НДФЛ

Применение упрощенной системы налогообложения юридическими лицами

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Применение упрощенной системы налогообложения юридическими лицами» при участии Инны ЛИТВИН, заместителя начальника Управления — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов Управления местных налогов и сборов Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные во время проведения телефонной линии.

Ведение учета доходов

Должны ли юридические лица — плательщики единого налога вести книги учета доходов?


В соответствии с нормами Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) обязанность по ведению Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов по определенным формам в установленном порядке возлагается на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Подпунктом 296.1.3 п. 296.1 ст. 296 этого Кодекса установлено, что плательщики единого налога третьей группы (юридические лица) используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений пунктов 44.2, 44.3 ст. 44 Кодекса.

Так, юридические лица — плательщики единого налога, которые соответствуют критериям, определенным пп. 3 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного Налоговым кодексом предельного срока представления такой отчетности.

Следовательно, Налоговым кодексом не предусмотрено для плательщиков единого налога — юридических лиц ведение Книги учета доходов. Для исчисления объекта обложения единым налогом такие субъекты хозяйствования используют данные бухгалтерского учета.

  

Плательщики единого налога не освобождены от уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Освобождается ли юридическое лицо — плательщик единого налога от уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности?


Перечень налогов и сборов, от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по которым освобождаются плательщики единого налога, приведен в п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса. В частности, плательщики единого налога не являются плательщиками налога на имущество (в части земельного налога), но при условии, что земельные участки используются плательщиками единого налога третьей группы для осуществления хозяйственной деятельности, плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Вместе с тем следует отметить, что согласно пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса плата за землю — это обязательный платеж, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

При этом освобождение субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, от уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности действующим законодательством не предусмотрено.

 

Налоговый долг сельхозтоваропроизводителей, возникший вследствие ежемесячных начислений

В представленной на 2015 г. сельхозтоваропроизводителем — плательщиком единого налога четвертой группы декларации по форме, утвержденной приказом № 864, предусмотрено ежемесячное начисление налоговых обязательств, тогда как уплата этого налога осуществлялась ежеквартально в соответствии с нормами действующего законодательства, вследствие чего у плательщика числится налоговый долг. Как быть в этой ситуации?


Декларирование сельскохозяйственными товаропроизводителями налоговых обязательств на 2015 г. осуществлялось по форме, утвержденной приказом Миндоходов Украины от 30.12.2013 г. № 864 «Об утверждении формы Налоговой декларации по фиксированному сельскохозяйственному налогу». В указанной форме отчетности предусмотрены ежемесячные начисления налоговых обязательств. Однако согласно пп. 295.9.2 п. 295.9 ст. 295 Налогового кодекса плательщики единого налога четвертой группы должны уплачивать налог ежеквартально в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала.

Как следствие, в интегрированной карточке плательщика налога возникают налоговый долг и условно начисленные штрафные санкции.

С целью соблюдения требований действующего налогового законодательства приказом Минфина Украины от 19.06.2015 г. № 578 «Об утверждении форм налоговых деклараций плательщика единого налога» (далее — приказ № 578) утверждена форма налоговой декларации плательщика единого налога четвертой группы, согласно п. 4 которого этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования («Офіційний вісник України», № 57/2015 (с 28.07.2015 г.)).

Учитывая указанное, ГФС Украины подготовлены разъяснения по поводу сумм налогового долга и пени, возникших вследствие ежемесячных начислений.

В частности, плательщикам единого налога четвертой группы предлагается:

  • представить уточняющие налоговые декларации по фиксированному сельскохозяйственному налогу на 2015 г. с заполнением раздела «Нараховано до зменшення податкового зобов’язання», что исключит возникновение искусственного налогового долга и условно начисленных штрафных санкций;
  • представить отчетную декларацию плательщика единого налога четвертой группы на 2015 г. по форме, утвержденной приказом № 578.

  

Представление налоговой декларации для исправления ошибок за предыдущие отчетные (налоговые) периоды

По какой форме налоговой декларации плательщику единого налога третьей группы необходимо уточнить сумму налогового обязательства по единому налогу в связи с самостоятельным исправлением ошибки в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды?


Согласно п. 50.1 ст. 50 Налогового кодекса в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявлены.

В соответствии с п. 296.3 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога третьей группы представляют в контролирующий орган налоговую декларацию плательщика единого налога в сроки, установленные для квартального налогового (отчетного) периода.

Формы налоговых деклараций плательщика единого налога, определенные п. 296.3 ст. 296 вышеуказанного Кодекса, утверждаются в порядке, установленном ст. 46 этого Кодекса.

Пунктом 46.6 этой статьи установлено, что в случае если вследствие введения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, который утвердил такие формы, обязан обнародовать новые формы отчетности.

До определения новых форм деклараций (расчетов), вступающих в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором состоялось их обнародование, действительны формы деклараций (расчетов), действующие до такого определения.

Приказ № 578, которым утверждена новая форма Налоговой декларации плательщика единого налога третьей группы (юридические лица), вступил в силу 28.07.2015 г.

Поскольку базовым налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога третьей группы является календарный квартал, то форма Налоговой декларации плательщика единого налога третьей группы (юридические лица), утвержденная приказом №  578, будет использоваться для составления отчетности с четвертого календарного квартала 2015 г., в том числе для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды.

До этого времени плательщикам единого налога третьей группы — юридическим лицам следует представлять налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Минфина Украины от 21.12.2011 г. № 1688 (в редакции приказа Минфина Украины от 07.11.2012 г. № 1159).

  

Доход от продажи земельного участка

Как определяется доход юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, от продажи земельного участка?


Пунктом 292.2 ст. 292 Налогового кодекса определено, что при продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как сумма денежных средств, полученных от продажи таких основных средств.

Если основные средства проданы после их использования в течение 12 календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию, доход определяется как разность между суммой денежных средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи.

В соответствии с пп. 296.1.3 п. 296.1 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога третьей группы — юридические лица используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений пунктов 44.2, 44.3 ст. 44 этого Кодекса.

Так, п. 44.2 ст. 44 Налогового кодекса установлено, что юридические лица — плательщики единого налога ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Земельные участки и капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством, в бухгалтерском учете согласно п. 5 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92 (далее — ПБУ 7), классифицируются как основные средства (подгруппы 5.1.1, 5.1.2 группы 5.1 «Основные средства»).

В соответствии с п. 7 ПБУ 7 приобретенные (созданные) основные средства (в том числе земельные участки) зачисляются на баланс предприятия/учреждения по первоначальной стоимости. Перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость объекта основных средств, указан в п. 8 ПБУ 7.

Остаточная стоимость — разность между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа) (п. 4 ПБУ 7).

Вместе с тем согласно п. 22 этого ПБУ стоимость земельных участков не является объектом для начисления амортизации в бухгалтерском учете, то есть земельные участки не имеют остаточной стоимости.

Датой получения дохода плательщика единого налога в соответствии с п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме.

Таким образом, при продаже земельного участка как отдельного объекта собственности юридическое лицо — плательщик единого налога должен включить сумму денежных средств, полученную от продажи такого земельного участка, в состав дохода в отчетном периоде (квартале) поступления этих средств.


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА,
обозреватель «Вестника», при содействии:
Инны ЛИТВИН,
заместителя начальника Управления местных налогов и сборов — начальника отдела платы за землю с юридических лиц и местных налогов и сборов

Департамента налогообложения юридических лиц Государственной фискальной службы Украины,
и Департамента коммуникаций

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42