Другие налоги

Несогласие самозанятого лица с заключениями проверки

Результаты проверок (кроме камеральных и электронных) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления при проверке нарушений составляется акт, если такие нарушения отсутствуют — справка.
Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленный Налоговым кодексом (с учетом его продления).
Рассмотрим, в какие сроки регистрируется акт (справка) соответствующей проверки, как оформляется факт отказа от подписания акта и подается возражение по его содержанию. Кроме того, определим, может ли самозанятое лицо обжаловать решения, принятые контролирующими органами; если да, то каков порядок их обжалования.


Результаты камеральных и документальных проверок: составление акта и отказ от его подписания

Статьей 86 Налогового кодекса закреплена процедура оформления результатов проверок.

Так, п. 86.2 этой статьи предусмотрено, что по результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в контролирующем органе вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней самозанятому лицу в порядке, установленном ст. 42 Налогового кодекса.

Следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрено составление справки по результатам камеральной проверки в случае отсутствия нарушений.

Акт (справка) документальной выездной проверки, которая определяетсястатьями 77 и 78 Налогового кодекса, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем истечения установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, которые имеют филиалы и/или находятся на консолидированной уплате, - в течение 10 рабочих дней).

Так же оформляется и акт (справка) документальной невыездной проверки, который после регистрации вручается лично самозанятому лицу или его законным представителям либо отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае несогласия налогоплательщика с заключениями акта плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом (п. 86.1 ст. 86 этого Кодекса).

Вместе с тем в случае отказа самозанятого лица или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта либо справки о результатах выездной плановой или внеплановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю.

В случае отказа самозанятого лица или его законных представителей от получения экземпляра акта либо справки о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием налогоплательщика либо его законных представителей по местонахождению такой акт или справка направляется самозанятому лицу в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. В указанных случаях контролирующим органом составляется соответствующий акт.

При этом законодательством установлено, что отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

Отказ от подписания акта фактической проверки не освобождает от уплаты денежных обязательств

Нормой п. 86.5 ст. 86 Налогового кодекса детализируется оформление акта (справки) о результатах фактических проверок. В отличие от документальных проверок фактическая проверка согласно ст. 80 этого Кодекса осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Такая проверка может проводиться на основании решения руководителя контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику либо его уполномоченному представителю или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных в подпунктах 80.2.1 - 80.2.7 п. 80.2 указанной статьи.

По результатам фактических проверок составляется акт (справка) в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующих органов, проводившими проверку, регистрируется не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки и подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, самозанятым лицом или его законными представителями (при наличии).

Характерной особенностью подписания акта (справки) таких проверок является то, что он подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, налогоплательщиком и/или его законными представителями и должностными лицами контролирующего органа, проводившими проверку, по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.

Факт отказа от подписания акта (справки) фактической проверки оформляется актом. Один экземпляр акта или справки о результатах проверки не позднее следующего рабочего дня после его составления регистрируется в журнале регистрации актов контролирующего органа и не позднее следующего дня после его регистрации вручается или направляется налогоплательщику либо его законному представителю или лицу, осуществлявшему расчетные операции.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта (справки) фактической проверки либо невозможности его вручения плательщику, либо его законным представителям или лицу, которое осуществляло расчетные операции, по каким-либо причинам такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 86.6 ст. 86 Налогового кодекса отказ налогоплательщика либо его законных представителей или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

Несогласие с результатами электронных проверок

В случае несогласия налогоплательщика или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в справке, составленной по результатам электронной проверки, они обязаны подписать такую справку и имеют право предоставить свои возражения, являющиеся неотъемлемой частью такой справки, вместе с подписанным экземпляром справки (п. 86.11 ст. 86 Налогового кодекса).

Рассмотрение и предоставление ответа на возражение к справке электронной проверки осуществляются в общеустановленном порядке. Самозанятое лицо (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право принимать участие в рассмот-рении возражений, о чем оно указывает в представленных возражениях.

Право самозанятого лица на возражения к акту проверки

Пунктом 86.7 ст. 86 Налогового кодекса налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, предоставить свои возражения в контролирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются контролирующим органом в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы при проверке и указаны в замечаниях).

Вместе с тем Налоговым кодексом не ограничено право самозанятого лица, его уполномоченного лица и/или представителя принимать участие в рассмотрении возражений, о чем такое самозанятое лицо указывает в возражениях.

В случае если налогоплательщик изъявил желание принять участие в рассмотрении его возражений к акту проверки, контролирующий орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения рассмотрения. Уведомление направляется налогоплательщику не позднее следующего рабочего дня со дня получения от него возражений, но не позднее чем за два рабочих дня до дня их рассмотрения.

Согласно п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса руководитель соответствующего контролирующего органа (или уполномоченный им представитель) принимает обязательное участие в рассмотрении возражений налогоплательщика к акту проверки, которые являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Предоставление возражения: форма и содержание

Действующим законодательством не определены требования относительно формы и содержания возражений. Однако, как правило, возражения к акту (справке) проверки предоставляются в контролирующий орган в письменной форме с указанием:

  • наименования контролирующего органа, в который предоставляются возражения;
  • фамилии, имени и отчества самозанятого лица, предоставляющего возражения, его почтового адреса;
  • реквизитов акта (справки), к которому предоставляются возражения;
  • обоснованных мотивов предоставления возражений;
  • ссылки на правовые нормативные акты;
  • сообщения о желании принять участие в рассмотрении возражений;
  • перечня документов, доказательств и фактов, которые прилагаются к возражениям, и т. п.

Указанные возражения обязательно подписываются самозанятым лицом либо его уполномоченным лицом и/или представителем. В случае если возражение предоставляется уполномоченным лицом и/или представителем, к такому возражению прилагается юридический документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица или представителя (доверенность и т. п.).

Следует также отметить, что если к возражению прилагаются копии документов, то они обязательно должны быть заверены подписью налогоплательщика.

Принятие налоговых уведомлений-решений

Пунктом 86.7 ст. 86 Налогового кодекса руководителю контролирующего органа (или его заместителю) предоставлено право принимать решение об определении денежных обязательств с учетом результатов рассмотрения возражений налогоплательщика (при их наличии). При этом налогоплательщику или его законному представителю дано право присутствовать при принятии такого решения.

Налоговое уведомление-решение принимается в сроки, определенные п. 86.8 указанной статьи, в частности в течение 10 рабочих дней:

со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта документальной проверки;

со дня регистрации (поступления) акта фактической проверки в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика.

При наличии возражений самозанятого лица к акту проверки (документальной или фактической) налоговое уведомление-решение принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения таких возражений - в течение трех рабочих дней, следующих за днем рассмотрения возражений и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

Порядок обжалования налоговых уведомлений-решений

Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке (п. 56.1 ст. 56 Налогового кодекса).

В случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за рамки полномочий контролирующего органа, установленных Налоговым кодексом или другими законами Украины, он имеет право обратиться в контролирующеий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре этого решения.

Согласно п. 56.3 вышеуказанной статьи жалоба подается в контролирующий орган высшего уровня в письменной форме (при необходимости - с надлежащим образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает нужным предоставить с учетом требований п. 44.6 ст. 44 Налогового кодекса) в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком оспариваемого налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа.

Жалобы на решения государственных налоговых инспекций подаются в контролирующие органы в г. Киеве, областях, межрегиональные территориальные органы.

Жалобы на решения контролирующих органов в г. Киеве, областях, межрегиональных территориальных органов и таможен подаются в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Самозанятое лицо одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня обязано письменно уведомить контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения (п. 56.5 ст. 56 Налогового кодекса).

Следует отметить, что не подлежит обжалованию согласноп. 56.11 указанной статьи денежное обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком.

Если в соответствии с Налоговым кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа (п. 56.12 вышеуказанной статьи).

Требования к оформлению жалобы установлены разделом IV Порядка № 848.

Вместе с тем с учетом сроков давности, определенных ст. 102 Налогового кодекса, самозанятое лицо имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.


ДЛЯ СПРАВКИ

Обращаем внимание на то, что акт проверки не является решением субъекта властных полномочий и не определяет возникновения каких-либо прав и обязанностей для лиц, деятельность которых проверялась.
Акт — это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Справка — это служебный документ, который подтверждает факт проведения документальной проверки деятельности налогоплательщика и является носителем доказательной информации о неустановлении фактов нарушений требований налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
На основании акта может приниматься соответствующее решение контролирующего органа, однако такой акт проверки контролирующего органа не является решением (актом индивидуального действия) в понимании Кодекса административного судопроизводства.
Налогоплательщик по собственному усмотрению определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действие или бездеятельность должны быть такими, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.
В соответствии с постановлением Высшего административного суда Украины от 04.02.2014 г. по делу № 1570/1858/2012 деятельность контролирующего органа по оформлению результатов проверки, в частности по составлению акта проверки и формированию его содержания, не может нарушать права и/или охраняемые законом интересы лица в публично-правовых отношениях.
Действия контролирующего органа по изложению в акте проверки определенных выводов, а также по использованию составленного по результатам проведенной проверки акта в служебной деятельности, в частности при проведении проверок других субъектов хозяйствования, не нарушают права или интересы лица, не влияют на его субъективные права и обязанности, а значит, основания для удовлетворения судами исковых требований отсутствуют (постановление Высшего административного суда Украины от 27.03.2014 г. по делу № К/9991/67409/11).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42