НДС

Особенности применения системы электронного администрирования НДС для сельскохозяйственных предприятий

В соответствии с п. 2001.2 ст. 2001 Налогового кодекса с учетом изменений, внесенных Законом № 643, вступившим в силу 29.07.2015 г., плательщикам налога — сельскохозяйственным предприятиям, избравшим специальный режим налогообложения согласно ст. 209 этого Кодекса (далее — сельскохозяйственное предприятие), в системе электронного администрирования НДС к уже открытым основным счетам (далее — основные электронные счета) открываются дополнительные счета, предназначенные для перечисления денежных средств на специальные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей, открытые в учреждениях банков и/или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств (далее — дополнительные электронные счета). То есть сельскохозяйственные предприятия используют в системе электронного администрирования два электронных счета: основной и дополнительный.
Предлагаем рассмотреть особенности применения системы электронного администрирования НДС для сельскохозяйственных предприятий в вопросах-ответах.


Какое предназначение имеет основной электронный счет сельскохозяйственного предприятия?

Основной электронный счет предназначается для проведения расчетов с бюджетом.

На основной электронный счет сельскохозяйственные предприятия перечисляют со своего текущего счета денежные средства в суммах, необходимых для регистрации налоговых накладных, составленных по операциям по поставке товаров (услуг) в пределах деятельности, отличной от сельскохозяйственной.

С основного электронного счета денежные средства перечисляются в бюджет в порядке, предусмотренном п. 200.2 ст. 200 Налогового кодекса. Согласно этому порядку ГФС на основании представленных плательщиками деклараций по НДС (форма декларации 0110) автоматически формирует реестр и не позднее чем за три рабочих дня до истечения предельного срока для самостоятельной уплаты налоговых обязательств напрвляет его Государственной казначейской службе Украины (далее - Казначейство). В соответствии с полученным реестром Казначейство осуществляет перечисление средств в бюджет с основного электронного счета в счет погашения налоговых обязательств сельскохозяйственного предприятия перед бюджетом.

Кроме того, с основного электронного счета по заявлению плательщика перечисляются:

  • в бюджет — суммы налогового долга по несельскохозяйственной деятельности;
  • на текущий счет плательщика — денежные средства, превышающие сумму, подлежащую перечислению в бюджет.

 

Для чего предназначен дополнительный электронный счет сельскохозяйственного предприятия?

Дополнительный электронный счет предназначен для перечисления денежных средств на специальные счета сельскохозяйственных предприятий.

На этот счет сельскохозяйственным предприятием зачисляются денежные средства с текущего счета в сумме, необходимой для регистрации налоговых накладных, составляемых сельскохозяйственным предприятием при осуществлении операций по поставке сельскохозяйственных товаров/услуг в рамках специального режима налогообложения.

С дополнительного электронного счета денежные средства автоматически перечисляются Казначейством на специальные счета сельскохозяйственных предприятий в течение операционного дня, в котором денежные средства поступили на такие электронные счета.

Реквизиты специального счета сельскохозяйственное предприятие обязано указывать в налоговой отчетности по НДС.

 

В какой срок необходимо перечислять денежные средства на дополнительный электронный счет?

До наступления предельных сроков, предусмотренных для уплаты задекларированных налоговых обязательств, необходимо, чтобы общая сумма перечисленных денежных средств на дополнительный электронный счет, с которого денежные средства автоматически списываются на специальный счет, была не меньше суммы налоговых обязательств, задекларированных таким сельскохозяйственным предприятием в налоговой декларации, в которой отражаются результаты деятельности в рамках специального режима налогообложения по результатам соответствующего отчетного (налогового) периода (декларации 0121 — 0123) (пример 1).

Пример 1

Сельскохозяйственным предпри-ятием перечислены денежные средства на дополнительный элект-ронный счет (и с дополнительного счета перечислены Казначейством на его специальный счет):

14.08.2015 г. — 5000 грн.,

18.08.2015 г. — 7000 грн.,

25.08.2015 г. — 3000 грн.,

28.08.2015 г. — 5000 грн.

В декларации 0121 за июль 2015 г., представленной 20.08.2015 г., сельскохозяйственным предприятием задекларированы налоговые обязательства по НДС на сумму 20 000 грн.

Таким образом, по состоянию на 30.08.2015 г. (предельный срок уплаты налоговых обязательств по НДС по декларации за июль 2015 г.) сумма налога в размере 20 000 грн., задекларированная к уплате в декларации 0121 за июль 2015 г., считается погашенной.

 

Возможно ли возникновение переплаты на дополнительном электронном счете и как она учитывается в следующих отчетных периодах?

Если сельскохозяйственным предприятием до предельной даты, установленной для уплаты налога, была перечислена на дополнительный электронный счет (и с дополнительного счета перечислена Казначейством на его специальный счет) сумма денежных средств больше задекларированной в декларациях 0121 — 0123 по результатам отчетного периода, то излишне перечисленная на дополнительный электронный счет сумма денежных средств считается переплатой. Такая переплата возврату со специального счета на текущий счет сельскохозяйственного предприятия не подлежит и засчитывается в счет погашения налоговых обязательств следующих отчетных периодов (пример 2).

Пример 2

Сельскохозяйственным предприятием в августе 2015 г. перечислены денежные средства на дополнительный электронный счет (и с дополнительного счета перечислены Казначейством на его специальный счет) в размере 22 000  грн.

В декларации 0121 за июль 2015 г., представленной 20.08.2015 г., сельскохозяйственным предприятием задекларированы налоговые обязательства по НДС на сумму 20 000 грн.

По состоянию на 30.08.2015 г. сумма налога в размере 20 000 грн., задекларированная к уплате в декларации 0121 за июль 2015 г., считается погашенной, а излишне перечисленная на дополнительный электронный счет сумма в размере 2000 грн. считается переплатой.

В декларации 0121 за август 2015 г., представленной 18.09.2015 г., сельскохозяйственным предприятием задекларированы налоговые обязательства по НДС на сумму 10 000 грн.

24.09.2015 г. сельскохозяйственным предприятием перечислены денежные средства на дополнительный электронный счет (и с дополнительного счета перечислены Казначейством на его специальный счет) в размере 8000 грн.

По состоянию на 30.09.2015 г. сумма налога в размере 10 000 грн., задекларированная к уплате в декларации 0121 за август 2015 г., считается погашенной (с учетом переплаты 2000 грн.).

 

Как избежать недоимки по налоговым обязательствам, задекларированным по сельскохозяйственной деятельности предприятия (декларации 0121 — 0123)?

Если сельскохозяйственным предприятием до предельной даты, установленной для уплаты налога, была перечислена на дополнительный электронный счет (и с дополнительного счета перечислена Казначейством на его специальный счет) меньшая сумма денежных средств, нежели задекларированная в декларациях 0121 — 0123 по результатам отчетного периода (с учетом денежных средств, излишне перечисленных на дополнительный электронный счет по результатам предыдущих отчетных периодов), то до истечения срока, установленного Налоговым кодексом для самостоятельной уплаты согласованных налоговых обязательств, сельскохозяйственное предприятие обязано на дополнительный электронный счет перечислить с текущего счета сумму, которой недостаточно для перечисления на его специальный счет по результатам соответствующего отчетного периода (сумму денежных средств, которая равна разности между ранее перечисленными суммами денежных средств и суммой налогового обязательства).

 

Изменился ли порядок исчисления суммы налога, на которую сельскохозяйственное предприятие имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — регистрационная сумма)?

Законом № 643 внесены изменения в порядок расчета регистрационной суммы, в частности изменен порядок формирования некоторых составляющих формулы для исчисления такой суммы.

Так, для сельскохозяйственных предприятий составляющая формулы «Сумма пополнения электронного счета» (∑ПопРах) включает в себя:

  • сумму пополнения с текущего счета плательщика на основной электронный счет;
  • сумму пополнения с текущего счета плательщика на дополнительный электронный счет.

Вместе с тем для сельскохозяйственного предприятия регистрационная сумма исчисляется в целом для всех видов деятельности (как для сельскохозяйственной, так и для другой деятельности) и используется для регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки, составленных как по сельскохозяйственной, так и по ругой деятельности плательщика.

Кроме того, п. 2001.3 ст. 2001 Налогового кодекса для сельскохозяйственных предприятий для исчисления регистрационной суммы предусмотрено использование дополнительных показателей, определенных п. 34 подраздела 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса.

Так, для сельскохозяйственных предприятий регистрационная сумма после ее обнуления увеличивается на:

  • сумму среднемесячного размера сумм налога, задекларированных плательщиком к уплате в бюджет и погашенных или рассроченных за последние 12 отчетных месяцев/4 квартала (так называемый овердрафт). При исчислении этого показателя учитываются суммы, которые были задекларированы сельскохозяйственным предприятием к уплате в бюджет и погашены или рассрочены или отсрочены, а также задекларированы как направляемые на специальный счет сельскохозяйственного предприятия;
  • сумму ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств по НДС (переплат) по состоянию на 01.07.2015 г. Ошибочно и излишне уплаченные суммы НДС на специальные счета сельскохозяйственных предприятий при исчислении этого показателя не учитываются, поскольку они не являются денежными обязательствами перед бюджетом такого плательщика;
  • сумму отрицательного значения, которая засчитывается в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода, и суммы непогашенного отрицательного значения предыдущих отчетных (налоговых) периодов на конец текущего отчетного (налогового) периода, указанные в налоговой отчетности по НДС за июнь/ІІ квартал 2015 г., в которой отражаются расчеты с бюджетом и/или операции, касающиеся специального режима налого-обложения в соответствии со ст. 209 Налогового кодекса. При исчислении этого показателя учитываются суммы НДС, указанные в строке 24 декларации по НДС 0110, 0121 — 0123 и строке 31 декларации по НДС 0110 за июнь/ІІ квартал 2015 г. Таким образом, в системе элект-ронного администрирования НДС учитываются все непогашенные остатки отрицательного значения НДС как по основной, так и по сельскохозяйственной деятельности.

На такие суммы отрицательного значения сельскохозяйственным предприятием увеличивается размер суммы налогового кредита за отчетный (налоговый) период июль/ІІІ квартал 2015 г.

При этом суммы НДС из строк 24 и 31 декларации 0110 за июнь/ІІ квартал 2015 г. переносятся соответственно в строки 20.1 и 20.2 декларации 0110 за июль/ІІІ квартал 2015 г. Суммы НДС из строки 24 деклараций 0121 — 0123 за июнь/ІІ квартал 2015 г. переносятся в строку 20.1 соответственно деклараций 0121 — 0123 за июль/ІІІ квартал 2015 г.;

сумму остатка денежных средств на электронном счете плательщика по состоянию на начало третьего рабочего дня после вступления в силу Закона № 643 (то есть по состоянию на 03.08.2015 г.) за вычетом сумм, заявленных плательщиком в составе налоговой отчетности по налогу за отчетный (налоговый) период за июнь 2015 г. до перечисления с электронного счета в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по налогу и/или на текущий счет плательщика в соответствии с п. 2001.6 ст. 2001 Налогового кодекса и сумм налоговых обязательств за июнь 2015 г.

 

Как исчисляется регистрационная сумма для регистрации налоговых накладных по сельскохозяйственной и другой деятельности плательщика?

Налоговым кодексом не преду-смотрено осуществление исчисления регистрационной суммы отдельно по сельскохозяйственной деятельности в рамках специального режима налогообложения, а отдельно — по другой деятельности сельскохозяйственного предприятия. То есть с учетом показателей по сельскохозяйственной и другой деятельности плательщика, использующего специальный режим налогообложения, исчисляется одна регистрационная сумма, в пределах которой такой плательщик имеет право зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки как по сельскохозяйственной, так и по другой своей деятельности.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42