Другие налоги

Представление декларации и уплата экологического налога

Приближаются сроки представления Налоговой декларации экологического налога и уплата этого налога за ІІІ квартал 2015 г. Напомним, кто должен его уплачивать.


Плательщиками налога в соответствии со ст. 240 Налогового кодекса являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая выполняющих агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, при проведении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);
  • образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

Некоторые особенности взимания экологического налога по отдельным видам загрязнения окружающей природной среды представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вид
загрязнения

Объект
налогообложения

Особенности уплаты
экологического налога

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
загрязнения

Объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками

Уплачивается независимо от факта получения разрешения в случае осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками

 

Сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Объемы и виды загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты

Уплачивается первичными водопользователями (теми, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды) в случае осуществления сбросов в водные объекты сточных вод с содержанием загрязняющих веществ на основании разрешений на специальное водопользование, а также вторичными водопользователями (это те, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на условиях, устанавливаемых между ними) в случае получения ими разрешения на специальное водопользование, на основании которого осуществляется сброс сточных вод в водные объекты

Размещение
отходов

Объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных
территориях (объектах) субъектов хозяйствования

Уплачивается субъектами хозяйствования, которые на основании полученных в установленном порядке разрешений размещают отходы на собственных территориях (объектах) или в специально отведенных для этого местах либо объектах и не имеют договоров с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов.

При этом наличие или отсутствие утвержденных лимитов на образование и размещение отходов у плательщика экологического налога не влияет на исчисление сумм экологического налога, взима-емого за размещение отходов.

Не уплачивается:

субъектами хозяйствования за размещение отходов на собственных территориях (объектах) исключительно отходов как вторичного сырья;

субъектами хозяйствования, осуществляющими временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.) до их передачи на утилизацию и захоронение, при условии наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.)

Образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Объемы и категория радиоактивных отходов, которые образовываются вследствие деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Не уплачивается субъектами деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию - производителю такого источника;

осуществляют обращение с радиоактивными отходами, которые образовались вследствие Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами.

Не уплачивается государственными специализированными предприятиями по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов

 

К плательщикам экологического налога не относятся филиалы, отделения и другие обособленные подразделения в связи с тем, что они не имеют статуса юридического лица, а также физические лица, не являющиеся субъектами хозяйствования. Плательщиками экологического налога за осуществление выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещение отходов филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями являются предприятия (учреждения, организации), в состав которых входят такие филиалы, отделения и другие обособленные подразделения.

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления налога определен ст. 249 Налогового кодекса, согласно которой суммы налога исчисляются за налоговый (отчетный) квартал.

В случае если при осуществлении хозяйственной деятельности плательщиком налога осуществляются разные виды загрязнения окружающей природной среды и/или загрязнение разными видами загрязняющих веществ, такой плательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения и/или по каждому виду загрязняющего вещества (табл. 2).

Таблица 2

Вид
загрязнения

Формула

Определение

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Пвс)

         п 

Пвс = ∑ Мі × Нпі

       і = 1

Мi - фактический объем выброса i-того
загрязняющего вещества
в тоннах (т);

Нпi - ставки налога в текущем году за тонну i-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками

Сбросы загрязняющих
веществ в водные объекты (Пс)

        п 

Пс = ∑ (Млі × Нпі × Кос)

      і = 1

 

Млi - объем сброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi - ставки налога в текущем году за тонну i-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками;

Кос - коэффициент, который равен 1,5 и применяется в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в другом случае коэффициент равен 1)

Размещение отходов (Прв)

          п 

Прв = ∑ (Нпі × Млі × Кт × Ко)

        і = 1

Нпi - ставки налога в текущем году за тонну i-того вида отходов в гривнях с копейками;

Млi - объем отходов i-того вида в тоннах (т);

Кт - корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещения отходов и который приведен в п. 246.5 ст. 246 Налогового кодекса;

Ко - корректирующий коэффициент, который равен 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов

 

Расчет суммы налога

Фактические объемы по каждому виду загрязняющего вещества определяются самостоятельно плательщиками экологического налога в тоннах.

Следует отметить, что правильность определения плательщиками экологического налога в тоннах фактических объемов по каждому виду загрязняющего вещества, которые учитываются в других единицах измерения (м3 и т. п.), не относится к компетенции органов фискальной службы, следовательно, плательщикам экологического налога для правильного определения в тоннах по каждому виду загрязняющего вещества, которые учитываются в других единицах измерения (м3, единиц и т. п.), при заполнении колонок 3 приложений 1 — 4 к декларации экологического налога необходимо обращаться в Минэкологии и природных ресурсов Украины.

Суммы налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), исчисляются плательщиками налога — эксплуатирующими организациями (операторов) атомных электростанций, включая эксплуатирующие организации (операторов) исследовательских реакторов, самостоятельно ежеквартально на основе показателей производства электрической энергии, ставки налога, а также пропорционально объему и активности радиоактивных отходов исходя из фактического объема радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, и из фактического объема радиоактивных отходов, накопленных до 1 апреля 2009 г., и корректирующего коэффициента в соответствии с п. 249.7 ст. 249 Налогового кодекса.

Суммы налога, взимаемого за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, исчисляются плательщиками налога — производителями радиоактивных отходов самостоятельно ежеквартально на основании ставок налога и пропорционально сроку хранения таких отходов сверх установленного срока в соответствии с п. 249.8 ст. 249 Налогового кодекса.

Представление отчетности

Порядок представления налоговой отчетности и уплаты налога определен ст. 250 Налогового кодекса, согласно которой базовый налоговый (отчетный) период относительно экологического налога равен календарному кварталу.

Плательщики налога составляют налоговые декларации по установленной форме, представляют их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в контролирующие органы и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (п. 250.2 ст. 250 Налогового кодекса):

за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;

за образование радиоактивных отходов и временное хранение радио-активных отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока — по месту нахождения плательщика на налоговом учете в контролирующих органах.

Следовательно, предельным сроком представления Налоговой декларации экологического налога за III квартал 2015 г. является 9 ноября 2015 г., а последним днем уплаты налога — 19 ноября 2015 г.; за ІV квартал 2015 г. — соответственно 9 февраля 2016 г. и 19 февраля 2016 г.

До утверждения Минфином Украины новой формы налоговой декларации экологического налога плательщики налога отчитываются по форме налоговой декларации, утвержденной приказом № 1010.

К Налоговой декларации экологического налога прилагаются шесть приложений, которые являются ее неотъемлемой частью:

  • приложение № 1 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за викиди в атмосферне повітря забруднюючих речовин стаціонарними джерелами забруднення»;
  • приложение № 3 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за скиди забруднюючих речовин безпосередньо у водні об’єкти»;
  • приложение № 4 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за розміщення відходів у спеціально відведених для цього місцях чи на об’єктах»;
  • приложение № 5 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів (включаючи вже накопичені)»;
  • приложение № 6 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за утворення радіоактивних відходів і сплачується за придбання джерел(а) іонізуючого випромінювання»;
  • приложение № 7 «Розрахунок податкового зобов’язання з екологічного податку, що справляється за тимчасове зберігання радіоактивних відходів їх виробниками понад установлений особливими умовами ліцензії строк».

В случае отсутствия у плательщика соответствующих объектов налогообложения соответствующие приложения не прилагаются, а в строках Налоговой декларации ставятся прочерки.

Случаи, когда представление декларации имеет определенные особенности

Если место представления налоговых деклараций не совпадает с местом нахождения на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование и размещение отходов, в контролирующий орган, в котором такое предприятие, учреждение, организация или гражданин — субъект предпринимательской деятельности состоят на учете, представляются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

В случае если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно КОАТУУ разные), то такой плательщик налога обязан представить в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов налоговую декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов места либо объекта отдельно.

Если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) либо за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик налога может представить в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию налога за такие источники загрязнения и составляет приложение № 1 и приложение № 4 к декларации по каждому источнику загрязнения отдельно (то есть количество приложений № 1 соответствует количеству стационарных источников загрязнения, а количество приложений № 4 — количеству специально отведенных для размещения отходов мест или объектов).

Плательщики налога, состоящие на налоговом учете в городе с районным делением, могут представлять одну налоговую декларацию по месту нахождения плательщика налога на налоговом учете (городского совета) за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код согласно КОАТУУ), и составляют приложения № 1, № 3, № 4 к декларации по каждому источнику загрязнения отдельно (то есть количество приложений № 1, № 3, № 4 соответствует количеству стационарных источников загрязнения, специально отведенных для размещения отходов мест или объектов).

Выбросы не запланированы: представлять декларацию или нет?

В случае если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, он должен уведомить об этом в соответствии с п. 250.9 ст. 250 Налогового кодекса соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. Такое заявление подается не позднее предельного срока представления налоговой декларации за І квартал отчетного года. Если заявление не подано, плательщик налога должен представить налоговые декларации согласно требованиям Налогового кодекса.

Уплата налога

Суммы налога, взимаемого за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляются плательщиками одним платежным поручением на счета, открытые в органах, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств и обеспечивают распределение этих денежных средств в соотношении, определенном законом.

Образование и/или временное хранение радиоактивных отходов: особенности уплаты и представления отчетности

Плательщики налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, перечисляют суммы налога в государственный бюджет, которые используются в соответствии с Законом № 255 и Законом о госбюджете на соответствующий год. Плательщик налога может принять решение об уплате суммы налога ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, календарный квартал (включая уже накопленные до 1 апреля 2009 г.), и фактические объемы радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срока, согласовывается с органом государственной санитарно-эпидемиологической службы и органом государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. Требования к срокам представления и содержанию указанной отчетности устанавливаются особыми условиями лицензии. Копии отчетности представляются налогоплательщиками вместе с налоговой декларацией.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42