Бухучет

Выполнение гарантийных обязательств: организационно- правовые основы, отражение операций в бухгалтерском учете

Организационно-правовые основы выполнениягарантийных обязательств

У любого предприятия, а также предпринимателя, реализующих товары (услуги), могут возникать гарантийные обязательства. Это связано с тем, что потребитель (покупатель, заказчик) имеет право на получение товаров (результатов выполненных работ, предоставленных услуг), а также бытового, торгового обслуживания надлежащего качества. Соответственно в целях выполнения своих гарантийных обязательств субъект хозяйствования может произвести замену окончательно забракованного товара, осуществить гарантийное обслуживание, гарантийный ремонт. Порядок осуществления таких мероприятий регламентируется рядом нормативных и законодательных актов Украины.

Согласно ст. 678 Гражданского кодекса при передаче покупателю товара ненадлежащего качества он имеет право требовать от продавца или пропорционального уменьшения цены, или бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок, или возмещения расходов на устранение недостатков товара. При существенном нарушении требований по качеству товара (выявление недостатков, которые невозможно устранить или устранение которых связано с непропорцио-нальными расходами либо затратами времени, недостатков, выявленных неоднократно или вновь появившихся после их устранения) покупатель имеет право по своему выбору или отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы, или потребовать замены товара.

Если продавец товара ненадлежащего качества не является его производителем, требования относительно замены, бесплатного устранения недостатков товара и возмещения убытков могут предъявляться продавцу или производителю товара.

Порядок исчисления гарантийного срока определен в статьях 676 и 680 Гражданского кодекса. Началом гарантийного срока следует считать момент передачи товара покупателю, если иное не установлено договором купли-продажи. Гарантийный срок, установленный договором купли-продажи, продлевается на время, в течение которого покупатель не мог использовать товар в связи с обстоятельствами, зависящими от продавца, до устранения их продавцом. Срок исковой давности, применяемый в связи с недостатками проданного товара, составляет один год; данный срок исчисляется со дня выявления недостатков в пределах сроков, установленных ст. 680 Гражданского кодекса, а если на товар установлен гарантийный срок (срок годности) — со дня выявления недостатков в пределах такого срока.

Что касается конечных потребителей — физических лиц, то для них порядок выполнения гарантийных обязательств изложен в Законе о защите прав потребителей. Конечный потребитель имеет право предъявить продавцу (производителю, исполнителю) соответствующие претензии к продукции, на которую гарантийный срок или срок годности не был установлен, если недостатки выявлены в течение двух лет, а к объектам строительства — не позднее 10 лет со дня их передачи потребителю (п. 5 ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

Согласно п. 2 ст. 7 этого Закона гарантийный срок указывается на этикетке, в паспорте продукции или любом другом документе, прилагаемом к ней. В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона требования потребителя относительно пропорционального уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок или возмещения денежных средств, израсходованных на устранение таких недостатков, предъявляются по выбору потребителя либо продавцу по месту покупки товара, либо производителю.

В соответствии с п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей требования потребителя рассматриваются после предъявления им технического паспорта, расчетного документа или другого аналогичного документа с отметкой о дате продажи и наличии гарантийных обязательств. Регулирование взаимоотношений, возникающих между потребителями (покупателями) и продавцами (производителями, подрядчиками) при проведении гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замене приобретенных технически сложных бытовых товаров установлено Порядком № 506.

К таким товарам прежде всего относятся: машины и приборы электробытовые; транспортные средства и номерные агрегаты; аппаратура радиоэлектронная бытовая; машины и приборы для механизации работ в быту; средства связи; бытовые электронные приборы, в том числе вычислительная техника; товары медицинского назначения; прочие товары, полный перечень которых приведен в приложении 1 к Порядку № 506.

Согласно п. 4 этого Порядка в техническом паспорте или другом документе, прилагаемом к товару, указывается гарантийный срок эксплуатации, в течение которого производитель гарантирует использование товара, в том числе комплектующих изделий и составных частей, по назначению при условии соблюдения потребителями правил пользования и в течение которого производитель (продавец, исполнитель) выполняет гарантийные обязательства.

В соответствии с п. 3 Порядка № 506 гарантийное обслуживание заключается в том, что производитель (продавец, исполнитель) в течение гарантийного срока обязуется организовать, если это предусмотрено эксплуатационным документом, работы по специальной установке (подключению) товара или его вводу в эксплуатацию и техническому обслуживанию. Работы по гарантийному ремонту (обслуживанию) выполняются для потребителя (покупателя) бесплатно. Производитель (продавец, исполнитель) обеспечивает нормальное использование товара, в том числе комплектующих изделий, в течение всего гарантийного срока.

Требования к оформлению эксплуатационных документов

В целях обеспечения защиты прав потребителей действующим законодательством установлен порядок документального оформления операции по продаже товара, при котором продавец должен выдать потребителю расчетный документ установленной формы, фиксирующий факт покупки, с отметкой о ее дате (п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей). Также п. 7 Порядка № 506 предусмотрено, что необходимая, доступная и достоверная информация о товарах, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, доводится производителем (продавцом) до сведения потребителя в эксплуатационных документах, прилагаемых производителем к товару. К таким документам относятся графические конструкторские, текстовые документы, которые позволяют ознакомиться с потребительскими возможностями товара и в которых определяются правила его эксплуатации, например технический паспорт или другой заменяющий его документ.

На товары иностранного происхождения, которые ввозятся в Украину, эксплуатационные документы должны быть выполнены на государственном языке и языке государства происхождения товара.

В соответствии с п. 10 Порядка № 506 гарантийные обязательства указываются производителем (продавцом) в гарантийном талоне по формам № 1-гарант и № 2-гарант (приложения 2 и 3 к этому Порядку) или в другом эксплуатационном документе в разделе «Гарантийные обязательства производителя». Кроме того, к эксплуатационным документам прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание (при необходимости) и гарантийный ремонт по формам № 3-гарант и № 4-гарант (приложения 4 и 5 к этому Порядку). Если эксплуатационными документами предусмотрено проведение работ по вводу товара в эксплуатацию, производителем (продавцом) прилагается отрывной талон по форме № 5-гарант (приложение 6 к Порядку № 506).

Согласно п. 13 указанного Порядка при необходимости определения причины утраты качества товаром, гарантийный срок которого не истек, продавец должен в трехдневный срок со дня получения письменного заявления от потребителя направить такой товар на экспертизу. При этом потребителю выдается акт приемки товара на экспертизу по форме № 6-гарант (приложение 7 к Порядку № 506). Экспертиза проводится за счет продавца. Если в результате экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки, действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу (предприятию, выполняющему его функции) расходы на проведение экспертизы. Потребитель, продавец (исполнитель) имеет право на обжалование заключений экспертизы в судебном порядке.

Особенности бухгалтерского учета операций при выполнении гарантийных обязательств

Одной из особенностей бухгалтерского учета при отражении операций во время выполнения гарантийных обязательств является создание предприятиями — поставщиками товаров резерва (обеспечения) для возмещения последующих (будущих) операционных расходов на выполнение гарантийных обязательств. При этом суммы созданных обеспечений признаются расходами (за исключением суммы обеспечения, включаемой в первоначальную стоимость объектов основных средств) (п. 13 ПБУ 11). Для учета операций по созданию и использованию данного резерва Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 473 «Обеспечение гарантийных обязательств», на котором ведется учет движения и остатков денежных средств, зарезервированных для обеспечения будущих расходов на проведение гарантийных ремонтов проданной продукции, ремонтов предметов проката и т. п.

По дебету субсчета 473 отражаются суммы начисленных резервов в корреспонденции со счетами соответствующих видов расходов, по кредиту — использование этого резерва на гарантийное обслуживание в корреспонденции со счетами учета запасов и расчетов. Основными бухгалтерскими записями при отражении операций по созданию и использованию резерва (обеспечения) для возмещения последующих (будущих) операционных расходов на выполнение гарантийных обязательств являются следующие: 

  • дебет счета 93 «Расходы на сбыт» — кредит субсчета 473: начисление резерва гарантийного ремонта реализованной продукции;
  • дебет субсчета 473 — кредит счета 20 «Производственные запасы»: использование запасов (материалов, запчастей и пр.) при гарантийном ремонте собственными силами;
  • дебет субсчета 473 — кредит субсчетов 631 «Расчеты с отечественными поставщиками и подрядчиками», 685 «Расчеты с прочими кредиторами»: использование резерва на оплату стоимости работ (услуг) подрядчиков — третьих лиц при осуществлении гарантийного ремонта;
  • дебет субсчета 473 — кредит субсчета 661 «Расчеты по заработной плате»: начисление заработной платы работникам, осуществляющим гарантийный ремонт;
  • дебет субсчета 473 — кредит субсчета 651 «Расчеты по общеобязательному государственному социальному страхованию»: начисление единого социального взноса с заработной платы работникам, осуществляющим гарантийный ремонт.

Следует также иметь в виду, что исполнение гарантийных обязательств часто связано с заменой ранее реализованных товаров. Поэтому в бухгалтерском учете необходимо отразить возврат этих товаров. Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 704 «Вычеты из дохода».

В данном случае поставщик по дебету субсчета 704 отражает стоимость возвращенных покупателем продукции и товаров, а по кредиту — списание дебетового оборота на счет 79 «Финансовые результаты». На предприятиях — производителях продукции, а также при предприятиях торговли могут быть созданы как подразделения сервисные центры или гарантийные мастерские, специализирующиеся на обслуживании и/или ремонте сложной бытовой техники. В этой ситуации предприятие ведет учет расходов, связанных с проведением таких операций, а также с содержанием таких мастерских, на счете 23 «Производство». Основными бухгалтерскими записями при осуществлении гарантийных ремонтов и гарантийного обслуживания в собственных гарантийных мастерских или сервисных центрах являются следующие:

  • дебет счета 23 — кредит счетов 20, 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 25 «Полуфабрикаты»: отражается стоимость запасов, использованных со складов в гарантийных мастерских;
  • дебет счета 23 — кредит субсчета 661: отражается начисленная заработная плата работникам, осуществляющим гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт; 
  • дебет счета 23 — кредит субсчета 651: начисление единого социального взноса по заработной плате таких работников;
  • дебет счета 23 — кредит субсчетов 631, 685: отражена стоимость работ (услуг) сторонних организаций, связанных с гарантийным обслуживанием и гарантийным ремонтом; 
  • дебет счета 23 — кредит субсчета 72 «Расчеты с подотчетными лицами»: отражаются расходы, связанные с выполнением гарантийных обязательств и понесенные через подотчетных лиц;
  • дебет счета 23 — кредит субсчета 131 «Износ основных средств»: начислен износ основных средств, задействованных в работе сервисных центров и гарантийных мастерских; 
  • дебет субсчета 473 — кредит счета 23: списываются понесенные расходы, связанные с выполнением гарантийных обязательств за счет резерва на обеспечение гарантийных обязательств.

Специфика состоит также в том, что сервисные центры и гарантийные мастерские, принимая от покупателей продукцию на гарантийный ремонт или гарантийное обслуживание, берут такую продукцию на хранение. Для отражения таких операций в бухгалтерском учете применяется забалансовый субсчет 023 «Материальные ценности на ответственном хранении». По дебету этого субсчета односторонней записью отражается стоимость принятой от покупателя продукции на гарантийный ремонт или гарантийное обслуживание, а также стоимость принятых от производителей запасных частей, материалов, необходимых для устранения неисправностей. По кредиту субсчета 023 односторонней записью отражается списание стоимости отремонтированной продукции при передаче покупателю, а также стоимость товарно-материальных ценностей, полученных бесплатно от производителей и использованных для ремонта.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в учете операций, связанных с выполнением гарантийных обязательств.

Пример 1. ООО «Черемшина» (предприятие розничной торговли) осуществило в 2014 г. продажу через магазин микроволновой печи стоимостью 1250 грн., кроме того, НДС 20% — 250 грн., итого 1500 грн. В течение гарантийного срока физическое лицо — покупатель обратилось с претензией относительно технической исправности купленного товара и требованием возвратить ему ранее уплаченные денежные средства в сумме 1500 грн. С целью установления причин неисправности магазин принял микроволновую печь и передал ее на экспертизу в сервисный центр. Стоимость экспертизы составила 150 грн., кроме того, НДС 20%30 грн., итого 180 грн. Экспертизой установлен производственный брак. Следовательно, претензия покупателя подлежит удовлетворению, а расходына проведение экспертизы возмещаются за счет продавца. Покупная стоимость микроволновой печи составляет 800 грн., кроме того, НДС 20%160 грн., итого — 960 грн. Расходы, понесенные ООО «Черемшина» в связи с удовлетворением требований покупателя, предъявлены к возмещению производителю, которому возвращена бракованная микроволновая печь. Претензия магазина удовлетворена в течение месяца, расходы на проведение экспертизы возмещены. Отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете за 2014 г. представлено в табл. 1.

Таблица 1


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский
учет

Сумма

Налоговый
учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

Отражена продажа микроволновой печи

301

702

1500,00

1250,00

-

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

250,00

-

-

3

Отнесен на финансовый результат доход от реализации

702

791

1250,00

-

-

4

Отражена себестоимость проданной микроволновой печи

902

282

800,00

-

800,00

5

Списана торговая наценка по реализованному товару

285

282

700,00

-

-

6

Отнесена на финансовый результат себестоимость реализованного товара

91

902

800,00

-

-

7

Принята магазином от покупателя неисправная микроволновая печь для проведения экспертизы 

023

1500,00

-

-

8

Получены результаты экспертизы

93

685

150,00

-

150,00

9

Отражена сумма НДС по проведенной экспертизе согласно налоговой накладной

641/НДС

685

30,00

-

-

10

Отнесены на финансовый результат расходы по экспертизе

791

93

150,00

-

-

11

Перечислены денежные средства за экспертизу сервисному центру

685

311

180,00

-

-

12

Списана с забалансового счета стоимость бракованной микроволновой печи

023

(1500,00)

-

-

13

Уменьшен доход на стоимость возвращенного товара

704

685

1500,00

(1250,00)

-

14

Уменьшены налоговые обязательства по НДС («сторно»)

704

641/НДС

(250,00)

-

-

15

Списан дебетовый остаток субсчета 704 на финансовый результат

791

704

1250,00

-

-

16

Отражен на балансе возвращенный товар по покупной стоимости («сторно»)

902

282

(800,00)

-

(800,00)

17

Отражена восстановленная наценка («сторно»)

285

282

(700,00)

-

-

18

Уменьшен финансовый результат на себестоимость возвращенного товара («сторно»)

791

902

(800,00)

-

-

19

Возвращен предприятию-производителю забракованный товар («сторно»)

282

631

(800,00)

-

-

20

Произведена корректировка налогового кредита по НДС («сторно»)

641/НДС

631

(160,00)

-

-

21

Получена компенсация от предприятия-производителя за возвращенный товар

311

631

960,00

-

-

22

Предъявлена к возмещению предприятию-производителю стоимость экспертизы

374

715

180,00

-

-

23

Отражены налоговые обязательства по НДС

715

641/НДС

30,00

-

-

24

Отнесен на финансовый результат доход от суммы возмещения

715

791

150,00

-

-

25

Зачислены на текущий счет денежные средства от предприятия-производителя

311

374

180,00

150,00

-

26

Возвращены денежные средства из кассы магазина покупателю

685

301

1500,00

-

-

 

Пример 2. Оптовой фирмой ЧП «Технолюкс» (продавец) в 2014 г. отпущен покупателю (предприятию — плательщику НДС) теплоэлектровентилятор стоимостью 4500 грн., кроме того, НДС 20%900 грн., итого 5400 грн. Во время гарантийного срока эксплуатации прибор вышел из строя из-за производственного брака. Покупатель обратился с требованием обменять неисправный теплоэлектровентилятор. Для подтверждения неисправности прибор направлен в сервисный центр на экспертизу, и брак производителя подтвержден. Стоимость экспертизы400 грн., кроме того, НДС 20%80 грн., итого 480 грн. ЧП «Технолюкс» производит замену бракованного товара на качественный. Расходы на ремонт понесены непосредственно предприятием-производителем. Покупная стоимость теплоэлектровентилятора составляет 3000 грн., кроме того, НДС 20%600 грн., итого 3600 грн. Отражение операции в учете продавца, покупателя и производителя за 2014 г. представлено в табл. 2.

Таблица 2


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

Учет у продавца

1

Отражена продажа теплоэлектровентилятора

361

702

5400,00

4500,00

-

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

900,00

-

-

3

Отнесен на финансовый результат доход от реализации

702

791

4500,00

-

-

4

Отражена себестоимость проданного товара

902

281

3000,00

-

3000,00

5

Отнесена на финансовый результат себестоимость реализованного товара

791

902

3000,00

-

-

6

Принят от покупателя теплоэлектровентилятор для последующего проведения экспертизы

023

3000,00

-

-

7

Уменьшен доход на стоимость возвращенного товара

704

361

5400,00

(4500)

-

8

Откорректированы в сторону уменьшения налоговые обязательства по НДС («сторно»)

704

641/НДС

(900,00)

-

-

9

Списан дебетовый остаток субсчета 704 на финансовый результат

791

704

4500,00

-

-

10

Получены услуги по экспертизе

93

685

400,00

-

400,00

11

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

685

80,00

-

-

12

Произведена оплата сервисному центру за экспертизу

685

311

480,00

-

-

13

Оприходован на балансе возвращенный товар по покупной стоимости («сторно»)

902

281

(3000,00)

-

(3000,00)

14

Уменьшен финансовый результат на себестоимость возвращенного товара («сторно»)

791

902

(3000,00)

-

 

15

Списана стоимость теплоэлектровентилятора с забалансового субсчета

023

(3000,00)

-

-

16

Возвращен предприятию-изготовителю неисправный товар («сторно»)

281

631

(3000,00)

-

-

17

Произведена корректировка (уменьшение) налогового кредита по НДС («сторно»)

641/НДС

631

(600,00)

-

-

18

Списан с забалансового счета товар, переданный изготовителю для замены

-

05

3000,00

-

-

19

Получен новый теплоэлектровентилятор от предприятия-производителя

281

631

3000,00

-

-

20

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

600,00

-

-

21

Отпущен покупателю новый теплоэлектровентилятор

361

702

5400,00

4500,00

-

22

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

900,00

-

-

23

Отнесен на финансовый результат доход

702

791

4500,00

-

-

24

Отражена себестоимость реализованного товара

902

281

3000,00

-

3000,00

25

Отнесена на финансовый результат себестоимость реализованного товара

791

902

3000,00

-

-

26

Зачислены денежные средства от покупателя на текущий счет

311

361

5400,00

-

-

Учет у предприятия-производителя

Возврат отражается так же, как показано выше для продавца

1

Принят от торгового предприятия бракованный товар

26

377

3000,00

(3000,00)

-

2

Произведена корректировка (уменьшение) налоговых обязательств по НДС («сторно»)

377

641/НДС

(600,00)

-

-

3

Отражены расходы, осуществленные за счет резерва обеспечения гарантийных обязательств для возмещения будущих расходов операционной деятельности на выполнение гарантийных обязательств (цифры условные):

израсходованы материалы, запчасти, комплектующие на ремонт бракованного товара

23

20

320,00

-

320,00

начислена заработная плата работникам ремонтной службы

23

661

210,00

-

210,00

начислен ЕСВ (условно 37,3%)

23

651

78,33

-

78,33

4

Начислен резерв обеспечения текущего месяца и отражен в составе расходов на сбыт (цифры условные)

93

473

1800,00

-

-

5

Отнесена на финансовый результат сумма начисленного резерва

791

93

1800,00

-

-

6

Списаны за счет резерва расходы по гарантийному ремонту

(320 + 210 + 78,33)

473

23

608,33

-

-

7

Отгружен в адрес предприятия теплоэлектровентилятор (отремонтированный или новый)

377

26

3000,00

3000,00

-

8

Начислены налоговые обязательства по НДС

377

641/НДС

600,00

-

-

Учет у предприятия-покупателя

1

Получен от торгового предприятия теплоэлектровентилятор

152

631

4500,00

-

-

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

900,00

-

-

3

Произведен возврат торговому предприятию неисправного товара («сторно»)

152

631

(4500,00)

-

-

4

Произведена корректировка (уменьшение) налогового кредита по НДС

641/НДС

631

(900,00)

-

-

5

Получен от торгового предприятия исправный теплоэлектровентилятор

152

631

4500,00

-

-

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

900,00

-

-

7

Введен в эксплуатацию теплоэлектровентилятор как объект основных средств

104

152

4500,00

-

-

8

Оплачена торговому предприятию стоимость товара

631

311

5400,00

-

-

 

Пример 3. При ООО «Магазин «Домашний робот» создан сервисный центр, в котором в счетгарантии осуществляются ремонты бракованной по вине производителей бытовой аппаратуры, проданной этим магазином в периодгарантийного срока. Стоимость произведенных ремонтов возмещается предприятиями-производителями, с которыми ООО заключило договоры. Кроме того, в соответствии с этими договорами производитель передает сервисному центру материалы, комплектующие, запчасти, необходимые для ремонтов. При этом право собственности на товарно-материальные ценности не переходит к сервисному центру. Покупатель (физическое лицо) предъявил претензию по качеству пылесоса стоимостью 3500 грн. Аппарат принят сервисным центром для проведениягарантийного ремонта. Стоимость ремонта составляет 500 грн., кроме того, НДС 20% — 100 грн., итого 600 грн., и оплачивается производителем. Производителем переданы необходимые товарно-материальные ценности на сумму 180 грн. Отражение операций в учете за 2014 г. представлено в табл. 3.

Таблица 3


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Доходы

Расходы

1

Принят от покупателя пылесос в гарантийный ремонт

023

3500,00

-

-

2

Получены от предприятия-производителя товарно-материальные ценности, необходимые для ремонта

023

180,00

-

-

3

Отражены расходы по проведению ремонта (без учета полученных ТМЦ)

(цифры условные)

23

661, 651, 131, 20

320,0

 

 

4

Произведен ремонт пылесоса, стоимость ремонта предъявлена предприятию-изготовителю

361

703

600,00

500,00

-

5

Отражены налоговые обязательства по НДС

703

641/НДС

100,00

-

-

6

Отнесен на финансовый результат доход

703

791

500,00

-

-

7

Списаны ТМЦ, переданные производителем и использованные при ремонте

023

(180,00)

-

-

8

Отнесена на себестоимость выполненных работ (предоставленных услуг) и на финансовые результаты стоимость произведенного ремонта

903

23

320,00

-

320

791

903

9

Передан покупателю отремонтированный пылесос

023

(3500,00)

-

-

10

Зачислены на текущий счет денежные средства от предприятия-производителя за ремонт бракованного пылесоса

311

361

600,0

-

-

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42