Юридическая практика

Подтверждение таможенной стоимости товаров

Верховный Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, обеспечивающим единство судебной практики.

Заключение Верховного Суда Украины о применении нормы права, изложенное в его постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела в связи с неодинаковым применением Высшим административным судом Украины одних и тех же норм права в подобных правоотношениях, является обязательным для всех субъектов властных полномочий, применяющих в своей деятельности нормативно-правовой акт, который содержит соответствующую норму права. Это заключение должно учитываться другими судами общей юрисдикции при применении таких норм права.

Решая вопрос об устранении расхождений в применении Высшим административным судом Украины статей 53, 54 Таможенного кодекса, Верховный Суд Украины в постановлении от 02.06.2015 г. отметил следующее.

В соответствии с частью первой ст. 53 Таможенного кодекса в случаях, предусмотренных этим Кодексом, одновременно с таможенной декларацией декларант представляет таможенному органу документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и избранный метод ее определения. В части второй этой статьи приведен перечень документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров.

Частью третьей ст. 53 Таможенного кодекса установлена обязанность декларанта или уполномоченного им лица по письменному требованию таможенного органа в течение 10 календарных дней предоставить (при наличии) дополнительные документы, в случае если документы, указанные в части второй этой статьи, содержат расхождения, явные признаки подделки или не содержат всех сведений, подтверждающих числовые значения составляющих таможенной стоимости товаров, или сведений о цене, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары.

В случае если таможенный орган имеет обоснованные причины считать, что существующая взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на заявленную декларантом таможенную стоимость, декларант или уполномоченное им лицо по письменному требованию таможенного органа кроме документов, указанных в частях второй и третьей этой статьи, представляет (при наличии) документы, определенные в части четвертой ст. 53 Таможенного кодекса.

В соответствии с частью первой ст. 54 Таможенного кодекса контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом при проведении таможенного контроля и таможенного оформления путем проверки числового значения заявленной таможенной стоимости.

Анализ приведенных норм дает основания считать, что таможенные органы имеют право осуществлять контроль правильности исчисления декларантом таможенной стоимости, но эти полномочия осуществляются способом, определенным законом, в частности истребование дополнительных документов в подтверждение задекларированной таможенной стоимости может иметь место только в случае наличия обоснованных сомнений в достоверности представленных декларантом сведений. Такие сомнения могут быть обусловлены неполнотой представленных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, несоответствием характеристик товаров, указанных в представленных документах, таможенному досмотру этих товаров, сравнением уровня заявленной таможенной стоимости товаров с уровнем таможенной стоимости идентичных или подобных товаров, таможенное оформление которых уже осуществлено, и т. п.

Наличие у таможенного органа обоснованного сомнения в правильности определения таможенной стоимости обязательно, поскольку с этим обстоятельством закон связывает возможность истребования дополнительных документов у декларанта и дает таможне право совершать последующие действия, направленные на определение действительной таможенной стоимости товаров.

Вместе с тем истребовать необходимо те документы, которые позволяют убедиться в правильности или ошибочности задекларированной таможенной стоимости, а не все предусмотренные ст. 53 Таможенного кодекса. Непредставление полного перечня истребованных документов может быть основанием для определения таможенной стоимости не по первому методу только тогда, когда представленные документы недостаточны или в совокупности не опровергают сомнения в достоверности предоставленной информации.

Согласно положениям ст. 57 Таможенного кодекса определение таможенной стоимости товаров, которые ввозятся в Украину в соответствии с таможенным режимом импорта, осуществляется по следующим методам: основному — по цене договора (контракта) относительно импортируемых товаров (стоимость операции); второстепенным: по цене договора относительно идентичных товаров; по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров; на основе вычитания стоимости; на основе прибавления стоимости (исчисленная стоимость); резервному.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины в соответствии с таможенным режимом импорта, является первый метод — по цене договора (стоимость операции).

Каждый следующий метод применяется только в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода в соответствии с нормами этого Кодекса.

В случае невозможности определения таможенной стоимости товаров согласно положениям статей 59 и 60 Таможенного кодекса за основу для ее определения может приниматься или цена, по которой идентичные или подобные (аналогичные) товары были проданы в Украине не связанному с продавцом покупателю в соответствии со ст. 62 этого Кодекса, или стоимость товаров, исчисленная в соответствии со ст. 63 Кодекса.

При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода.

В случае если невозможно применить никакой из указанных методов, таможенная стоимость определяется по резервному методу в соответствии с требованиями, установленными ст. 64 Таможенного кодекса.

Анализируя решение Высшего административного суда Украины, которое было предметом пересмотра в этом деле, на соответствие приведенной выше правовой позиции, Верховный Суд Украины отметил, что Высший административный суд Украины, отменяя решения судов предыдущих инстанций и отказывая в удовлетворении иска, исходил из наличия у таможенных органов исключительной компетенции в вопросах проверки и контроля правильности исчисления декларантом таможенной стоимости и наличия полномочий истребовать дополнительные документы для проверки правильности указанной таможенной стоимости товара в случае наличия оснований для сомнения в правильности таможенной оценки товара, перемещаемого через таможенную границу Украины.

Таможня может требовать, а субъект хозяйствования должен предоставить только надлежащие документы для проверки и подтверждения правильности указанной таможенной стоимости товара. Предоставление ненадлежащих документов не может считаться выполнением требований таможни относительно подтверждения таможенной стоимости товаров.

Из материалов дела усматривается, что учитывая полученную информацию о том, что таможенная стоимость подобного товара из той же страны и на тех же коммерческих условиях превышает заявленный декларантом уровень таможенной стоимости, у таможни были основания для сомнения в правильности таможенной оценки товара. При таких обстоятельствах таможенный орган обоснованно предложил истцу предоставить дополнительные документы.

Высший административный суд Украины также отметил, что налогоплательщик не предоставил в полном объеме надлежащие документы, истребованные таможенным органом, что после проведения консультаций дало основание определить таможенную стоимость товара способом, предусмотренным статьями 57, 64 Таможенного кодекса. При этом таможня обосновала и доказала невозможность последовательного применения предыдущих методов определения таможенной стоимости и указала в своем решении номер и дату таможенной декларации, взятой за основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров.

В связи с этим Верховный Суд Украины пришел к выводу о правильном применении Высшим административным судом Украины статей 53, 54 Таможенного кодекса и отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований налогоплательщика к таможне.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42