Новости

Укрепление партнерства с плательщиками

Василий Иванчо - Председатель ГНА в Закарпатской областиЧто преобладает на сегодня в отношениях между налоговой и плательщикомпринуждение или убеждение, насколько изменились отношения с бизнесом, а также о расширении сервисных услуг, предоставляемых налоговой службой края, рассказывает председатель Комиссии по проведению реорганизации, председатель ГНА в Закарпатской области Василий ИВАНЧО.


— Василий Васильевич, сессия областного совета приняла специальную программу, призванную способствовать повышению уровня налоговых знаний плательщиков. Как председатель ГНА в области и депутат областного совета расскажите, пожалуйста, о мероприятиях, запланированных и проведенных в рамках программы.

— Необходимость проведения разъяснительных мероприятий по вопросам применения законодательных норм Налогового кодекса была очевидна. Причем всем было понятно, что охватить такими мероприятиями нужно как можно более широкую аудиторию: и субъектов хозяйствования, и граждан. Учитывая то, что нормы документа предусматривают переходные положения, которые будут применяться до 2014 года, срок выполнения программы рассчитан на 2011 — 2015 годы. Замечу, что мои коллеги-депутаты практически единодушно проголосовали за такую программу. Что касается самой программы, то на ее реализацию на протяжении следующих пяти лет из областного бюджета запланировано выделить 2,2 млн. грн. Первые 200 тыс. грн. мы уже получили.

Как распорядились этими средствами?

— Разрабатывая программу, мы четко знали, чего хотим. И первые полученные средства распределили на три части. Во-первых, закупили компьютерную технику для подразделений массово-разъяснительной работы и обращений граждан всех без исключения налоговых инспекций края. И это закономерно, потому что именно к специалистам этих подразделений непосредственно обращаются плательщики за консультациями и разъяснениями о применении норм Кодекса. От их компетентности в первую очередь зависит полнота информации, предоставленной гражданину по ведению бизнеса для предотвращения нарушений налогового законодательства. По сравнению с прошлым годом количество консультаций, предоставленных закарпатским плательщикам, возросло в 5 раз. Именно современная техника даст возможность налоговым инспекторам работать оперативнее, иметь быстрый доступ к Единой базе налоговых знаний на сайте ГНС Украины, «Лиги-Закон», быть в курсе всех нововведений и быстро отвечать на вопросы плательщиков. Высвобожденную за счет такой программы технику мы подключили к сети Интернет, которым, при необходимости, могут пользоваться кроме налоговиков и плательщики. Таким образом, выигрыш двойной.

Во-вторых, часть средств, выделенных на программу, направили на приобретение электронных табло, которые получат пока что 7 самых крупных инспекций области. Информация о графике работы налоговых органов, сервисах, предлагаемых налоговой службой, напоминание о сроках представления отчетности и уплате налогов, новации в законодательстве — лишь небольшой перечень полезной информации, которая будет демонстрироваться на экране. Мониторы уже вскоре будут размещены в вестибюлях ГНИ, центрах приема отчетности.

За остальную часть средств будет осуществляться выпуск печатной продукции. Как мы и запланировали, после внесения изменений в Кодекс и принятие новой упрощенной системы будет подготовлена и выпущена специальная брошюра по разъяснению изменений, которые будут касаться плательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Такую брошюру до 1 января 2012 года получит каждый закарпатский плательщик-упрощенец.

Таким образом, мы сознательно отказываемся от фискальных методов работы и делаем ставку на добровольную уплату налогов. Сегодня это конкретные действия, направленные на укрепление партнерства с плательщиками, предоставление качественных услуг, расширение сервисов. Это абсолютно новая стратегия. Мы постоянно работаем над тем, чтобы налоговая служба становилась ближе и понятнее. Известно, что законопослушный плательщик — это проинформированный и грамотный гражданин. Качественный сервис будет способствовать нам в работе с плательщиками и выполнении задач по наполнению бюджетов. Вместе с тем отмечу, что не может быть партнерских отношений с теми, кто уклоняется от налогообложения. Ведь уплаченные налоги — не просто цифры, прежде всего это — защищенные социальные гарантии, благосостояние пенсионеров, учителей и врачей, всей громады. Каждый должен это осознать.

После вступления в силу Налогового кодекса прошло достаточно времени, чтобы подвести определенные итоги. Какие новации имели наиболее положительный эффект?

— Сам факт обобщения налогового законодательства в единый документ является, безусловно, позитивом. Возникла своеобразная точка отсчета для того, чтобы сложились абсолютно новые отношения между налогоплательщиками и фискальными органами. В результате имеем все предпосылки для развития здоровой экономики государства. Среди очевидных преимуществ — уменьшение количества налогов и снижение их ставок, введение автоматического возмещения НДС, максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета. Еще один положительный момент — уменьшение разного рода отчетности, а затем документооборота, который не давал большого экономического эффекта для наполнения бюджета, и вместе с тем отнимал много времени и у плательщиков, и у налоговиков.

На сегодня практика свидетельствует, что проверки не должны быть определяющими в работе налоговой службы. Впрочем, обойтись без них невозможно...

— В самом деле, количество проверок существенным образом сокращено. С начала года — на треть, со второго квартала — на 50%. Малый бизнес согласно мораторию мы не проверяем. Что касается остальных субъектов предпринимательства, то кардинально изменился подход к планированию проверок. Считаю, это правильно. Добросовестные плательщики не должны ощущать чрезмерного внимания со стороны контролирующих органов, разве что в смысле расширения сервисных услуг.

Поэтому прежде чем запланировать проверку, проводим тщательную аналитическую работу, анализируем деятельность того или иного субъекта хозяйствования на предмет возможного уклонения от уплаты налогов или сотрудничества с сомнительными партнерами. У нас достаточно информации, благодаря которой мы можем с большим процентом вероятности определить, добросовестный плательщик или нет. Если, по нашим данным, субъект хозяйствования осуществляет рискованные операции или задействован в схемах уклонения, только тогда планируем его проверку. И, как правило, результат практически стопроцентно подтверждает наши прогнозы. Поэтому и результативность проверок высока. Судите сами: по результатам контрольно-проверочной работы за 9 месяцев текущего года из 25,4 млн. грн. согласованных налоговых обязательств в бюджет уже поступило 22,7 млн. грн.

Закарпатье называют краем предприимчивых людей. Значительное количество закарпатцев имеют небольшое собственное дело. Много ли предпринимателей, уплачивавших единый налог, после принятия Кодекса прекратили бизнес?

— У нас нет оснований говорить о том, что введение Налогового кодекса заставило закарпатских предпринимателей свернуть бизнес. Да, незначительная их часть прекратила деятельность и вполне вероятно, что это естественный процесс: всегда кто-то начинает предпринимательскую деятельность, а кто-то закрывает. Кое-кто из предпринимателейединщиков просто изменил систему налогообложения в связи с нормой Кодекса, которая запрещала относить к затратам работы или услуги плательщиков единого налога. Но их совсем немного.

Однако существует и другая статистика: с начала года на Закарпатье начали бизнес более 4 тыс. субъектов хозяйствования. Надеюсь, новые правила для бизнесменов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, откроют для малого бизнеса четкое видение перспектив, и количество предпринимателей будет возрастать.

— Многие скептически относились к норме Налогового кодекса по автоматическому возмещению НДС. Как работает этот механизм на Закарпатье?

— Механизм работает, как мне кажется, очень эффективно. В Закарпатской области 19 плательщиков по представленным декларациям за март — август 2011 года получили право на автоматическое возмещение НДС на сумму 43,8 млн. грн., что составляет около 20% всех возмещенных сумм. Для небольшого Закарпатья это весомый показатель. Вспомните, среди первых плательщиков, получивших НДС «автоматом», закарпатских не было. Поэтому результат, думаю, неплохой. Хотя, возможно, удовлетворяет нас не полностью. Для многих наших предприятий преградой на пути к получению автоматического возмещения стал уровень заработной платы — не дотягивает до обязательных 2,5 минимальных. Поэтому работаем в этом направлении, в частности, с руководителями предприятий с иностранными инвестициями, убеждаем повышать работникам зарплату. И не только потому, что таким образом можно получить право на автоматическое возмещение НДС, а и потому, что достойная зарплата — требование времени. И вопрос чести каждого руководителя обеспечить своим работникам достойные социальные стандарты.

Кстати, летом закарпатские налоговики провели масштабную социальную акцию, направленную на легализацию заработных плат. Каких результатов удалось достичь?

— Акция, о которой Вы говорите, состоялась в июне. Но это не означает, что мероприятие было рассчитано на один месяц. Работа, направленная на выведение зарплат из «тени», ведется систематически. Просто в июне такие мероприятия проводились чаще.

В июньской акции были задействованы все налоговые инспекции области. В открытках и флаерах, сити-лайтах содержалась информация о рисках неофициального трудоустройства, призывы к работодателям надлежащим образом оформить отношения с наемными работниками. Привлекли к этой работе почти 40 волонтеров налоговой службы.

Конечно, определенного результата удалось достичь. Не могу утверждать, что все как один работодатели оформили наемных работников. Показательным является другое: много граждан после полученной информации, взвесив все «за» и «против», звонили нам по телефону и сообщали о нарушениях со стороны их руководителей. Значит главной поставленной цели мы в некоторой степени достигли — привлекли внимание общественности к проблемам теневой занятости и последствий, к которым она может привести, сформировав негативное отношение к «серым» зарплатам.

По статистике, на сегодня более 3,4 тыс. выявленных нелегальных работников уже официально трудоустроены и социально защищены.

У налоговой службы области на сегодня много инициатив и планов. Каким образом доносите их до бизнеса, как узнаете о реакции на них предпринимателей?

— У нас активно работает Общественный совет при ГНА в области во главе с руководителем одного из самых больших предприятий края Василием Рябичем. В совет входят представители общественных организаций, закарпатские бизнесмены. Таким образом, мы не только доносим свою позицию, но имеем возможность из первых уст услышать то, что волнует предпринимательство.

Весомую роль играет и сотрудничество с территориальным отделением Ассоциации налогоплательщиков Украины, возглавляемым Мартой Волощук. Здесь, без преувеличения, работа идет беспрерывно: и встречи, и «круглые столы», и работа с молодежью и волонтерами, и общие семинары. По итогам первого Всеукраинского рейтинга «Добросовестные налогоплательщики», который Ассоциация налогоплательщиков Украины проводила при поддержке ГНС Украины, из 54 лучших плательщиков нашей страны — четыре закарпатских. Мы — в тройке лидеров, чем очень гордимся.

Удобной и эффективной формой непосредственной связи с закарпатцами стало общение в режиме онлайн. Во время Интернет-конференций мы получаем очень много вопросов, которые сразу помогают определить, какие проблемы для предпринимателей являются наиболее животрепещущими, и, соответственно, можем направить работу налоговой в нужное русло.

В целом сотрудничество со средствами массовой информации — важное направление работы налоговой службы, потому что именно масс-медиа формируют общественное сознание, общаются с читателями, знают, чем живет общество.

Насколько важной является роль налоговой службы Закарпатья для формирования положительного инвестиционного климата края?

— Закарпатье всегда было привлекательным регионом с точки зрения вложения инвестиций. Не секрет, что от работы налоговиков в некоторой мере зависит инвестиционная привлекательность области. Обеспечение благоприятного бизнес-климата, максимальное содействие иностранному инвестору — это те вопросы, которым налоговая служба уделяет особое внимание.

У нас есть богатый опыт общения с иностранными партнерами, работающими сегодня на территории области. В пределах своих полномочий мы помогаем им в решении отдельных вопросов. Я убежден, так и должно быть. Ведь это люди, которые не побоялись и вложили значительные средства в экономику края, создали немалое количество рабочих мест для закарпатцев. И многим показали пример, как нужно относиться к уплате налогов, насколько это почетно — быть добросовестным плательщиком.

Как думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы наши граждане воспринимали уплату налогов как дело чести?

— Известное выражение «Налоги — это плата за цивилизацию» проверено временем. Поэтому рано или поздно мы к этому придем. Хочется, конечно, чтобы свершилось это как можно быстрее. И когда каждый будет уплачивать налоги осознанно, как и должно быть, а не по принуждению, тогда сможем говорить о том, что имеем цивилизованное общество.


Беседовала Алла КОХАН,
главный государственный налоговый инспектор отдела массово-
разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Закарпатской области