Интервью

Екатерина МАРКЕВИЧ: «Доверие зарубежных потребителей необходимо заслужить»

По мнению многих иностранных и отечественных экспертов, одна из главных проблем украинских компаний, работающих сегодня на международных рынках, состоит в недоверии зарубежных партнеров к контрагентам страны, в которой идет война. Другая проблема — валютные колебания, отрицательно влияющие на ведение бизнеса. Впрочем постепенная ликвидация монопольной зависимости от российского рынка не оставляет выбора украинским производителям. Чтобы выжить, они вынуждены искать новые пути продвижения своей продукции. Об изменениях в структуре внешней торговли Украины и связанных с этим перспективах переориентации на новые рынки рассказывает эксперт экономических программ Центра Разумкова Екатерина Маркевич.


В. — По оценкам некоторых аналитиков, внешняя торговля Украины переживает крах. Насколько соответствуют действительности такие пессимистические суждения и каковы пути выхода из кризиса?

Е. М. — Если принимать во внимание статистические данные, которые публикуются Государственной службой статистики Украины, то по сравнению с 2013 годом негативное сальдо внешней торговли товарами Украины по итогам 2014-го даже сократилось в 29 раз и составляло 468,3 млн. дол., тогда как в 2013 году баланс внешней торговли товарами был сведен с дефицитом в 13,5 млрд. дол. Однако в прошлом году произошло действительно существенное сокращение экспорта товаров по сравнению с 2013 годом, что составляло 13,5%, импорта — 28,3% соответственно.

2014 год существенно повлиял на изменения в структуре украинской внешней торговли. Подписание и ратификация Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, а также предоставление нашей стране автономных торговых преференций со стороны ЕС предусматривали улучшение условий для выхода наших компаний на европейские рынки. С другой стороны, война России против Украины значительно уменьшила долю Российской Федерации в структуре внешней торговли Украины.

Сокращение экспорта продукции главным образом было связано с прекращением сотрудничества с Россией по отдельным группам товаров, а также падением производства промышленной продукции в восточных областях Украины — Донецкой и Луганской. Есть и другая причина: неблагоприятная ценовая конъюнктура для товаров, ключевых для нашего экспорта. Кроме того, если бы не существовало преференциального таможенного режима со стороны ЕС, то общее падение отечественного экспорта могло бы быть еще большим.

Выходом из этой ситуации может стать внедрение организационно-технической, финансовой и фискальной поддержки развития приоритетных отраслей, продукция которых шла бы на экспорт.

Сюда же можно добавить институционную поддержку, а именно: создание информационно-консалтингового центра по содействию экспорта, развитие трансграничного сотрудничества (за счет большей активизации сотрудничества в еврорегионах на границе с ЕС), развитие индустриальных парков, а соответственно и формирование действенной государственной политики инновационного развития отечественной экономики.

В. — Военная агрессия и торговые войны России против Украины привели к тому, что торговля между обеими странами за год сократилась втрое. Какая альтернатива этому торговому партнерству существует для Украины на международных рынках, какие отечественные отрасли имеют наивысший потенциал?

Е. М. — Действительно, на протяжении последних десяти лет мы могли наблюдать ряд российско-украинских торговых споров, которые часто перерастали в торговые войны. Последние два года стали свидетельством наиболее серьезных торговых противостояний России с Украиной, когда последняя смогла пойти против желаний РФ, заявив о переходе в завершающую стадию переговорного процесса о Зоне свободной торговли с ЕС.

В 2013 году экспорт украинских товаров в Россию составлял 24%. Тогда в структуре внешней торговли между странами наибольшие статьи нашего экспорта в Россию приходились на машиностроение (реакторы ядерные, котлы, машины; железнодорожные локомотивы) и продукцию военно-промышленного комплекса (ВПК), в частности самолетостроение. Но начиная с середины весны 2014 года по распоряжению высшего руководства Украина прекратила сотрудничество с соседним государством по продаже продукции ВПК из-за наращивания военной агрессии со стороны России. Постепенно снижалась торговля промышленной продукцией. По официальным данным, товарооборот Украины с Россией по итогам 2014 года упал на 43%, а экспорт товаров — на 33,7%. В связи с этим отечественные товаропроизводители должны переориентироваться на новые рынки.

Каковы же перспективы такой переориентации? Прежде всего хотелось бы выделить Китай, Индию, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан — страны, с которыми уже есть определенные контракты и налажено сотрудничество. Что касается рынка Европы, то здесь сложнее, поскольку сначала нужно сертифицировать продукцию в соответствии с европейскими правилами. Целесообразным для Украины при выходе на европейские рынки с промышленной продукцией является создание совместных предприятий, где западные партнеры стали бы технологическим донором. Отметим, что украинская промышленная продукция является низкотехнологичной, и это одна из главных проблем отечественного промышленного комплекса, из-за которой быстро найти альтернативу российскому рынку этой продукции вряд ли возможно.

В. — Эксперты сегодня не ожидают быстрого возобновления украинского экспорта в ЕС, в котором преобладает полусырьевая продукция. Есть ли шансы у Украины переориентироваться в международной торговле на продвижение на западные рынки высокотехнологичных продуктов и каких именно? Рынки каких стран в этом аспекте наиболее открыты для нас?

Е. М. — Сегодня, в условиях отсутствия надлежащей институционной поддержки развития инновационных отраслей экономики, говорить об увеличении доли высокотехнологичных товаров в общем экспорте и расширении географической структуры экспорта таких товаров не представляется возможным. Данные Всемирного банка (последние датируются 2013 годом) свидетельствуют о том, что доля высокотехнологических товаров в промышленном экспорте для Украины составляет только 6%, тогда как для некоторых бывших стран Советского Союза она выше, в частности для России и Литвы — по 10%, Латвии и Азербайджана — по 13, а для Казахстана — 37%.

Наиболее весомые позиции в экспорте высокотехнологичной продукции Украины занимают авиационно-космическая техника, электротехника и коммуникации, программное обеспечение, а также фармацевтическая продукция. Страны, куда сегодня направляется наша продукция, — это Казахстан, Литва, Эстония, Германия, Иран, Кувейт. В перспективе география может быть существенно расширена, однако пока что создание продуктов с высокой добавленной стоимостью в Украине, которые бы были ориентированы на экспорт, маловероятно. Причины — отсутствие инновационной модели развития и дефицит финансовых ресурсов.

В развитых странах именно бюджетные средства являются самым важным финансовым инструментом научно-технической политики. Во многих странах государство берет на себя от 20 до 50% национальных научных расходов. Однако в Украине основным источником финансирования инновационной деятельности до сих пор остаются собственные денежные средства предприятий. Учитывая то, что источником собственных средств предприятий является прибыль, становится понятной причина низкого уровня инновационной активности отечественных предприятий. Большинство из них работает убыточно, а получающие прибыль не спешат ею рисковать.

В качестве варианта Украине можно предложить использовать косвенные методы стимулирования инновационного развития — налоговое стимулирование (списание текущих расходов на НИИКР, дополнительная налоговая скидка, налоговый исследовательский кредит, специальный режим амортизации основных фондов, связанных с НИИКР, инвестиционный налоговый кредит и т. п.).

Отметим, что действующим законодательством предусмотрены некоторые налоговые льготы, в частности налоговые каникулы в виде освобождения от налогообложения прибыли для предприятий самолетостроительной отрасли до 2021 года. Однако несколько противоречиво законодательство в вопросе деятельности малых предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях: прибыль предприятий облагается налогом по нулевой ставке до 2016 года, но при условии, что они не будут осуществлять внешнеэкономической деятельности.

В. — В нынешнем году заключен ряд межправительственных соглашений относительно активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Украины с Китаем. Чего можно ожидать от этих договоренностей и какие отечественные отрасли в результате могут получить импульс к развитию?

Е. М. — Ускорение экономического сотрудничества между Украиной и Китаем началось еще с конца 2010 года. Тогда перед нашим государством открылись перспективы в развитии как отечественной промышленности, так и сельского хозяйства.

В настоящее время Китай занимает заметное место во внешней торговле Украины. По состоянию на І квартал 2015 года он является одним из главных наших внешнеторговых партнеров В общем рейтинге торговых партнеров. Украины эта страна находится среди лидеров — по показателю экспорта товаров она занимает второе место, уступая России, а по объемам импортных поставок занимает третью ступеньку (уступая России и Германии).

Китайский вектор внешнеэкономической деятельности Украины сегодня является довольно прогрессивным. Однако в торговле с этой страной импорт товаров преобладает над экспортом. В то же время опасность для Украины представляет не столько отрицательное сальдо торговли товарами, как сама товарная структура экспорта, характеризующаяся определенной ассиметричностью, узкой номенклатурой товаров. В частности, наибольший удельный вес в структуре экспорта Украины в Китай сегодня занимают поставки минеральных продуктов (руды, шлаки, зола), жиры и масла животного происхождения, а также поставки машинных аппаратов (реакторы, ядерные котлы). Поэтому украинский экспорт в восточную страну, как правило, имеет сырьевой характер. Основная причина — ориентация китайского рынка на самообеспечение и стимулирование внутреннего спроса.

Отраслью, где можно наблюдать ускорение экспорта в связи с подписанием в конце 2013 года фитосанитарных протоколов, является сельское хозяйство (повышение доли экспорта ячменя, сои, кукурузы).

Также в начале текущего года страны заключили Соглашение о технико-экономическом сотрудничестве, что позитивно для Украины, поскольку предусматривает привлечение безвозмездной помощи со стороны правительства Китая в объеме 50 млн. юаней. Отраслями, куда должна направляться эта помощь, являются сельское хозяйство, транспорт, медицина, то есть требующие инвестиций и технологий.

В. — С какими государствами уже в ближайшее время или в обозримом будущем имеются предпосылки для развития эффективных торгово-экономических отношений?

Е. М. — С учетом ликвидации монопольной зависимости от российского рынка Украина получила возможность диверсифицировать рынки сбыта отечественных товаров и услуг. Однако здесь не все так легко, как казалось.

Первым и наиболее многообещающим в этом плане был и остается рынок ЕС. Вместе с тем европейский рынок перенасыщен и очень привередлив, поэтому привлечь внимание европейских потребителей — сложная задача. Прежде всего украинским производителям необходимо ввести европейские стандарты качества, пройти сертификацию продукции. Самые лучшие возможности при выходе на европейский рынок имеют предприятия АПК и пищевой промышленности. Тем более, что сегодня уже есть определенные сдвиги, в частности среди предприятий, прошедших необходимую процедуру европейской сертификации, являются компания «Комплекс Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата») и ПАО «Миронівський хлібопродукт».

Наиболее крупными бенефициарами торговли со странами ЕС в среднесрочной перспективе могут стать украинские аграрии, способные частично компенсировать те потери, которые сейчас несет отечественная экономика из-за ограничения торговли на российском рынке. К тому же недостаток продукции, которую Европа не производит в достаточном количестве, может быть компенсирован Украиной. Основным таким товаром сегодня является подсолнечное масло.

Что касается промышленности, то здесь, как отмечалось, не все так легко. Европейский рынок нуждается в высокотехнологичной продукции, чего не имеет наша страна. К тому же отечественная промышленная продукция является довольно энергоемкой.

Украина может расширить присутствие и на других рынках, в частности в странах Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Самым большим в указанные регионы должен стать экспорт сельскохозяйственной продукции в первую очередь потому, что на этих рынках продолжается динамичное повышение спроса на продовольствие, связанное с увеличением численности населения.

Что касается наращивания и расширения отечественного экспорта традиционных товарных групп украинского промышленного экспорта (металлопродукция, товары машиностроительной и химической промышленности), то здесь понадобится не один год работы по поиску и укреплению своих позиций на том или ином рынках, а также следует принимать во внимание такие факторы, как изменение конъюнктуры на внешних рынках, что может ограничить возможности для нашего государства.

Поэтому Украине сегодня наряду с получением необходимой сертификации продукции, снижением доли энергоемкости этой продукции, установлением конкурентных цен по сравнению с международными партнерами необходимо заслужить доверие потребителя той или иной страны.


Беседовала Инна ГОЛОВКО

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42