Новости

Трансфертное ценообразование

С 13.08.2015 г. вступил в силу Закон от 15.07.2015 г. № 609-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (далее — Закон № 609).

Наряду с достаточно существенными, но техническими изменениями, призванными убрать существующие неточности, например относительно определения связанности, принципов определения контролируемых операций, установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» для товаров, имеющих биржевую котировку, внесен ряд достаточно важных изменений в нормы Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании, которые существенно влияют на действия налогоплательщиков и контролирующих органов, а также их взаимоотношения.

Так, указанным Законом внесены изменения в критерии отнесения операций к контролируемым, определенные пп. 39.2.1.7 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса, согласно которым обязательно выполнение следующих условий:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год (раньше — 20 млн. грн.);

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год (раньше — 1 млн. грн.).

Из сферы контроля за трансфертным ценообразованием изъят НДС.

Срок предоставления дополнительной информации для обоснования соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», которая предоставляется на запрос ГФС Украины, увеличен с 10 до 30 календарных дней.

С целью недопущения спорных ситуаций, при наличии обязательных элементов государственного регулирования (аукционы, оценка имущества и т. п.), пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Налогового кодекса дополнен пп. 39.2.1.8 относительно условий, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципу «вытянутой руки».

Из перечня оснований для проведения проверки контролируемых операций исключено такое основание, как представление отчета о контролируемых операциях.

Внесены изменения относительно штрафных санкций за нарушение норм ст. 39 Налогового кодекса, предусмотренных п. 120.3 ст. 120 этого Кодекса в части ответственности за непредставление отчета и недекларирование сумм контролируемых операций.

Так, увеличен до 300 размеров минимальной заработной платы размер штрафа при непредставлении (несвоевременном представлении) отчета о контролируемых операциях.

Вместе с тем штраф за все незадекларированные контролируемые операции уменьшен с 5 до 1%, ограничив сумму штрафа 300 размерами минимальной заработной платы.

Процентный уровень штрафа относительно суммы контролируемых операций, по которым не была представлена документация, остался неизмененным (3%). Вместе с тем ограничение в 200 размеров минимальной заработной платы будет исчисляться от суммы всех контролируемых операций, осуществленных в соответствующем отчетном году (раньше — от суммы всех незадекларированных операций), что суммарно будет выше.

При этом возвращена норма предыдущих редакций ст. 39 Налогового кодекса относительно того, что уплата таких финансовых санкций (штрафов) не освобождает плательщика налога от обязанности представления отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию.

Представлены перечень финансовых показателей, призванных обеспечить установление соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» при определении уровня рентабельности контролируемых операций, и порядок их расчета. В частности, такими показателями определены валовая рентабельность, валовая рентабельность себестоимости, чистая рентабельность, чистая рентабельность расходов, рентабельность операционных расходов, рентабельность активов и рентабельность капитала.

Также очень важным, учитывая, что Закон № 609 вступил в силу фактически с середины года, является определение, содержащееся в заключительных и переходных положениях, согласно которому формирование отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию о хозяйственных операциях, осуществленных в 2015 г., проводится на основании и с учетом норм этого Закона. То есть внесенные изменения с целью выполнения норм ст. 39 Налогового кодекса распространяются на весь период 2015 г.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42