Новости
Тема: Трансфертное ценообразование

Предварительное согласование цен в контролируемых операциях

В целях практического введения в действие норм Налогового кодекса Кабинетом Министров Украины утвержден Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которого составляются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования (далее — Порядок № 504). Этот Порядок сменил аналогичный Порядок № 764.


Напомним, что в соответствии с пп. 39.6 ст. 39 Налогового кодекса крупные налогоплательщики могут инициировать перед Государственной фискальной службой Украины процедуру предварительного согласования цен. При проведении такой процедуры между ГФС и крупным налогоплательщиком согласовываются критерии определения соответствия финансовых и коммерческих условий некоторых будущих хозяйственных операций такого плательщика принципу «вытянутой руки».

Налоговым кодексом установлено, что предметом согласования могут быть:

  • виды и/или перечень товаров (работ, услуг), которые являются предметом контролируемых операций;
  • методы или комбинация методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки»;
  • перечень источников информации, которые предполагается использовать для установления соответствия условий контролируемых операций указанному принципу;
  • срок, на который согласовываются цены в контролируемых операциях;
  • допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;
  • порядок, сроки представления и перечень документов, подтверждающих соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях;
  • другие условия по согласию сторон.

По результатам процедуры согласования составляется один из трех видов договоров:

  • договор, имеющий односторонний характер, — между налогоплательщиком и ГФС;
  • договор, имеющий двусторонний характер, — между налогоплательщиком и ГФС в случае привлечения к процедуре согласования государственного органа, уполномоченного взимать налоги и сборы в иностранном государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции;
  • договор, имеющий многосторонний характер, — между налогоплательщиком и ГФС по результатам процедуры согласования, в которую были вовлечены два государственных органа и больше, уполномоченные взимать налоги и сборы в государствах, резидентами которых являются лица — стороны контролируемой операции.

Для справки. Крупный налогоплательщик — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн. грн. или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за такой же период превышает 12 млн. грн. (пп. 14.1.24 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса). В 2015 г. в соответствии с Реестром крупных налогоплательщиков, утвержденным приказом № 145, их количество составляет 1978.


Порядок № 504, как и предыдущий Порядок № 764, устанавливает, как проходит процедура согласования цен, какие документы необходимо представить налогоплательщику для ее проведения, срок, на который составляется договор по результатам согласования. Вместе с тем новый Порядок имеет ряд отличий и новелл.

В частности, Порядком № 504 установлено, что заключение договора о согласовании цен (далее — Договор) является свободным волеизъявлением сторон процедуры согласования цен, то есть его заключение не является обязанностью сторон, следовательно, ни ГФС, ни налогоплательщик не могут быть принуждены заключить такой Договор, если ими не достигнуто взаимное соглашение по предмету согласования и условиям Договора.

Также в отличие от Порядка № 764, распространявшегося только на процедуры предварительного согласования цен, по результатам которых могли составляться договоры, имеющие двусторонний и многосторонний характер, Порядок № 504 регламентирует и проведение процедур согласования для составления односторонних договоров.

О том, как осуществляется процедура согласования цен, пойдет речь дальше.

Предварительное рассмотрение вопроса о проведении процедуры согласования цен

По решению плательщика процедуре согласования цен может предшествовать предварительное рассмотрение вопроса о ее проведении. Этот этап необязателен, но он позволяет плательщику до начала процедуры согласования оценить целесообразность дальнейшего обращения с заявлением о согласовании цен (далее — Заявление) и обеспечить надлежащую подготовку документов и материалов, необходимых для такого согласования.

Для предварительного рассмотрения налогоплательщик направляет в ГФС письмо с соответствующим предложением и информацией о:

  • сути и фактических обстоятельствах контролируемой операции, предмете согласования цен;
  • хозяйственной деятельности сторон контролируемой операции с указанием наименования государств, резидентами которых они являются;
  • связанных лицах для их идентификации (структуре группы связанных лиц и т. п.);
  • других сведениях, которые плательщик считает необходимым представить для учета во время предварительного рассмотрения.

Порядок № 504 предусматривает проведение совместного обсуждения специалистами ГФС и представителем налогоплательщика отдельных вопросов, связанных с определением целесообразности обращения с Заявлением и/или надлежащей подготовки документов и материалов для проведения процедуры согласования цен.

О дате и месте проведения совместного обсуждения ГФС уведомляет налогоплательщика в течение 15 календарных дней с даты поступления письма, но не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения.

Порядок № 504 не регламентирует обязательность проведения и формат совместных обсуждений, но учитывая рекомендации ОЭСР (подраздел С2 приложения к разделу IV Директив ОЭСР) и практический опыт заключения предварительных соглашений о ценообразовании в других странах, налоговые службы и налогоплательщики заинтересованы в плодотворных и эффективных предварительных заседаниях, которые играют важную роль для выяснения ожиданий и целей сторон, а также способствуют результативности и сокращению сроков процедуры заключения предварительных соглашений о ценообразовании.

ГФС по результатам предварительного рассмотрения вопроса о проведении процедуры согласования цен в течение 60 календарных дней (с даты поступления письма о предварительном рассмотрении) письменно уведомляет налогоплательщика о целесообразности обращения с Заявлением.

Проведение или непроведение предварительного рассмотрения вопроса о процедуре согласования цен, а также результаты такого рассмотрения не ограничивают плательщика в подаче Заявления.

Подача Заявления о согласовании цен

Порядок № 504 в отличие от предыдущего Порядка № 764, предусматривавшего утверждение отдельным нормативным актом формы Заявления, требований к документам и материалам, которые к нему прилагаются, непосредственно устанавливает четкий перечень таких документов и материалов.

Вместе с Заявлением плательщик представляет в ГФС:

  • документацию по трансфертному ценообразованию (далее — ТЦ), которая должна содержать информацию, определенную подпунктами «а» — «ж» пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса;
  • копии учредительных документов налогоплательщика;
  • данные бухгалтерского учета и финансовую отчетность налогоплательщика за последние три отчетных (налоговых) периода (года);
  • описание текущих налоговых споров, касающихся предмета согласования (при наличии);
  • документ, подтверждающий, что сторона контролируемой операции — нерезидент является резидентом соответствующего государства, предусмотренный ст. 103 Налогового кодекса;
  • описание влияния международного договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и иностранным государством, налоговым резидентом которого является контрагент в контролируемой операции, на предмет согласования (при наличии такого договора (конвенции));
  • результаты анализа возможного влияния условий договора о согласовании цен на размер налоговых обязательств сторон контролируемой операции;
  • копии документов, подтверждающих факт обращения с Заявлением (в случае такого обращения) контрагента налогоплательщика в контролируемой операции в иностранный государственный орган, уполномоченный взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции;
  • копию документа, подтверждающего полномочия представителя (представителей) налогоплательщика, который (которые) будет (будут) принимать участие в процедуре согласования цен;
  • предложения о порядке, сроках представления и перечне документов, подтверждающих соблюдение налогоплательщиком согласованного порядка определения цен.

Заявление, документы и материалы готовятся на государственном языке. В случае представления документов, подготовленных на иностранном языке, налогоплательщик одновременно представляет перевод таких документов на государственный язык. В случае если по результату процедуры согласования цен планируется составление договоров, имеющих двусторонний или многосторонний характер, налогоплательщик одновременно представляет копии документов и материалов, переведенные на английский язык.

Порядком № 504 предусмотрено, что в случае необходимости налогоплательщик имеет право представить, а ГФС имеет право затребовать другие документы и материалы, которые содержат информацию, необходимую для проведения процедуры согласования цен и заключения соответствующего договора.

Рассмотрение Заявления и проведение процедуры согласования цен

Для рассмотрения заявлений, проведения процедуры согласования цен и подписания договоров о согласовании цен с налогоплательщиком ГФС образовывает рабочую группу.

Порядок № 504 не определяет, будет это постоянно действующая рабочая группа ГФС по вопросам предварительного согласования цен в контролируемых операциях или такая рабочая группа будет образовываться для рассмотрения конкретного Заявления. Наверное, для формирования команды специалистов ГФС в этой сфере сначала это будет постоянно действующая рабочая группа, а в дальнейшем вопрос будет решаться с учетом количества поданных заявлений и специфики контролируемых операций и предмета согласования.

Рабочая группа имеет значительные полномочия, связанные с проведением процедуры согласования цен, в частности она имеет право:

  • определять перечень, порядок и сроки представления налогоплательщиком дополнительных документов и материалов, которые содержат информацию, необходимую для проведения процедуры согласования цен и заключения соответствующего Договора, и обращаться к плательщику с запросом об их предоставлении;
  • назначать встречи или утверждать график дальнейших встреч с должностными лицами и/или представителями налогоплательщика для совместного обсуждения вопросов, связанных с процедурой согласования цен;
  • посещать и проводить осмотр помещений, объектов и сооружений, где осуществляется деятельность налогоплательщика, связанная с проведением контролируемой операции, которая является предметом процедуры согласования цен;
  • проводить опрос должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам, связанным с процедурой согласования цен.

Порядок № 504 не детализирует процесс работы рабочей группы и налогоплательщика во время рассмотрения Заявления и процедуры согласования цен. Но исходя из закрепленных полномочий рабочей группы это усматривается процессом системного и постоянного взаимодействия рабочей группы и плательщика по согласованию критериев определения соответствия финансовых и коммерческих условий хозяйственных операций плательщика принципу «вытянутой руки» и достижения согласия относительно предмета согласования.

В любом случае ГФС и налогоплательщикам при проведении согласования цен целесообразно пользоваться рекомендациями по вопросам заключения предварительных соглашений о ценообразовании, изложенных, в частности, в Директивах ОЭСР, Рекомендациях ООН и Рекомендациях ЕС.

Порядок № 504 также не раскрывает процесс привлечения к процедуре согласования цен государственного органа, уполномоченного взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона (стороны) контролируемой операции, указывая только, что такое привлечение осуществляется в соответствии с международным договором (конвенцией) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством.

В отличие от Порядка № 764 (которым для процедуры согласования цен был установлен общий срок шесть месяцев с возможностью продления еще на три месяца) положениями Порядка № 504 не определены сроки для рассмотрения Заявления. Это обусловлено невозможностью прогнозирования сроков для проведения согласования с иностранными государственными органами (для заключения двусторонних и многосторонних договоров) и практикой составления предварительных соглашений о ценообразовании налоговыми органами других стран.

Порядком № 504 предусмотрен ряд случаев, когда процедура согласования цен может быть прекращена. В частности, процедура может быть прекращена налогоплательщиком и/или ГФС в любое время. Если по любым причинам после обращения с Заявлением налогоплательщик принимает решение о нецелесообразности такого обращения, он может его отозвать в любое время до момента подписания Договора.

О намерении прекратить процедуру согласования цен налогоплательщик или ГФС должны письменно уведомить другую сторону с указанием причин такого прекращения, при этом если такое прекращение инициируется ГФС, налогоплательщик имеет право в течение 15 календарных дней с даты поступления уведомления от ГФС подать письменное возражение.

По результатам рассмотрения возражения ГФС может принять решение о продлении процедуры согласования цен или ее прекращении, о чем налогоплательщику направляется письменное уведомление в течение 30 календарных дней со дня поступления такого возражения. В случае принятия решения о прекращении процедуры согласования цен ГФС возвращает плательщику Заявление, документы и материалы, необходимые для ее проведения, с обоснованием причин такого возврата.

Также в случае непредставления, представления не в полном объеме и/или с нарушением сроков представления налогоплательщиком определенных Порядком № 504 документов и материалов (в частности, по требованию рабочей группы), ГФС оставляет Заявление без рассмотрения, о чем письменно уведомляет налогоплательщика.

По результатам рассмотрения Заявления ГФС письменно сообщает налогоплательщику об одном из принятых решений о:

  • готовности заключить Договор, имеющий односторонний характер, с указанием места, даты и времени подписания такого Договора или мотивированное решение об отказе в заключении такого Договора;
  • достижении взаимного согласия с иностранным государственным органом, уполномоченным взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции, и готовности заключить Договор, имеющий двусторонний или многосторонний характер;
  • недостижении взаимного согласия с иностранным государственным органом, уполномоченным взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции, и, как следствие, невозможности заключения Договора, имеющего двусторонний или многосторонний характер.

Договор о согласовании цен

В случае принятия ГФС решения о заключении Договора такой Договор подписывается руководителем налогоплательщика (или его уполномоченным лицом) и Председателем (заместителем Председателя) ГФС Украины.

Договор вступает в силу 1 января календарного года, следующего за годом его подписания, и срок его действия не может превышать три календарных года.

Налогоплательщик, заключивший Договор, обязан кроме отчета о контролируемых операциях (представление которого предусмотрено пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса) ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять отчет о его выполнении. Форма и содержание такого отчета определяются в Договоре.

ГФС может досрочно прекратить действие Договора, имеющего односторонний характер, если выявлены недостоверные сведения, ошибки при заполнении Заявления, проведении процедуры согласования цен, заключении Договора, и/или налогоплательщик не выполнил одно или несколько его положений о согласовании цен, в частности не представил отчет о выполнении Договора (или представил с указанием неточной и/или не в полном объеме информации).

Действие Договора, имеющего двусторонний или многосторонний характер, может быть прекращено исключительно в соответствии с положениями взаимного согласия, достигнутого относительно предмета Договора с государственным органом, уполномоченным взимать налоги и сборы в государстве, резидентом которого является сторона контролируемой операции.

Составление предварительных соглашений о ценообразовании (договоров о согласовании цен), безусловно, будет способствовать улучшению инвестиционного и бизнес-климата в Украине.

Возможность провести процедуры согласования цен и заключить Договор будет способствовать для бизнеса:

  • уменьшению налоговой неопределенности и налоговых рисков в сфере ТЦ;
  • предотвращению затрат ресурсов и времени, связанных с налоговыми проверками контролируемых операций;
  • получению возможности решить без споров сложные случаи ТЦ;
  • повышению сотрудничества налогоплательщика и налоговых органов (увеличению эффективности их контактов).

Для органов фискальной службы это также будет способствовать упрощению налогового администрирования крупных налогоплательщиков и уменьшению расходов на контроль за ТЦ, предотвращению длительных и затратных процедур, связанных с проверками и судебными делами, повышению уровня прозрачности в деятельности налогоплательщика.


Для справки. Согласно информации Королевской службы доходов и таможни Великобритании (HM Revenue&Customs) среднее время для достижения соглашения о предварительном ценообразовании составляло для соглашений, завершенных в 2012/2013 гг. (заключено 27 соглашений), 26 месяцев, в 2013/2014 гг. (29 соглашений) — 27,8 месяца (https://www.gov.uk/government/publications/transfer-pricing-statistics-2013-to-2014). По информации Налогового управления США (Служба внутренних доходов США, IRS), среднее время, необходимое для завершения соглашений о предварительном ценообразовании, составляло в 2013 г. (завершено 145 соглашений) 36,2 месяца, в 2014 г. (101 соглашение) — 38,3 месяца)
(http://www.irs.gov/pub/irs-drop/a-14-14.pdf, http://www.irs.gov/pub/irs-drop/a-15-11.pdf).

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42