Налог на имущество

Плата за землю: льготы по уплате

Законом № 71 изменен порядок налогообложения земельных участков. Так, с 1 января 2015 г. плата за землю из перечня общегосударственных налогов исключена и как составляющая налога на недвижимое имущество переведена в перечень местных налогов.

Особенностью местных налогов является то, что они устанавливаются решениями сельских, поселковых и городских советов. При этом налог на имущество в части платы за землю (далее — плата за землю) является обязательным для установления местными советами в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Плата за землю взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектом налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

В соответствии с п. 286.1 ст. 286 Налогового кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса). Порядок взимания арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности определен ст. 288 этого Кодекса.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок согласно п. 288.1 ст. 288 Налогового кодекса является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством.

Обязанность уплачивать плату за землю возникает у собственников земли и землепользователей со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

Поскольку плата за землю отнесена к местным налогам и сборам, местные советы во исполнение требований действующего законодательства должны принять решение об установлении налога на имущество в части платы за землю и, в частности, определить ставки земельного налога и перечень льгот по его уплате.

Учитывая, что право устанавливать эти льготы с 01.01.2015 г. относится к компетенции органов местного самоуправления, в Налоговом кодексе существенно сокращен перечень зафиксированных льгот по земельному налогу для юридических лиц.

Так, нормами Налогового кодекса освобождены от уплаты земельного налога:

  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов (пп. 282.1.1 п. 282.1 ст. 282 этого Кодекса);
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, которые основаны общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являются их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не меньше 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не меньше 25% суммы общих расходов на оплату труда.

Следует отметить, что такие предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, которое предоставляется уполномоченным органом в соответствии с Законом № 875. В случае нарушения требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству (пп. 282.1.2 этого пункта);

  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины (пп. 282.1.3 этого пункта).

Перечень предприятий, учреждений, организаций, общественных организаций физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубов и авиационно-спортивных клубов Общества содействия обороне Украины, которые освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовки спортивного резерва, баз олимпийской и паралимпийской подготовки утверждены постановлением № 975, а перечень заведений физической культуры и спорта, которым предоставляется статус базы олимпийской, паралимпийской и дефлимпийской подготовки, — постановлением № 30;

  • плательщиков единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (пп. 4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса).

Кроме того, в течение действия ратифицированных Верховной Радой Украины международных договоров (соглашений) Украины по вопросам космической деятельности относительно создания космической техники (включая агрегаты, системы и их комплектующие для космических комплексов, космических ракет-носителей, космических аппаратов и наземных сегментов космических систем), но не позднее 01.01.2018 г., резиденты — субъекты космической деятельности, которые получили лицензию на право ее осуществления и принимают участие в реализации таких договоров (соглашений), за земельные участки производственного назначения согласно перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, освобождаются от уплаты земельного налога (подраздел 6 раздела XX Налогового кодекса).

Перечень субъектов космической деятельности, которые освобождаются от уплаты земельного налога за земельные участки производственного назначения до 01.01.2016 г., утвержден постановлением № 1248.

В соответствии со ст. 7 и п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельские, поселковые, городские советы в рамках своих полномочий принимают решение об установлении этого налога и обязательно определяют плательщика налога, объект и базу налогообложения, ставку налога, порядок его исчисления, налоговый период, срок и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности, а также устанавливают льготы по уплате земельного налога для юридических лиц и порядок их применения.

Право органов местного самоуправления устанавливать льготы по уплате земельного налога, который уплачивается на соответствующей территории, предусмотрено также п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса.

Налоговая льгота — это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 ст. 30 указанного Кодекса.

Такими основаниями являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Налоговая льгота предоставляется путем: налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора; уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора; установления сниженной ставки налога и сбора; освобождения от уплаты налога и сбора.

Вместе с тем в соответствии с пп. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Налогового кодекса сельским, поселковым, городским советам не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, а также физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.

То есть органам местного самоуправления не разрешается устанавливать льготы по земельному налогу конкретному отдельно взятому юридическому лицу или физическому лицу — предпринимателю либо физическому лицу (гражданину).

Пунктом 284.2 ст. 284 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право.

Вместе с тем пунктами 1, 3 ст. 73 Закона № 280 установлено, что акты совета, сельского, поселкового, городского председателя, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающими на соответствующей территории.

Местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, а также граждане несут установленную законом ответственность перед органами местного самоуправления за причиненный местному самоуправлению вред их действиями или бездеятельностью, а также в результате невыполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах предоставленных им полномочий.

Следовательно, в случае принятия органом местного самоуправления в текущем году решения об установлении льгот по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории, и срока их применения такое решение обязательно для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами с учетом сроков, определенных этим решением.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42