Налог на имущество

Обчислення та сплата плати за землю

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Исчисление и уплата платы за землю» при участии заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины Инны ЛИТВИН. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время проведения телефонной линии.

Утверждение новой нормативной денежной оценки

Городским советом в 2014 г. принято решение об утверждении новой нормативной денежной оценки земли. Согласно требованиям решения она вступила в с01.07.2015 г. Нужно ли плательщику земельного налога представлять уточняющую декларацию по плате за землю на 2015 г.?


Правовые принципы проведения оценки земель в Украине определены Законом Украины от 11.12.2003 г. № 1378-IV «Об оценке земель» (далее — Закон № 1378), согласно абзацу пятому ст. 5 которого нормативная денежная оценка земельных участков используется, в частности, для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Основанием для проведения оценки земель является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ст. 15 Закона № 1378).

 Согласно Закону Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон № 280) акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в рамках предоставленных им полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Пунктом 286.2 ст. 286 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) установлено, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней предоставляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, и в дальнейшем такая справка предоставляется при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

В настоящее время извлечение из технической документации о размере нормативной денежной оценки земельного участка предоставляют территориальные органы Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Таким образом, решение городского совета является обязательным для выполнения, и субъекту хозяйствования необходимо представить уточняющую декларацию по плате за землю и рассчитать сумму земельного налога исходя из новой нормативной денежной оценки земельного участка.

Представление справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка

Можно ли представить справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка вместе с налоговой декларацией по плате за землю в электронном виде?


Форматом (стандарт) налоговой декларации по плате за землю (земельного налога и арендной платы государственной и коммунальной собственности) предусмотрено представление в электронном виде средствами телекоммуникационной связи налоговой декларации, приложения 1 к налоговой декларации «Відомості про наявні земельні ділянки» и приложения 2 к налоговой декларации «Відомості про пільги на земельний податок з наявних площ земельних ділянок».

При этом формат (стандарт) справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка в электронном виде отсутствует.

Следовательно, плательщики платы за землю должны представлять справки (извлечения) о размере нормативной денежной оценки земельного участка на бумажных носителях в орган ГФС по местонахождению земельного участка.

Исчисление платы за землю для ОСМД

Каков порядок определения платы за землю объединениями совладельцев многоквартирных домов?


Плата за землю — это обязательный платеж, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

 Плательщиками налога согласно ст. 269 этого Кодекса являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи. Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка (ст. 288 Налогового кодекса). Плата за землю уплачивается со дня возникновения права собственности или права пользования.

 В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса Украины (далее — Земельный кодекс) юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям; внесения земельных участков ее учредителями в уставный капитал; принятия наследства; возникновения других оснований, предусмотренных законом.

Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ст. 92 Земельного кодекса).

Совладельцы многоквартирного дома для обслуживания такого дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд владельцев (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, также могут приобретать право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности.

Земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также принадлежащие к ним здания, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений в доме, передаются бесплатно в собственность или в постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (ст. 42 Земельного кодекса).

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и другой деятельности (ст. 93 Земельного кодекса).

То есть ОСМД могут быть владельцами земельных участков, постоянными пользователями или арендаторами земельных участков государственной либо коммунальной собственности.

Собственники земельных участков и постоянные пользователи являются плательщиками земельного налога. Земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, относятся согласно ст. 38 Земельного кодекса к землям жилой и общественной застройки. В 2015 г. сумма земельного налога для ОСМД рассчитывается по ставке 3% суммы земельного налога, исчисленного по полной ставке, которая установлена для земель населенных пунктов с учетом коэффициента индексации 1,249 согласно нормам ст. 289 Налогового кодекса, если местным советом не принято соответствующее решение и не определены другие ставки земельного налога.

Арендную плату ОСМД должны уплачивать согласно условиям договора аренды, заключенного с соответствующим местным советом.

Уплата земельного налога плательщиками единого налога третьей группы

Освобождаются ли юридические лица — плательщики единого налога третьей группы от уплаты налога на имущество (в части земельного налога)?


Перечень налогов и сборов, от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности с которых освобождаются плательщики единого налога, приведен в п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса. В частности, юридические лица — плательщики единого налога третьей группы не являются плательщиками налога на имущество (в части земельного налога), но при условии, что земельные участки используются для проведения хозяйственной деятельности.

Рассмотрим подробнее вопрос о плательщиках земельного налога и, в частности, у каких субъектов хозяйствования возникает обязанность уплачивать именно земельный налог.

 Как указано в ст. 269 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и постоянные пользователи. То есть субъекты хозяйствования являются плательщиками земельного налога в случае, если имеют земельные участки в собственности или в постоянном пользовании.

 В соответствии с п. 291.4 ст. 291 этого Кодекса применять упрощенную систему налогообложения и быть плательщиками третьей группы имеют право субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы. Вместе с тем право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности согласно ст. 92 Земельного кодекса приобретают, в частности, предприятия, учреждения и организации, принадлежащие к государственной и коммунальной собственности.

 Кроме того, пп. 291.5.5 ст. 291.5 ст. 291 Налогового кодека указано: не могут быть плательщиками единого налога первой — третьей групп субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность долей, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25%.

Пунктом 287.1 ст. 287 этого Кодекса установлено, что собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Таким образом, у субъектов хозяйствования, избравших упрощенную систему налогообложения, обязанность уплачивать земельный налог или право на освобождение от его уплаты наступает со дня возникновения права собственности на земельный участок.

Следует напомнить, что право пользования земельным участком может возникать также на условиях аренды. При этом освобождение от уплаты арендной платы действующим законодательством не предусмотрено.

Ответственность за непредставление налоговой декларации при изменении базы налогообложения

Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за непредставление субъектом хозяйствования налоговой декларации по плате за землю в определенный Налоговым кодексом срок при изменении нормативной денежной оценки земельного участка?


Согласно п. 286.4 ст. 286 Налогового кодекса при изменении в течение года объекта и/или базы налогообложения плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения.

Собственники и землепользователи земельных участков уплачивают налоговое обязательство по плате за землю, которое определено в налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки, по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.4 ст. 287 Налогового кодекса).

Пунктом 49.2 ст. 49 этого Кодекса определено, что налогоплательщик обязан за каждый установленный этим Кодексом отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями этого Кодекса представлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является.

 Согласно нормам ст. 47 Налогового кодекса ответственность за непредставление, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах, несут налогоплательщики, а также их должностные лица.

Так, ст. 120 этого Кодекса предусмотрено наложение штрафа в размере 170 грн. за каждое непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов), а в случае повторного нарушения в течение года — 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

 Таким образом, если плательщик платы за землю не представил налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором произошли изменения объекта и/или базы налогообложения, приведшие к увеличению или уменьшению налогового обязательства по плате за землю, к нему применяются санкции согласно ст. 120 Налогового кодекса.

Решение о предоставлении льготы принято в течение года

С какого времени юридическое лицо освобождается от уплаты земельного налога, если решение о предоставлении льгот местным советом принято в течение года?


Общие принципы установления налогов и сборов определены ст. 7 Налогового кодекса, в соответствии с которой при установлении налога могут предусматриваться льготы и порядок их применения.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Полномочия по установлению ставок платы за землю и льгот по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории, предоставлены органам местного самоуправления.

Пунктом 284.2 ст. 284 Налогового кодекса определено: в случае если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право.

При этом согласно пунктам 1, 3 ст. 73 Закона № 280 акты органов местного самоуправления являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Следовательно, если решение органа местного самоуправления об установлении льгот по уплате земельного налога принято, то оно является обязательным для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами с учетом сроков, определенных таким решением.

Пользование земельным участком на основании решения городского совета

Предприятие пользуется земельным участком на основании решения местного совета о предоставлении земли в аренду, при этом договор аренды не оформлен. Нужно ли в этом случае уплачивать земельный налог?


Статьей 270 Налогового кодекса определено, что объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком (п. 287.1 ст. 287 Налогового кодекса).

 В соответствии с п. 288.1 ст. 288 этого Кодекса основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды земельного участка, оформленный и зарегистрированный согласно законодательству.

Статьей 25 Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» определено, что арендатор земельного участка обязан приступать к использованию земельного участка в сроки, установленные договором аренды земли, который зарегистрирован в установленном законом порядке.

Таким образом, у субъекта хозяйствования обязанность уплачивать земельный налог или арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности возникает с момента государственной регистрации соответствующего права на земельный участок.

Вместе с тем использование земли без наличия правоустанавливающих документов является нарушением действующего законодательства.


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА, обозреватель «Вестника»,
при содействии: Инны ЛИТВИН, заместителя начальника Управления местных налогов и сборов —

начальника отдела  платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов
Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины,
и Департамента коммуникаций

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42