Налог на прибыль

Формирование банковских резервов: особенности налогообложения

Подпунктом 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата к налогообложению (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности (далее — МСФО).

В соответствии с пп. 139.3.1 п. 139.3 ст. 139 этого Кодекса банки и небанковские финансовые учреждения, кроме страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, корпоративных инвестиционных фондов и администраторов негосударственных пенсионных фондов, признают для налогообложения резерв, сформированный в связи с обесценением (уменьшением полезности) активов согласно требованиям МСФО с учетом требований подпунктов 139.3.2 — 139.3.4 п. 139.3 ст. 139 этого Кодекса.

Для целей обложения налогом на прибыль резерв, сформированный в соответствии с МСФО, учитывается в сумме, рассчитанной согласно требованиям МСФО (с учетом лимита, рассчитанного в соответствии с пп. 139.3.3 этого пункта).

Перерасчет резерва по состоянию на 01.01.2015 г.

Согласно п. 21 подраздела 4 Налогового кодекса по состоянию на 01.01.2015 г. банк обязан был осуществить перерасчет резерва в связи с обесценением (уменьшением полезности) активов.

Резерв, сформированный банком в связи с уменьшением полезности активов в соответствии с требованиями МСФО по состоянию на конец 2014 г., в сумме, не превышающей лимит в размере 30% стоимости, рассчитываемой как совокупная балансовая стоимость активов, обесценение которых признается путем формирования резерва, увеличенная на сумму резерва по таким активам, в соответствии с данными финансовой отчетности за 2014 г. считается резервом на 01.01.2015 г., признанным для налогообложения.

То есть по состоянию на 01.01.2015 г. банк осуществляет перерасчет резервов, сформированных в соответствии с МСФО и отраженных в финансовой отчетности по состоянию на 31.12.2014 г., независимо от того, принимали такие резервы участие в налоговом учете или нет.

Налоговые разницы в связи с использованием резервов

Определение безнадежной задолженности дано в пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса. Согласно этой норме безнадежная задолженность — это задолженность, соответствующая одному из следующих признаков, в частности:

задолженность физических лиц, прощенная кредитором, за исключением задолженности лиц, связанных с таким кредитором, и лиц, которые состоят (состояли) с таким кредитором в трудовых отношениях;

задолженность лица, размер совокупных требований кредитора по которой не превышает минимально установленного законодательством размера бесспорных требований кредитора для возбуждения производства по делу о банкротстве, а для физических лиц — 50% одной минимальной заработной платы (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (при отсутствии законодательно утвержденной процедуры банкротства физических лиц).

Задолженность признается безнадежной в случае, если соответствующие меры, предусмотренные законодательством Украины, которые применял кредитор, не привели к ее взысканию.

В соответствии с пп. 139.3.2 п. 139.3 ст. 139 Налогового кодекса использование резерва в связи с прекращением признания актива согласно правилам МСФО не изменяет финансовый результат к налогообложению, кроме случаев, предусмотренных подпунктами 139.3.3 и 139.3.4 этого пункта.

При использовании резерва для списания актива такой актив проверяется на соответствие критериям безнадежности, определенным пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, и при несоответствии осуществляется корректировка финансового результата к налогообложению согласно части второй пп. 139.3.3 п. 139.3 ст. 139 указанного Кодекса.

Базовый показатель для расчета лимита

В соответствии с вышеуказанным подпунктом финансовый результат к налогообложению увеличивается:

на превышение размера резерва по состоянию на конец налогового (отчетного) периода над определяемым лимитом:

20% (на период с 01.01.2015 г. до 31.12.2015 г. — 30%, на период с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г. — 25%) совокупной балансовой стоимости активов, обесценение которых признается путем формирования резерва, увеличенного на сумму резерва по таким активам согласно данным финансовой отчетности за отчетный период.

То есть с 01.01.2015 г. до 31.12.2015 г. превышение размера резерва над лимитом, определяемым в размере 30% совокупной балансовой стоимости активов, обесценение которых определяется путем формирования резерва, увеличенного на сумму резерва по таким активам в соответствии с данными финансовой отчетности за отчетный период, увеличивает финансовый результат к налогообложению.

Для исчисления лимита учитывается 30% совокупной балансовой стоимости активов, обесценение которых признается путем формирования резерва по таким активам в соответствии с данными финансовой отчетности за отчетный период (2015 г.). Для этого банк учитывает балансовую стоимость всех имеющихся по состоянию на конец отчетного года активов, которым присущ риск обесценения согласно положениям МСФО, в связи с чем убытки от обесценения таких активов признаются банком путем формирования резервов.

Использование резерва от списания безнадежной задолженности

В соответствии с пп. 139.3.2 п. 139.3 ст. 139 Налогового кодекса использование резерва в связи с прекращением признания актива согласно требованиям международных стандартов финансовой отчетности не изменяет финансовый результат к налогообложению, кроме случаев, определенных подпунк-тами 139.3.3 и 139.3.4 этого пункта.

Финансовый результат к налогообложению увеличивается на сумму использования резерва для списания (возмещения) актива, не соответствующего признакам, определенным пп. 14.1.11 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, кроме суммы, списываемой за счет той части резерва, на которую увеличивался финансовый результат к налогообложению в связи с превышением над лимитом (часть вторая пп. 139.3.3 п. 139.3 ст. 139 Кодекса).

То есть если списанный за счет резерва актив не подпадает под признаки безнадежной задолженности, банк должен осуществить корректировку финансового результата к налогообложению согласно части второй выше-указанного подпункта.

Распределение списанной задолженности

В соответствии с Положением № 566 банки самостоятельно избирают метод учета расходов и калькулирование себе-стоимости банковских продуктов, определяют содержание внутренней отчетности, а также сроки ее представления на разные уровни управления. Организация управленческого учета должна обеспечивать проверку идентичности информации и расчетов, осуществленных на основании финансового учета. То есть банки самостоятельно устанавливают внутренние процедуры учета и контроля расходов, в том числе отслеживают соответствующие части резерва, сформированного в пределах лимита или в превышающей его сумме.

При этом банк в качестве плательщика налога несет ответственность за правильность определения и свое-временность уплаты налоговых обязательств.

Расформирование резерва

Согласно части третьей пп. 139.3.4 п. 139.3 ст. 139 Налогового кодекса финансовый результат к налогообложению уменьшается на сумму уменьшения расходов от расформирования (уменьшения) той части резерва, на которую увеличивался финансовый результат к налогообложению в связи с превышением над лимитом.

Если банк расформировывает резерв, исключенный из налогообложения в предыдущих периодах в связи с превышением лимита, то он должен осуществить корректировку финансового результата к налогообложению в соответствии с частью третьей выше-указанного подпункта.

Составление финансовой отчетности

Согласно требованиям п. 2 ст. 121 Закона о бухучете банки составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

В соответствии с требованиями ст. 41 Закона № 679 обязательные для банковской системы стандарты и правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответствующие требованиям законов Украины, МСФО, устанавливает Нацбанк Украины.

С целью составления финансовой отчетности банками Украины в соответствии с МСФО постановлением № 510 утвержден Порядок применения метода трансформации при составлении финансовой отчетности банков Украины (далее — Порядок).

Согласно требованиям Порядка метод трансформации предусматривает составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО путем группирования учетной информации и корректировки информации по данным статистической отчетности, подготовленной согласно нормативно-правовым актам Нацбанка Украины.

Банк не отражает указанные корректировки в регистрах бухгалтерского учета.

В трансформационных таблицах банки обязаны отражать суммы корректировок между данными бухгалтерского учета и требованиями МСФО, указанные в п. 2 Порядка, за каждый представленный в финансовой отчетности период с целью определения активов, обязательств, капитала, доходов и расходов в суммах, соответствующих МСФО.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42