Юридическая практика

Недоимка по уплате единого взноса в учетной карточке налогоплательщика

Суть дела. В соответствии с подсистемой «Обработка налоговой отчетности и платежей» информационной системы «Налоговый блок» ООО «К» представлен отчет за сентябрь 2014 г. (от 20.11.2014 г. № 2222222222), согласно которому проведено начисление единого взноса в учетной карточке налогоплательщика в сумме 53 809,35 грн. (сальдо (переплата) по состоянию на 20.11.2014 г. составило 51 525,29 грн.). Соответственно сумма недоимки по состоянию на 21.11.2014 г. составила 2284,06 грн.

По результатам проверки ГНИ сформировано требование об уплате долга (недоимки).

Позиция плательщика. ООО «К» в жалобах не соглашается с требованием об уплате долга (недоимки), поскольку считает, что Главным управлением ГФС в Винницкой области не были надлежащим образом проверены все обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения жалобы.

ООО «К» утверждает, что в связи с тем, что на банковские счета общества наложен арест, перечисление единого взноса осуществлялось с банковских счетов другого налогоплательщика.

Согласно Закону о ЕСВ ООО «К» не имеет права уплачивать единый взнос путем наличных расчетов через банки и отделения связи.

В соответствии с частью двенадцатой ст. 9 этого Закона единый взнос подлежит уплате независимо от финансового положения плательщика.

Следовательно, ООО «К» находилось в таких условиях, при которых выполнение требований Закона о ЕСВ по уплате единого взноса любым способом будет нарушением требований этого Закона относительно порядка уплаты единого взноса.

Учитывая приоритетность уплаты единого взноса перед всеми другими обязательствами, было принято решение об уплате единого взноса с банковских счетов другого налогоплательщика по договоренности.

Извлечение из решения. Законом о ЕСВ определены правовые и организационные основы обеспечения сбора и учета единого взноса, условия и порядок его начисления и уплаты, а также полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета.

Пунктом 1 части первой ст. 4 этого Закона установлено, что плательщиками единого взноса являются работодатели, в частности предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, использующие труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей), в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс и самостоятельно ведущих расчеты с застрахованными лицами.

В соответствии с указанными нормами ООО «К» является плательщиком единого взноса.

Согласно п. 1 части второй ст. 6 Закона о ЕСВ плательщик единого взноса обязан своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос.

Плательщики единого взноса обязаны уплатить единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 20 числа следующего месяца, кроме горных предприятий, которые обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за календарный месяц, не позднее 28 числа следующего месяца (абзац первый части восьмой ст. 9 указанного Закона).

Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные Законом о ЕСВ, является недоимкой и взыскивается с начислением пени и применением штрафов.

Согласно п. 6.4 Инструкции № 455 (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате долга формируется на основании учетных данных из карточек лицевых счетов плательщиков.

Частью четвертой ст. 25 Закона о ЕСВ установлено, что контролирующий орган в порядке, по форме и в сроки, установленные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику, направляет плательщикам единого взноса, имеющим недоимку, требование о его уплате.

Требование об уплате недоимки является исполнительным документом.

Плательщик единого взноса обязан в течение 10 календарных дней со дня поступления требования об уплате недоимки уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней.

При несогласии с расчетом суммы недоимки плательщик единого взноса согласовывает ее с контролирующим органом путем обжалования требования об уплате единого взноса в административном или судебном порядке.

В случае если плательщик единого взноса в течение 10 календарных дней со дня поступления требования не уплатил указанные в требовании суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней, не согласовал требование с контролирующим органом, не обжаловал требование в судебном порядке или не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 рабочих дней со дня поступления согласованного требования, контролирующий орган направляет в порядке, установленном законом, в подразделение государственной исполнительной службы требование об уплате недоимки.

Рассмотрение жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса осуществляется согласно Порядку № 452, определяющему процедуру подачи и рассмотрения контролирующими органами жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса и на решения о начислении пени и наложении штрафа, предусмотренных частями десятой, одиннадцатой ст. 25 Закона о ЕСВ.

В соответствии с п. 6.1 указанного Порядка процедура обжалования заканчивается: последним днем срока, предусмотренного п. 2.3 раздела II и п. 3.1 раздела III этого Порядка для подачи жалобы о пересмотре решения (требования) контролирующему органу, в том случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок; днем получения жалобщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы; днем получения контролирующим органом возвращенного первого экземпляра решения как не нашедшего адресата, или по истечении срока хранения.

Законом № 606 определено требование к исполнительному документу, а именно: согласно п. 5 части первой ст. 18 этого Закона обязательным реквизитом исполнительного документа является дата вступления в законную (юридическую) силу решения.

Статьей 22 указанного Закона установлено, что исполнительные документы могут быть предъявлены к выполнению в течение года со следующего дня после вступления их в юридическую силу.

Как следует из материалов дела, по данным карточки лицевого счета плательщика по состоянию на 30.11.2014 г. задолженность составила 2284,06 грн. На основании этих данных сформировано требование об уплате долга (недоимки). Однако в этом требовании преждевременно указана дата вступления в законную силу.

Таким образом, обжалованное требование об уплате долга (недоимки) подлежит отмене. Вместе с тем сообщаем, что это нарушение не отменяет сумму недоимки по сути.

Учитывая вышеуказанное, решением, принятым по рассмотрению жалобы, отменены сформированное ГНИ требование об уплате долга (недоимки) и решение по результату рассмотрения первичной жалобы Главным управлением ГФС в Винницкой области и обязано ОГНИ сформировать и направить новое требование с учетом вышеуказанного в соответствии с действующим законодательством, а жалобу ООО «К» — удовлетворить частично.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42