Статьи
Тема: Прочее

Высшее образование: год по новым правилам

Прошел год с момента принятия Верховной Радой Украины нового Закона «О высшем образовании», который все эксперты признали передовым и прогрессивным. И правда, это едва ли не самая успешная за последние годы реформа высшей школы. Однако Закон вступил в силу лишь частично, поскольку по объективным и, в определенной степени, субъективным причинам полностью ввести все новации еще не удается.


Закон оказался действительно революционным, прежде всего потому, что позволил вузам стать более независимыми, а студентам — иметь больше прав. Он призван сделать украинское высшее образование более качественным, приблизить его к стандартам Европейского Союза — в частности, вместо научной степени кандидата наук введена степень доктора философии и нормировано положение о типах вузов (в настоящее время это университет, академия, колледж и профессиональный колледж). Однако введение всех этих новаций происходит довольно медленно. На то есть и объективные, и субъективные причины. Министр образования и науки Украины Сергей Квит утверждает, что план мероприятий по введению норм Закона предусматривает разработку ряда нормативно-правовых актов, из них уже принято 10, еще 15 рассматриваются в правительстве.

Сегодня воплощению более прогрессивных положений мешает, естественно, наша бюрократическая система. В частности, возникают проблемы с реализацией на практике финансовой автономии вузов. Так, средства из спецфондов учебных заведений, как, например, деньги, уплаченные студентами-контрактниками, находятся на счетах госказначейства, поэтому вузы свободно распоряжаться ими пока не могут. Сергей Квит призывает ректоров учебных заведений перечислять денежные средства на счета в банках, что разрешено новым Законом.

Народный депутат Украины Иван Кириленко считает, что Закон «О высшем образовании» — едва ли не единственная успешная реформа за почти четверть столетия нашей независимости. Однако и она может провалиться, если не изменить нынешнюю экономическую модель, которая, к сожалению, не воспринимает интеллект и инновации.

По мнению председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, введение Закона в определенной мере тормозится консервативной частью академических сообществ. Это подтвердили выборы в новосозданный орган — Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования.

«В результате выборов мы получили среди представителей Нацагентства людей, которые были люстрированы, задействованы в системе во времена предыдущей власти, — подчеркивает депутат. — А их же выдвинули академические сообщества, что свидетельствует о незрелости, неготовности к переменам и нежелании работать по новым правилам».

Кроме того, по словам госпожи Гриневич, возникают даже сугубо технические вопросы. Например, не хватает антиплагиатного программного обеспечения, которое бы позволило специализированным советам проверять диссертации.

Среди других проблем — пока не сформирован перечень отраслей знаний и специальностей, по которым осуществляется подготовка студентов. Из-за отсутствия стандартов высшего образования в вузах тормозится разработка собственных учебных программ, которые позволил новый Закон. В неопределенном статусе нынче находятся вузы I — II уровней аккредитации, поскольку не разработаны лицензионные условия подготовки в них младших бакалавров. Поэтому следует продлить им нынешние лицензии.

Реформы нужны, и осуществить их необходимо как можно скорее. Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук считает, что украинскому образованию необходима реанимация, потому что ее состояние — предынфарктное.

«Иностранный студент отличается от украинского тем, что идет в университет приобретать знания, тогда как наш — чтобы получить диплом, который ему не всегда нужен», — объясняет специалист по ВНО.

Игорь Ликарчук утверждает, что подобное оценивание необходимо ввести и при поступлении в магистратуру, хотя пока сделать это нереально. А систему вступления сделать более жесткой, ведь 93% университетов готовы принимать студентов с самым низким баллом ВНО.

Хоть и медленно, но положения Закона постепенно реализуются. Так, по словам заместителя министра образования и науки Инны Совсун, целый ряд изменений будет введен уже с 1 сентября. Прежде всего, вступят в силу новые учебные планы. Теперь каждый семестр студенты будут изучать по 8 предметов, а не 10 — 15, как раньше. К тому же 25% из них можно будет выбирать самому. Таким образом, студенты не будут перегружены большим количеством различных дисциплин и смогут сосредоточиться на профессиональных предметах. Вместе с тем в полтора раза снизятся нагрузки и на преподавателей — до 600 ч в год. Это позволит им заниматься научной работой: участвовать в разных конференциях или готовить публикации для специализированных изданий.

Все эти разработки и новации внедрены работниками министерства и преподавателями. Вместе с тем интересно услышать точку зрения и другой стороны — студентов. Именно поэтому фонд «Демократические инициативы им. Ильи Кучерива» провел их опрос. Как оказалось, студенты не слишком положительно оценивают качество высшего образования в Украине: по 5-балльной шкале оно получило только 2,8 балла. Для сравнения, по результатам подобного исследования в 2011 г. такая оценка составляла 3,5 балла. Однако, скорее всего, дело не в том, что высшие учебные заведения стали хуже — просто нынешние студенты более требовательны.

Самой большой проблемой опрошенные называют непризнание в мире дипломов большинства украинских вузов (даже вопреки интеграции в Болонский процесс). Кроме того, их беспокоят несоответствие преподавания требованиям рынка, коррумпированность преподавателей, низкий уровень качества образования. Студенты считают, что улучшить ситуацию в отрасли могут борьба со всеми проявлениями коррупции, налаживание сотрудничества с прогрессивными мировыми вузами, повышение зарплаты преподавателей, стимулирование научной деятельности вузов и более тесная связь преподавания с потребностями будущей профессии. Почти треть респондентов не против сокращения количества высших учебных заведений. Интересно, что за четыре года резко возросло количество желающих учиться за рубежом: нынче их уже 69%. Студенты поддерживают вступление в вузы с помощью ВНО, однако они против введения тестов при зачислении в магистратуру.

Конечно же, имеются в образовательной сфере и определенные положительные моменты. Так, президент Украинской ассоциации студенческого самоуправления Никита Андреев особо отмечает отмену обязательной отработки после вуза для большей части студентов, учившихся по госзаказу. А еще радуют такие приятные мелочи, как ограничение стоимости пластикового бланка диплома до 34 грн., потому что раньше отдельные вузы требовали за него по 200 — 300.

Вопреки всем препятствиям Закон «О высшем образовании» постепенно воплощается в жизнь. Эта реформа нынче — одна из важнейших, и развитие государства зависит от ее успеха не меньше, чем от преобразований в экономике или изменений в Конституции. Ведь инвестиции в образование — инвестиции в будущее.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилия Гриневич:
«Закон «О высшем образовании» — первая проевропейская реформа сразу после Революции Достоинства. Однако пока мы не ощутили его работу. По поручению Премьер-министра Украины нужно разработать свыше 40 нормативно-правовых актов. Сейчас приняты 10, еще 15 находятся на согласовании в Кабинете Министров. Очень важно, чтобы мы жили по букве этого Закона, но есть и другие проблемы. Первая — выборы в Национальное агентство по вопросам качества образования. Насколько мы готовы к новым правилам? Хотим ли мы меняться сами? Среди избранных оказались люстрированные чиновники, те, кто в свое время развивали эту коррумпированную систему. За них проголосовали, и мне стыдно за это. Именно от нас зависит, правильно ли будет имплементирован этот Закон, внедрит ли он ценности, которые все ожидают. Кабинет Министров Украины, который своим постановлением назначает руководителя и заместителя руководителя Нацагентства, должен выдвинуть жесткие квалификационные критерии к ним. Я понимаю, что в Грузии, например, трижды избирали Нацагентство, потому что каждый раз получали подобный состав. Но у нас нет времени, страна сейчас в состоянии войны, украинцы ждут перемен. И мы должны показывать пример, а не желание сохранить старые схемы.

Нужно ускорить принятие новых стандартов высшего образования. Некоторые учебные заведения не ждут и уже сегодня нормируют нагрузки своих преподавателей до 600 часов. Другие подчеркивают, что без стандартов этого делать не будут.
Финансовая автономия вузов — вопрос довольно условный. Мы понимаем, что поскольку не можем достаточно финансировать учебные заведения, то позволить им самим целесообразно и оптимально использовать заработанные средства — единственный способ помочь им развиваться.
Нам нужна системная информационная работа. Образовательное сообщество, студенты, родители, работодатели часто не понимают сути нововведений. Они не столько пугаются, сколько не знают, что с этим делать. Поэтому нужны разъяснения, информационная работа, решения с учетом позиций экспертов, живой диалог. Потому что именно в диалоге разрабатывался этот Закон, и мы не должны предать его ценности. Потому что в том числе и ради него выходили на акции протеста студенты, за этот Закон ломали копья преподаватели. Высшее образование не имеет другого вектора, кроме того, который определен. И сейчас вопрос не в том, куда двигаться, а как двигаться быстрее и делать меньше ошибок».

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42