Статьи

Дороги из настоящего в будущее

Автомагистрали в нашей стране никогда не были высококлассными. На самом деле сегодня качественные дороги европейского уровня на украинских территориях можно пересчитать по пальцам одной руки. И это после якобы масштабного развития инфраструктуры, проводившегося накануне футбольного чемпионата Евро-2012. Большинство дорог в стране давно изношены, и, по подсчетам Мининфраструктуры Украины, тотальная реконструкция дорожной системы государства будет стоить 1 трлн. грн.


Не следует забывать, что все автолюбители платят за дороги из собственного кармана. В стоимость топлива включен акциз (200 евро с 1 т бензина и 100 евро с 1 т дизельного топлива, а также дополнительно — 5% с розничной продажи топлива), который в 2011 г. частично заменил транспортный сбор. То есть с каждого литра бензина или солярки на дороги теоретически должно выделяться 4 — 5 грн. До конца текущего года поступления в бюджет составят около 50 млрд. грн., или 2 млрд. евро. Для сравнения: в Германии 1 км самого современного автобана стоит около 8 млн. евро. Таким образом, за год теоретически Украина может позволить себе построить меньше 300 км современных дорог.

Расходы в 1 трлн. грн. нам, конечно, не по карману. Тем более что сейчас отрасль финансируется не напрямую: сначала денежные средства поступают в общий фонд бюджета, а уже потом перераспределяются в «Укравтодор». Собственно, на дороги идет только часть этих денег. Однако уже с 2016 г. будет создан специальный дорожный фонд, куда будут поступать все денежные средства, полученные с акцизов на топливо.

И даже то, что уже имеем в государственном кошельке, нередко используется неэффективно. Бывает, современная новая трасса очень быстро покрывается ямами — выходит из строя. Низкое качество выполненных работ и злоупотребления государственными средствами дают о себе знать уже после первой же зимы.

Понятно, что в этой ситуации нужно действовать радикально и прибегать к решительным изменениям. В правительстве это осознают, поэтому отважились на смелый шаг: в ближайшие годы «Укравтодор» в нынешнем виде перестанет существовать. На смену ему придет Служба государственных дорог Украины, которая будет отвечать только за пути государственного значения и будет заказчиком ремонтных работ или строительства новых магистралей. Исполнителями же наконец смогут стать и частные структуры. О местных дорогах будут заботиться областные и районные госадминистрации. В рамках децентрализации получат новые поступления в бюджеты, оставив часть налогов и сборов на местах.

Запланированные изменения призваны заставить систему работать более эффективно, однако денежные средства все равно нужно где-то искать. Частично помощь придет от международных организаций. Например, Всемирный банк выразил готовность профинансировать реконструкцию автострады Полтава — Харьков (а это 800 млн.  дол.).

Одним из способов решения проблемы является привлечение инвесторов. Понятно, что они не блатворители, а следовательно, ожидают возврата вложенных денежных средств. Выходом из ситуации является открытие сети платных дорог, и в Кабинете Министров уже обдумывают такой вариант. Эта идея отнюдь не нова: еще 2700 лет назад путешественники платили за пользование дорогой до Вавилона. Сейчас подобные автострады существуют в 40 странах мира — как в передовых, так и в развивающихся. Способы их функционирования — разные. В одних государствах водители оплачивают время нахождения на дороге, в других — за преодоленное расстояние. Нередко платными являются отдельные мосты и тоннели. Однако во всех случаях основоположным остается один принцип: водителям всегда доступна альтернативная бесплатная дорога, хоть и не самого высокого качества.

Платные автомагистрали давно функционируют у наших соседей поляков. Там сама дорога передается в концессию (временное владение) инвестору, который берет деньги за пользование ею. Даже в Беларуси с 1994 г. развивается сеть платных дорог, однако здесь шоссе остается под управлением государства. Это позволило реконструировать систему путей и существенно улучшить их состояние. Более того, два года назад белорусы внедрили современную электронную систему контроля. Теперь водители не должны останавливаться возле шлагбаумов, чтобы осуществить оплату. Установленное оборудование автоматически снимает денежные средства с помощью специального передатчика. Его получают все, кто въезжает на эти дороги.

Развитие сети платных автострад действительно поможет решить проблему устаревших украинских дорог. Кроме того, Украина сможет стать еще и важным государством-транзитером. Однако успех этого шага будет зависеть от готовности украинцев платить за движение по современной ровной и безопасной дороге.


КОММЕНТАРИЙ

Сергей БУРЫЙ,
менеджер по маркетингу, связям с общественностью и корпоративным связям компании-оператора платных дорог Беларуси:

«Первая платная дорога появилась в Беларуси еще в 1994 году. А с 1 августа 2013 года в нашей стране ввели в коммерческую эксплуатационную систему электронной оплаты за проезд. Она принадлежит государству и обслуживается специально созданной компанией-оператором. Сеть покрывает 1189 км автомагистралей. Это преимущественно дороги первой категории, приведенные в надлежащее состояние с помощью инвестиций. Как правило, это главные трассы между областными центрами и до границ. Конечно, предусмотрены и альтернативные бесплатные дороги.
В режиме многополосного движения без остановок транспортные средства передвигаются по платным автострадам Республики Беларусь, проезжая при этом станции сбора оплаты и контроля за сбором оплаты. На каждом автомобиле на лобовом стекле устанавливается специальный бортовой прибор. Иностранцы получают этот прибор при въезде в страну и до начала платных дорог. Для этого на всех участках путей оборудованы центры клиентов: сейчас их функционирует 44 — как на границе, так и на въездах на платные автомагистрали. Они работают 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Оплата производится через бортовое устройство. Автолюбитель подписывает договор, получает прибор, уплачивает за него залог и кладет определенную сумму на свой счет. В дороге деньги списываются в автоматическом режиме.
Система честная, то есть пользователь платит только за километры, которые он реально проехал. Раньше на первой платной белорусской дороге М1 стояли четыре станции сбора денежных средств, где водители вынуждены были останавливаться и платить кассиру. Система принята автомобилистами, тем более что для коммерческого транспорта, который ездит по Европе, она не была новой. На 80 — 85% такая система подобна способу оплаты за дороги в Австрии, Польше или Чехии, ведь наши разработчики изучали зарубежный опыт. В системе человеческий фактор сведен до минимума, она закрыта с точки зрения доступа к данным, да и соотношение цена — качество у нее хорошее»

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42