроя Украины от 25.07.2014 г. № 7/17-8969 действуют две бюджетные программы по обеспечению граждан доступным жильем.

Первая программа — «Предоставление государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья» (КПКРК 2751190), реализуемая согласно постановлению № 140, которым утвержден Порядок обеспечения граждан доступным жильем и Порядок использования денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете для предоставления государственной поддержки для строительства (приобретения) доступного жилья.

Вторая программа — «Удешевление стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (КПКРК 2751470), в рамках выполнения которой действует Порядок удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением № 343.

То есть доступным является жилье, на которое предоставляется государственная поддержка в рамках реализации двух указанных бюджетных программ.

Порядок предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья регулирует Положение № 584, которое разработано согласно ст. 10 Закона № 2998, является реализацией государственной молодежной политики в Украине по социальному становлению и развитию молодежи и отлично от норм Закона № 800.

Учитывая изложенное, на понесенные расходы по приобретению жилья в рамках Положения № 584 не распространяются нормы пп. 166.3.8 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса.

Вместе с тем в соответствии с пп. 166.3.1 указанного пункта плательщик налога имеет право включить в налоговую скидку часть суммы процентов, уплаченных таким плательщиком налога за пользование ипотечным жилищным кредитом, которые определяются согласно ст. 175 Налогового кодекса. Такое право возникает в случае если за счет ипотечного жилищного кредита строится или покупается жилой дом (квартира, комната), определенный плательщиком налога как основное место его проживания, в частности согласно отметке в паспорте о регистрации по местонахождению такого жилья.

Следует отметить, что право на налоговую скидку в связи с понесенными расходами на уплату страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) у налогоплательщика возникает только по договорам долгосрочного страхования жизни (пп. 166.3.5 п. 166.3 ст. 166 Налогового кодекса).

«Горячие линии»

Дата: 14 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42