Юридическая практика

Экспертные экономические исследования и судебная экспертиза налогового учета

С момента возникновения судебной экспертизы и на всех этапах ее развития в ней усматривали важный инструмент правосудия, необходимый для правильного решения дела как на этапе расследования, так и во время рассмотрения в суде, а эксперта считали научным свидетелем. В настоящее время, рассматривая дела об экономических преступлениях, но не имея специального финансово-экономического образования, судьи относятся к заключениям экспертов-экономистов с большим уважением. Заключение судебного эксперта-экономиста играет роль центрального доказательства при принятии решения судьей. Значимость судебно-экономической экспертизы в процессе рассмотрения дел в суде тяжело переоценить. Заключение судебного эксперта выделяется среди других источников доказательств тем, что с ним тяжело не согласиться, поскольку несогласие нужно обязательно мотивировать и аргументировать.

Судебно-экспертная деятельность — особый вид деятельности, связанный с организацией и проведением судебных экспертиз, экспертных исследований (предоставление заключений вне границ судопроизводства), направленных на обеспечение судебно-следственных органов, юридических и физических лиц независимыми, квалифицированными и объективными заключениями (см. схему).

 

Организационно-правовые основы обеспечения правосудия независимой, квалифицированной и объективной судебной экспертизой установлены Законом о судебной экспертизе.

Судебная экономическая экспертиза — это процессуальное действие, направленное на получение доказательств путем проведения судебным экспертом на основе его специальных знаний по бухгалтерскому учету, налогообложению и финансам исследования объектов (первичных документов, учетных регистров и отчетности), которые содержат информацию о фактических данных и обстоятельствах дела, находящегося в производстве.

В настоящее время экономические исследования выполняются по следующим судебно-экспертным направлениям:

  • исследование документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности;
  • исследование документов об экономической деятельности предприятий и организаций;
  • исследование документов финансово-кредитных операций.

Судебно-экспертная деятельность осуществляется на принципах законности, независимости, объективности и полноты исследования.

Судебная экспертиза назначается только в случае реальной необходимости в специальных знаниях для установления фактических данных, которые входят в предмет доказывания, то есть тогда, когда заключение эксперта не может заменить другие средства доказывания. Если имеющиеся по делу доказательства противоречивы, их оценка при необходимости может быть осуществлена судом с назначением судебной экономической экспертизы.

Недопустимой является постановка перед экспертом правовых вопросов, решение которых отнесено законом к компетенции суда (в частности, относительно вины лица и т. п.).

Лицо приобретает права и несет обязанности судебного эксперта после объявления (вручения) ему определения (постановления) о назначении экспертизы и предупреждении об уголовной ответственности. Только при этих условиях заключение эксперта приобретает доказательную силу. Не могут рассматриваться как заключение судебного эксперта и быть основанием для отказа в назначении экспертизы акты ревизии, калькуляции, другие заключения специалистов, даже если они предоставлены по запросу суда, адвоката, стороны по делу. При необходимости выяснения указанных в таких документах обстоятельств судом назначается экспертиза.

Судебно-экспертная деятельность в Украине осуществляется государственными специализированными учреждения и частными судебными экспертами. Государственными специализированными учреждениями являются Научно исследовательский институт судебных экспертиз Минюста Украины (далее — НИИ), судебно-медицинские и судебно-психиатрические учреждения Минздрава Украины, экспертные службы МВД Украины, Минобороны Украины, СБУ и Государственной пограничной службы Украины. Исключительно государственными специализированными учреждениями осуществляются криминалистические, судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы.

Ключевая фигура в судебно-экспертной деятельности — судебный эксперт, который является субъектом процессуальных правоотношений и которому в порядке, установленном законодательством Украины, поручено проведение судебной экспертизы.

Должность судебного эксперта-экономиста по своей природе является исключительной, поскольку имеет определенные особенности. С одной стороны, работа эксперта состоит в проведении с применением своих специальных знаний по бухгалтерскому учету, налогообложению и финансам научно обоснованного исследования для установления фактов, имеющих доказательное значение во время расследования и рассмотрения дел в судах, а с другой стороны, судебный эксперт получает статус процессуального лица во время предоставления заключения и таким образом в своей профессиональной деятельности сочетает статус специалиста в сфере учета, научного работника и процессуального лица. Кроме того, согласно статьям 384 и 385 Уголовного кодекса судебные эксперты могут быть привлечены к уголовной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Судебный эксперт является самостоятельным участником процесса, вмешательство в проведение экспертизы и какое-либо влияние на него запрещены. Он предоставляет заключение, основываясь на результатах проведенных исследований. При этом эксперт самостоятелен в выборе методов, средств и способов исследования. Препятствование законной деятельности судебного эксперта не допустимо и влечет за собой ответственность.

Куда же лучше обратиться при необходимости проведения судебной экспертизы (экспертного исследования): в государственное учреждение (НИИ) или к частному судебному эксперту?

Сразу отметим, что гарантии независимости частного судебного эксперта и правильность его заключения, права, обязанности и ответственность, принципы и методы (методики) проведения те же, что и у работников государственных НИИ.

Подготовка и аттестация происходят по одинаковой процедуре. Суд или следователь оценивает заключение эксперта-экономиста по своему внутреннему убеждению, которое основывается на их непосредственном, всестороннем, полном и объективном исследовании, а не по подсознательному убеждению. Заключение судебного эксперта государственного учреждения или частного судебного эксперта-экономиста не имеет заранее установленной силы для суда или следователя. Следует иметь в виду, что авторитет, широкая популярность, хорошая репутация судебного эксперта сами по себе не являются основанием для признания его заключения лучшим, исчерпывающим и окончательным. Доказательное значение заключения эксперта определяется его обоснованностью, полнотой и убедительностью, то есть объективными качествами, установление которых может осуществляться независимо от должностного положения эксперта, его авторитета и влияния в науке.

Не следует также считать, что заключения государственных НИИ всегда являются более полными и обоснованными, чем заключения частных судебных экспертов-экономистов.

Государственное регулирование судебно-экспертной деятельности осуществляется Минюстом Украины, на которое возложена обязанность ведения Государственного реестра аттестованных судебных экспертов, в который включаются аттестованные судебные эксперты. Поручить проведение экспертизы (исследования) можно только тем экспертам, которых внесены в этот Реестр.

Судебный эксперт кроме проведения судебно-экономических экспертиз имеет право на договорных началах проводить экспертные экономические исследования, которые представляют интерес для юридических и физических лиц (на стадии досудебного рассмотрения).

Экспертное исследование — процесс познавательной деятельности судебного эксперта с целью установления на основании специальных знаний по учету, налогообложению и финансам фактических данных и обстоятельств вне границ судебного производства, результаты которого излагаются в заключении экспертного исследования.

Экспертные экономические исследования выполняются по поручению правоохранительных органов, должностных лиц ГФС Украины, Государственной исполнительной службы, по заказу адвокатов, защитников и лиц, самостоятельно защищающих свои интересы, их представителей, нотариусов, банковских учреждений, страховых компаний, а также других юридических и физических лиц.

Результаты экспертных исследований указываются в письменных заключениях.

Основанием для проведения судебной экономической экспертизы является процессуальный документ (постановление, определение) или письменное обращение пострадавшего либо стороны защиты уголовного производства, в котором обязательно приводятся реквизиты, перечень вопросов, поставленных эксперту, а также объекты, подлежащие исследованию. А основанием для проведения экспертного экономического исследования является письменное заявление (письмо) заказчика (юридического или физического лица) с обязательным указанием его реквизитов, с перечнем вопросов, подлежащих решению, а также предоставляемых объектов.

Судебными экспертами выполняются первичные, дополнительные, повторные, комиссионные и комплексные экспертизы.

Определение способа проведения экспертизы (выбор определенных методик, методов исследования) относится исключительно к компетенции эксперта. Судебный эксперт, проводя экспертизу или экспертное экономическое исследование, в зависимости от обстоятельств конкретного дела использует следующие методы и способы исследования документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности:

  • метод документальной проверки (формальная, нормативная, арифметическая, хронологическая проверка);
  • метод сопоставления;
  • метод моделирования документальных данных.

Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложности исследования с учетом экспертной нагрузки специалиста в пределах, которые приведены в табл.

 

Характер исследования

Количество объектов исследования

Срок проведения (календарные дни)

Предварительное изучение (рабочие дни)

Простое

Небольшое

10

5

Среднее

Среднее

30

10

Сложное

Большое

60

15

Особо сложное

Очень большое

Свыше 60,
но не более 90

20

 

От правильности поставленного судебному эксперту вопроса во многом зависит результат решения дела судом.

Вопрос, ставящийся эксперту, должен быть четко сформулирован, исключать неоднозначное его понимание и толкование и соответствовать тем объектам и материалам, которые направляются на экспертизу.

Судебная экспертиза может быть назначена судом как в порядке подготовки дела к рассмотрению, так и в процессе его рассмотрения. Участники судебного процесса имеют право предлагать суду вопросы, требующие разъяснения экспертом. Эти вопросы могут быть предложены в исковом заявлении, отзыве или отдельном письменном ходатайстве стороны. Однако окончательный круг вопросов судебному эксперту определяется судом.

Довольно часто судебному эксперту ставятся правовые вопросы, решение которых действующим законодательством отнесено к компетенции суда, в частности о соответствии отдельных нормативных актов требованиям закона, о правовой оценке действий стороны. Недопустима постановка перед экспертом вопросов, решение которых не направлено на установление данных, входящих в предмет доказывания по делу.

Ориентировочный перечень вопросов, которые могут быть поставлены во время проведения соответствующего вида экспертизы, установлен в рекомендациях № 53/5.

Для примера приведем несколько из них:

  • подтверждается ли документально и нормативно указанное в акте налоговой инспекции (приводятся реквизиты акта) занижение объекта налогообложения (указывается наименование предприятия) за период (указывается какой) и доначисление к уплате налогов в бюджет (указывается каких);
  • соответствуют ли определенные и задекларированные предприятием (наименование) доходы (расходы) за период (указывается период) предоставленным первичным документам и требованиям Налогового кодекса.

В случае если для решения поставленных перед судебным экспертом вопросов ему нужны дополнительные материалы (документы, образцы и т. п.), он имеет право просить суд (заявить ходатайство) об их предоставлении.

Законом о судебной экспертизе не предусмотрены полномочия судебного эксперта относительно истребования и получения дополнительных материалов непосредственно от участников судебного процесса. Поэтому суд не может возлагать на них обязанность предоставлять дополнительные материалы непосредственно эксперту по его требованию.

Проведение ревизионных действий (определение экспертами-экономистами каких-либо экономических показателей без предварительного проведения документальных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектом контроля) не относится к задачам экономической экспертизы.

Вместе с документом о назначении экспертизы (привлечении эксперта) эксперту нужно предоставить документы бухгалтерского и налогового учета, которые содержат сведения, являющиеся исходными данными для решения поставленных вопросов. Документы должны быть систематизированы в хронологическом порядке (по соответствующим периодам), подшиты, прошнурованы и пронумерованы.

Если ведение бухгалтерского учета осуществлялось с применением компьютерных программ (1С, SAP и т. п.), то эксперту в распечатанном виде предоставляются регистры бухгалтерского учета, обязательно удостоверенные в установленном порядке.

Проведя исследование, судебный эксперт оформляет заключение эксперта (заключение экспертного исследования). Заключение эксперта является письменным документом, составленным в соответствии с требованиями законодательства, содержащим подробное описание проведенных судебным экспертом исследований, сделанные по их результатам выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. В заключении эксперта обязательно указываются его реквизиты (наименование документа, дата составления и номер, категория экспертизы (дополнительная, повторная, комиссионная, комплексная), вид экспертизы (по области знаний)). Оно состоит из трех частей: вступительной, исследовательской, заключительной (выводы).

Заключение экспертного исследования является письменным документом, который составляется судебным экспертом на основании заявления физического или юридического лица вне границ судопроизводства по результатам исследования объектов, предоставленных заказчиком.

По структуре и содержанию оно аналогично заключению эксперта, однако: во вступительной части заключения указываются данные физического или юридического лица, которое обратилось к судебному эксперту с заказом о проведении экспертного исследования, а также опускается запись о предупреждении судебного эксперта об уголовной ответственности.

В случаях, предусмотренных законодательством, судебный эксперт вместо заключения оформляет Уведомление о невозможности предоставления заключения, которое состоит из трех частей: вступительной, мотивировочной и заключительной.

Не может считаться актом судебной экспертизы заключение специалиста (в том числе аудиторское заключение), предоставленное заявителю (юридическому или физическому лицу) на основании его заявления, если даже соответствующий документ имеет название «Висновок судового експерта» или подобное ему, поскольку лицо приобретает права и несет обязанности судебного эксперта только после получения им определения о назначении экспертизы. Объяснение специалиста не является заключением эксперта. При наличии по делу противоположных по смыслу заключений как специалиста, так и судебного эксперта их оценка осуществляется с предоставлением преимущества заключения судебного эксперта.

В п. 18 постановления № 8 определено, что акты или другие документы, в том числе ведомственные, где указываются обстоятельства, установленные с применением специальных знаний, не могут рассматриваться как заключение эксперта и быть основанием для отказа в назначении экспертизы, даже если они получены по запросу суда, органа дознания, следователя или адвоката.

Контроль за соблюдением судебными экспертами требований нормативно-правовых актов по вопросам судебно-экспертной деятельности осуществляется Минюстом Украины и его территориальными органами с привлечением специалистов НИИ судебных экспертиз путем проведения проверок (плановых, осуществляемых не чаще одного раза в три года, и внеплановых, проводимых на основании поручения Минюста Украины).

Следовательно, судебно-экономическая экспертиза как одно из средств доказывания способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, принятию законных и обоснованных судебных решений.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42