НДФЛ

Отчетность по форме № 1ДФ

Налоговый агент относительно налога на доходы физических лиц — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, установленном ст. 18 и этим разделом (пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
В соответствии с пп. «б» п. 176.2 ст. 176 этого Кодекса лица, имеющие статус налоговых агентов, обязаны представлять Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога (далее — Налоговый расчет) в сроки, установленные Кодексом для налогового квартала, в контролирующий орган по месту своего расположения.
Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета утвержден приказом № 4. Рассмотрим некоторые случаи, касающиеся его заполнения.


Представление Налогового расчета за подразделения

В случае если обособленное подразделение юридического лица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, Налоговый расчет в виде отдельного извлечения за такое подразделение представляет юридическое лицо в орган государственной фискальной службы (далее — орган ГФС) по своему местонахождению и отправляет копию такого расчета в орган ГФС по местонахождению такого обособленного подразделения в установленном порядке. Такой расчет представляется только в случае начисления сумм указанных доходов налогоплательщику налоговым агентом в течение отчетного периода.

Следовательно, если юридическим лицом не проведено начисление доходов работникам своих необособленных и обособленных подразделений (филиалов), то налоговые расчеты на работников этих подразделений в орган ГФС не представляются.

Пенсии и государственные премии одновременно начислены в отчетном месяце Пенсионным фондом: одинаковые признаки или нет

Налогообложение доходов в виде пенсии определено пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса. Так, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом), получаемых плательщиком налога из Пенсионного фонда Украины или бюджета согласно закону, если их размер превышает три размера минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, — в части такого превышения.

Вместе с тем ст. 165 Налогового кодекса определен конечный перечень доходов, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога, то есть не подлежат налогообложению у источника выплаты.

Так, в соответствии с пп. «б» 165.1.1 п. 165.1 этой статьи в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога не включается, в частности, сумма государственных премий Украины или стипендий Украины, назначенных законом, постановлениями Верховной Рады Украины, указами Президента Украины.

Следовательно, поскольку налогообложение пенсий и государственных премий регулируется отдельными статьями Налогового кодекса, то суммы начисления таких доходов отражаются по разным признакам: пенсии — по признаку «184», а премии — «128».

Перерасчет по суммам начисленных доходов в виде пособия по безработице и отмена их как излишне начисленных

Корректировка представленного и принятого Налогового расчета проводится на основании самостоятельно выявленных налоговым агентом ошибок, а также на основании уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом.

Суть корректировок данных отчетности по форме № 1ДФ состоит, в частности, в правильности отражения фактически начисленных (выплаченных) сумм доходов и начисленного (перечисленного) налога на доходы физических лиц в соответствии с бухгалтерскими данными за соответствующий период.

В случае установления расхождения между данными, отраженными в бухгалтерской отчетности, и указанными плательщиком налога показателями в Налоговом расчете налоговый агент представляет уточняющий расчет для корректировки соответствующих данных, что согласно п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса влечет за собой наложение штрафа в размере 510 грн., при повторном нарушении в течение года — 1020 грн.

Работодатель или налоговый агент также имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения (пп. 169.4.3 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса). То есть работодатель (налоговый агент) имеет право на исправление любых допущенных ошибок.

При этом результаты перерасчета начисленных доходов, в том числе в виде пособия по безработице за любые периоды, отражаются в Налоговом расчете в том квартале, в котором проведены такие перерасчеты в бухгалтерском учете.

Следовательно, если согласно бухгалтерским данным безработному была осуществлена отмена (сторно) начисленного дохода, в частности по результатам квартала возникает сумма, подлежащая взысканию с безработного, то такие суммы по результатам проведенного перерасчета отражаются в Налоговом расчете с отрицательным значением.

Например, если безработному на основе перерасчета пособия по безработице сторнирован начисленный доход за период с 02.02.2015 г. по 05.03.2015 г. в июне 2015 г., то в Налоговом расчете эти суммы будут отражаться во IІ квартале 2015 г. со знаком минус (или с учетом уменьшения на эту сумму) и корректировка предыдущих периодов не проводится.

Заработная плата умершего работника выплачена наследнику

Переход прав и обязанностей от лица, считающегося умершим, к другим лицам ст. 1216 Гражданского кодекса рассматривается как наследование.

Объектом наследства выступают права и обязанности наследодателя. А наследниками являются лица, указанные в завещании, если оно было составлено, или лица, определенные статьями 1261 — 1265 Гражданского кодекса, в зависимости от их очередности.

Особенности наследования некоторых видов прав и обязанности определены в главе 84 Гражданского кодекса. Так, согласно ст. 1227 этой главы суммы заработной платы, пенсии, стипендии, алиментов, пособия по временной нетрудоспособности, возмещений в связи с увечьем или другим повреждением здоровья, других социальных выплат, которые принадлежали наследодателю, но не были им получены при жизни, передаются членам его семьи, а в случае их отсутствия — входят в состав наследства.

Нормы, предусматривающие выплату заработной платы умершего работника членам его семьи, изложены также в распоряжении № 620-р и постановлении № 1153.

Для принятия наследства устанавливается срок в шесть месяцев, который начинается со времени открытия наследства (ст. 1270 Гражданского кодекса).

Согласно Справочнику признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку № 4, не полученная умершим работником сумма заработной платы, которая выплачивается налоговым агентом членам его семьи, отражается в Налоговом расчете под признаком дохода «101» с указанием идентификационного номера такого умершего работника.

При этом получение заработной платы в виде наследства, которая выплачивается наследникам нотариусом, отражается им в Налоговом расчете под признаками доходов «113», «114» или «115» в зависимости от степени родства.

Отражение доходов, в том числе пенсионных выплат гражданина Украины, проживающего постоянно за рубежом и не получавшего регистрационной карточки плательщика налога

Отношения в сфере регистрации и учета физических лиц в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков (далее — Государственный реестр) регулируются положениями Налогового кодекса. Так, п. 63.2 ст. 63 этого Кодекса установлено, что постановке на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все налогоплательщики. В пунктах 63.5 и 63.6 этой статьи указано, что все физические лица — налогоплательщики регистрируются в контролирующих органах путем включения сведений о них в Государственный реестр в порядке, определенном этим Кодексом. Учет физических лиц — налогоплательщиков осуществляется по регистрационным номерам учетных карточек налогоплательщиков или по фамилии, имени, отчеству, серии и номеру действующего паспорта (для физических лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта).

Положением № 779 обеспечена реализация норм статей 63 и 70 Налогового кодекса в части определения единой методики регистрации и учета физических лиц в Государственном реестре.

Так, физическое лицо независимо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которого раньше не формировалась учетная карточка физического лица — налогоплательщика (далее — Учетная карточка) и которое не включено в Государственный реестр, обязано лично или через законного представителя либо уполномоченное лицо представить соответствующему контролирующему органу Учетную карточку по форме № 1ДР (приложение 2 к Положению № 779), которая является одновременно заявлением для регистрации в Государственном реестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность, который содержит необходимые для регистрации реквизиты, а именно: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, место рождения, местожительство, гражданство.

Документы, которые в соответствии с требованиями Положения № 779 представляются (отправляются заказным письмом) в контролирующий орган, должны быть изложены на украинском языке и не содержать исправлений.

Пунктом 4 раздела ІІІ этого Положения установлено, что граждане Украины, которые выехали за ее пределы и не могут лично прибыть в соответствующий контролирующий орган в Украине, в случае возникновения необходимости в регистрации в Государственном реестре и/или получении документа, удостоверяющего регистрацию физических лиц в Государственном реестре, могут отправить по почте в адрес ГФС Украины Учетную карточку и ксерокопию с четким изображением документа, удостоверяющего личность. Подпись гражданина Украины на Учетной карточке должна быть удостоверена дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины по месту нахождения документа, удостоверяющего регистрацию физических лиц в Государственном реестре. Удостоверение подписи на Учетной карточке или доверенности должно проводиться в соответствии с Положением № 142.

Кроме того, согласно п. 63.7 ст. 63 Налогового кодекса каждый налогоплательщик указывает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах относительно налогов и сборов, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, при начислении доходов предприятию, организации и учреждению необходимо принять меры по регистрации физического лица, в том числе пенсионеров, сумма доходов, пенсий которых подлежит налогообложению, в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков для отражения в Налоговом расчете.

Отражение отмены по листкам нетрудоспособности

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации.

В п. 7 ст. 9 Закона о бухучете указано, что предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, хранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не меньше трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Листки нетрудоспособности согласно законодательству должны храниться на предприятии в течение установленного срока.

Вместе с тем пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что доход с источником их происхождения из Украины — это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне, в том числе доходы в виде заработной платы, других выплат и вознаграждений, выплаченных в соответствии с условиями трудового и гражданско-правового договора. Доходы, начисленные в связи с временной утратой трудоспособности (больничные), подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 15 (20)%, что определено ст. 167 этого Кодекса.

Суммы выплат в связи с временной утратой трудоспособности (больничные) в соответствии со Справочником признаков доходов, приведенных в приложении к Порядку № 4, отражаются в Налоговом расчете под признаком дохода «101».

Если согласно бухгалтерским данным работнику была осуществлена отмена (сторно) начисленного дохода и сумм налога, в частности, на основании листков нетрудоспособности и по результатам квартала возникает сумма начисленного дохода, подлежащая взысканию с налогоплательщика, и возврат ему суммы налога, то такие суммы по результатам проведенной корректировки отражаются в Налоговом расчете с отрицательным значением.

Налоговый агент имеет право на возврат плательщику излишне удержанной суммы налога путем уменьшения суммы налога на доходы физических лиц, который будет начисляться в следующих периодах.

Условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств определены ст. 43 Налогового кодекса, согласно п. 43.3 которой обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача налогоплательщиком заявления о таком возврате (кроме возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются контролирующим органом на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога) в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Согласно п. 43.4 вышеуказанной статьи налогоплательщик подает заявление на возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств в произвольной форме, в которой указывает направление перечисления денежных средств: на текущий счет налогоплательщика в учреждении банка; на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета; возврат наличными по чеку в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

Контролирующий орган не позднее чем за пять рабочих дней до истечения двадцатидневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм денежных средств с соответствующего бюджета и представляет его для исполнения соответствующему органу, осуществляющему казначейское обслуживание бюджетных средств (п. 43.5 вышеуказанной статьи).

На основании полученного заключения орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти рабочих дней осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств налогоплательщикам согласно Порядку № 787.

В соответствии с пп. 14.1.115 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы денежных средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет свыше начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату.

Учитывая вышеизложенное, налоговый агент имеет право возвратить или учесть в счет уплаты следующих платежей только ту сумму излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, которая была перечислена в бюджет сверх суммы денежных обязательств, предельный срок уплаты которой наступил на такую дату.

При этом в случае наличия переплаты налоговый агент имеет право не уплачивать налог на доходы физических лиц в пределах такой переплаты.

Представление отчетности иностранными дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и международными организациями в Украине

Регистрация и учет иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций в Украине (далее — дипломатическая миссия) осуществляются в соответствии с Порядком № 1588, согласно п. 4.9 которого с целью обеспечения автоматизированного учета сумм и администрирования налога на доходы физических лиц и НДС в Единый банк данных юридических лиц вносятся сведения о дипломатической миссии в случае, если она осуществляет выполнение функций налогового агента по уплате налога на доходы физических лиц.

Согласно Указу № 198 дипломатические представительства (посольства или миссии) иностранного государства в Украине, консульские учреждения иностранного государства в Украине по своему статусу являются органами иностранного государства, которым предоставляются соответствующие привилегии и иммунитеты, определяемые в соответствии с Венской конвенцией от 18.04.61 г. о дипломатических отношениях и Венской конвенцией от 24.04.63 г. о консульских отношениях.

Положением № 146 определено, что дипломатическое представительство — это посольство (нунциатура), миссия (интернунциатура) или другое дипломатическое представительство иностранного государства (включая персонал, сооружения и помещения).

При этом согласно пп. «б» пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине являются нерезидентами.

Налоговый агент относительно налога на доходы физических лиц — это юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, установленном ст. 18 и этим разделом.

Следовательно, учитывая то, что дипломатические миссии не являются юридическими лицами и постоянными представительствами нерезидента, поскольку не осуществляют хозяйственной деятельности на территории Украины, то в понимании Налогового кодекса они не являются налоговыми агентами (работодателями), а денежные средства, выплачиваемые гражданам Украины такими учреждениями, не могут рассматриваться как заработная плата. Таким образом, Налоговый расчет дипломатическими миссиями в органы ГФС не представляется.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42