Налог на имущество

Уплата арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

В связи с изменением коэффициентов, характеризующих местонахождение земельного участка, предприятию предоставлено новое извлечение из технической документации относительно нормативной денежной оценки, согласно которому нормативная денежная оценка участка под зданием уменьшена.
Рассмотрим, может ли предприятие представить уточняющую декларацию на уменьшение налоговых обязательств по арендной плате за земельный участок коммунальной собственности на основании полученного извлечения или только после заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды.


В соответствии с пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата) — это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Согласно пунктам  288.2, 288.3 ст. 288 этого Кодекса плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка, а объектом налогообложения — земельный участок, предоставленный в аренду.

Пунктом 288.1 вышеуказанной статьи установлено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством.

Статьей 13 Закона № 161 определено, что договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок согласно условиям договора и требованиям земельного законодательства.

Арендная плата с указанием ее размера, индексации, способа и условий расчетов, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату согласно ст. 15 Закона № 161 относится к существенным условиям договора аренды.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (п. 288.4 ст. 288 Налогового кодекса).

Нормами этого Кодекса определены только минимальные и максимальные пределы размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности в процентах к нормативной денежной оценке.

Постановлением № 220 утверждена форма Типового договора аренды земли, согласно п. 9 которой арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности устанавливается с указанием процентов нормативной денежной оценки или размера земельного налога.

Исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным постановлением № 1724 формам, которые заполняются при заключении или изменении условий договора аренды либо продления его действия.

Правовые принципы проведения оценки земель в Украине определены Законом № 1378, согласно абзацу пятого ст. 5 которого нормативная денежная оценка земельных участков используется, в частности, для определения размера земельного налога и арендной платы.

Основанием для проведения оценки земель является решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (ст. 15 Закона № 1378).

В соответствии с Законом № 280 акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительного комитета сельського, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания) совета, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для выполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительного совета, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, которые постоянно или временно проживают на соответствующей территории.

 Согласно п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему контролирующему органу по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год. При представлении первой декларации (фактическом начале деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

Извлечение из технической документации относительно размера нормативной денежной оценки земельного участка предоставляют территориальные органы Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Таким образом, поскольку решения городского совета являются обязательными для выполнения, субъекту хозяйствования необходимо представить уточняющую декларацию по плате за землю и рассчитать сумму арендной платы исходя из новой нормативной денежной оценки земельного участка.

Исключением являются случаи, когда арендная плата в договоре аренды земли установлена в виде фиксированной суммы. Тогда уплата арендной платы осуществляется в размере, определенном договором аренды земли до внесения необходимых изменений и приведения такого договора в соответствие с требованиями действующего законодательства.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42