Новости
Тема: Трансфертное ценообразование

Мониторинг контролируемых операций

Минюстом Украины 03.09.2015 г. зарегистрирован под № 1635/5 приказ Минфина Украины № 706, которым  утверждены Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и Порядок проведения опроса уполномоченных, должностных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования (далее — Порядок). Учитывая, что реализация норм ст. 39 Налогового кодекса в части функции мониторинга и опроса у налогоплательщиков вызывает существенную заинтересованность, в этой статье рассмотрим механизм осуществления таких функций и выделим основные аспекты указанных документов.


Основные цели проведения мониторинга контролируемых операций

Таким образом, утвержденный Порядок определяет направления и особенности осуществления мониторинга контролируемых операций (далее — мониторинг), который проводится контролирующими органами в соответствии с пп. 39.5.1 п. 39.5 ст. 39 Налогового кодекса.

Основными целями мониторинга как составной части налогового контроля за трансфертным ценообразованием является установление соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», выявление потенциальных рисков трансфертного ценообразования, проведение анализа рисков занижения налогоплательщиком налоговых обязательств, а также обеспечение контроля за своевременностью и полнотой представления отчетов о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию.

Путями осуществления мониторинга являются наблюдение за ценами и условиями, которые применяются сторонами, и анализ информации об осуществляемых контролируемых операциях (отчет о контролируемых операциях, документация по трансфертному ценообразованию), полученной от налогоплательщика в соответствии с п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса, и информационные источники, содержащие информацию и сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков и/или необходимые для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки».

Информационные источники

Порядок определяет перечень информационных источников, использующихся контролирующими органами при осуществлении мониторинга. Такими источниками является информация о сопоставимых операциях контрагента — стороны контролируемой операции с несвязанными лицами, любые общедоступные информационные источники, информационные массивы ГФС Украины, отчеты о контролируемых операциях и документация по трансфертному ценообразованию, представленные налогоплательщиками, информация (материалы и сведения) контролирующих органов и органов государственной власти Украины, уполномоченных органов других стран.

Любая публичная информация о возможных рисках занижения налогоплательщиками налоговых обязательств при осуществлении контролируемых операций также может использоваться как информационный источник.

Безусловно, контролирующими органами с целью установления операций, в которых есть риск отклонения условий и цен, применяемых сторонами контролируемых операций, от рыночных, и проведения анализа рисковых операций осуществляется надзор.

Надзор проводится путем сравнения уровня цен и условий контролируемой операции с уровнем неконтролируемых операций на основании всей общедоступной информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги). В целях надзора контролирующий орган может создавать информационные продукты и базы данных для хранения и обобщения такой информации.

Фактически надзор проводится в течение всего отчетного периода и является непрерывным процессом, результаты которого используются для дальнейшего анализа отчетов о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию и принятия решения о назначении проверки контролируемых операций.

Порядок проведения мониторинга определяет, как происходят контроль за представлением отчетов о контролируемых операциях и их анализ, а также определение рисков непредставления отчетов при наличии проведенных контролируемых операций.

Необходимо обратить внимание на то, что с целью выяснения обстоятельств и установления факта непредставления налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях или невключения в представленный отчет всех контролируемых операций контролирующий орган может получать от налогоплательщика информацию в соответствии с п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса. Проверка, обеспечивающая фиксацию нарушения налогоплательщиком требований пп. 39.4.2 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса и привлечение его к ответственности, установленной п. 120.3 ст. 120 этого Кодекса, проводится при наличии оснований, определенных подпунктами 78.1.1 и 78.1.2 п. 78.1 ст. 78 Кодекса.

Представленный налогоплательщиком отчет о контролируемых операциях является одним из источников информации, анализ которого может свидетельствовать о несоответствии условий таких операций принципу «вытянутой руки», определенному п. 39.1 ст. 39 Налогового кодекса. При наличии таких обстоятельств осуществляется направление запроса налогоплательщикам о представлении документации по трансфертному ценообразованию в соответствии с пп. 39.4.4 п. 39.4 этой статьи.

Меры контроля

Поскольку нормами Налогового кодекса предусмотрены штрафные санкции за непредставление документации по трансфертному ценообразованию, Порядок определяет меры контроля за соблюдением налогоплательщиком сроков, установленных пп. 39.4.4 п. 39.4 ст. 39 этого Кодекса.

Такими мерами, в частности, является проверка полноты раскрытия приведенной информации и ее соответствия требованиям, установленным пп. 39.4.6 п. 39.4 вышеуказанного пункта, достаточности и полноты обоснований, что позволяет исследовать соответствие условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», и определение необходимости дополнительного получения информации.

Понимание важности выполнения вышеуказанных мер существенно, поскольку результаты анализа документации о трансфертном ценообразовании используются при принятии решения о проведении проверки контролируемых операций.

Проведение опроса

Порядок проведения опроса должностных, уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования разработан во исполнение абзаца второго пп. 39.5.1.1 и абзаца второго пп. 39.5.2.13 п. 39.5 ст. 39 Налогового кодекса и определяет последовательность действий контролирующих органов и налогоплательщиков при организации и проведении опроса для установления соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки».

Необходимо отметить, что опрос (интервьюирование) должностных лиц и работников налогоплательщиков является международной практикой и важным средством избежания необоснованных выводов со стороны контролирующих органов.

Право проведения опроса предоставляется должностным лицам контролирующего органа как при проведении анализа отчетов и/или документации по трансфертному ценообразованию, так и непосредственно в ходе проведения проверок контролируемых операций.

Следовательно, при проведении анализа отчетов о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию проведение опроса уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика осуществляется с целью определения объективности и полноты проведения налогоплательщиком экономического и функционального анализа контролируемой операции и отражения соответствующей информации в отчете и/или в документации по трансфертному ценообразованию.

Контролирующий орган самостоятельно определяет необходимость проведения опроса должностных, уполномоченных лиц или работников налогоплательщика, этапы опроса и объем вопросов, по которым необходимо провести такой опрос.

При проведении проверки контролируемой операции решение о проведении опроса принимается должностным лицом, проводящим такую проверку налогоплательщика. В случае необходимости проведения опроса налогоплательщиков, являющихся сторонами контролируемой проверяемой операции, решение о проведении опроса такого плательщика принимается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа, проводящего проверку.

Вместе с уведомлением о проведении опроса, где указываются должностное, уполномоченное лицо и/или работник налогоплательщика, которого приглашают для опроса, дата, время и место проведения опроса, а также контактные данные должностного лица, ответственного за организацию и/или проведение опроса, налогоплательщику также может направляться (вручаться) ориентировочный перечень вопросов для опроса.

С целью обеспечения возможности подготовки плательщиком соответствующей информации и данных уведомление о проведении опроса направляется налогоплательщику за семь календарных дней до даты проведения опроса или вручается за два рабочих дня до такой даты.

Порядком определено, что опрос проводится путем очной встречи (интервью) должностного лица контролирующего органа и соответствующего лица налогоплательщика в помещении контролирующего органа (во время анализа отчетов о контролируемых операциях, информации об осуществленных контролируемых операциях (приложение к декларации) и/или документации по трансфертному ценообразованию, предоставленных налогоплательщиком) и в помещении налогоплательщика (по месту проведения проверки). Опрос должностных лиц и/или работников налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой проверяемой операции, проводится в помещении контролирующего органа, в котором такой плательщик состоит на учете.

Существенным является требование к налогоплательщику относительно содействия контролирующему органу в проведении опроса должностных, уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика.

В любом случае, учитывая важность успешности организации и проведения данного мероприятия для выводов о соответствии условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», нормы Порядка предусматривают необходимость принятия налогоплательщиком мер по согласованию места, даты и времени проведения опроса в случае невозможности проведения встречи в предварительно определенный срок.

Результаты опроса оформляются протоколом опроса должностных, уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика по вопросам трансфертного ценообразования, который отражает позицию налогоплательщика и учитывается при принятии контролирующими органами окончательных решений об осуществленных контролируемых операциях.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42