Статьи
Тема: Прочее

Что рынок топливный готовит?

Борьба с нелегальными нефтепродуктами — один из приоритетов украинского правительства. Эксперты сигнализируют, что несмотря на предпринимаемые меры контрабанда все сильнее вытесняет легальный рынок горюче-смазочных материалов. «Неплохо» чувствует себя в нынешних условиях и кустарное производство.


Вместе с тем в Украине продажи бензина, дизтоплива и сжиженного газа падают. По мнению обозревателей, спрос на топливо снизился из-за высоких цен, и поэтому собственники заправок вынуждены уклоняться от уплаты налогов, чтобы уменьшить стоимость своей продукции для потребителей.

Кабинет Министров поручил Минэнергоуголь Украины и Антимонопольному комитету Украины провести масштабную проверку автозаправочных станций. По некоторым данным, около 30% из них торгуют топливом, скрытым от налогообложения. О тенденциях на рынке нефтепродуктов — подробнее в этом материале.

Цена и качество

Эксперты уверены, что во время экономического кризиса топливо по 20 грн. за 1 л не по карману украинцам. По их мнению, цену взвинтили инфляция, а также рост налоговой нагрузки, особенно на дизтопливо.

При этом непростая ситуация наблюдается у легальных поставщиков. Падение объемов продаж плюс конкуренция с огромным количеством «серого» или «черного» бензина — все это их работу крайне усложняет.

С уменьшением оборота заправки активнее начали уходить в «тень». Сейчас среди автолюбителей популярны АЗС с минимальными ценами, а это, как утверждают обозреватели, всегда признак того, что налоги уплачены не в полном объеме. При этом чиновники не демонстрируют значительных результатов по выявлению крупных объемов товаров, за которые не уплачиваются налоги и сборы, потому что им не выгодно разрушать теневые схемы. Об этом заявил в эфире одной из радиостанций заместитель директора ЧП «Науково-технічний центр «Психея» Геннадий Рябцев. По его словам, в этом году выявлено около 5% оценочных объемов нелегальных нефтепродуктов.

Как известно, двумя основными источниками безналоговых нефтепродуктов являются контрабанда и кустарное производство.

По мнению Геннадия Рябцева, это напоминает историю с Сергеем Курченко, олигархом времен бывшего президента Украины. Когда в Генпрокуратуру подавались запросы относительно того, почему не уплачиваются налоги с конкретной партии нефтепродуктов, которая поступает в определенное время в определенную точку, и о ней все известно, то Генпрокуратура просто не находила состава преступления. А поработать есть над чем — рынок нефтепродуктов оценивается более чем в миллиард долларов в год. 

Эксперты напоминают и о косвенных потерях. Например, потребители заправляются некачественным бензином, а потом тратят деньги на ремонт автомобилей после того, как они поездят на том суррогате, который реализуется на заправках

На Европу кивай, а сам не плошай

Бензин может подорожать до 30 грн. за 1 л и выше, если правительство поднимет на него акциз, а мировые цены на нефть достигнут 80 — 100 дол. за 1  баррель, считают эксперты. Есть еще и третий момент — это фактор девальвации валюты, от которой напрямую зависят цены на топливо. В случае если нарушится нынешнее шаткое состояние пары доллар — гривня и весы качнутся в сторону усиления американской валюты, то цена может «улететь» за отметку и 40, и 50 грн. за 1 л.

В то же время эксперты считают неправильным, когда, говоря о повышении акцизов, кивают на Европу. Мол, у нас маленькая доля налогов, а у них большая. Нужно везде ориентироваться на покупательную способность потребителей, а у нас она гораздо ниже, чем в европейских странах.

Директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заявил, что каждый евро в ставке акциза поднимет цену примерно на 20 коп. на 1  л топлива. По его мнению, если поднимать акциз, будет обратный эффект: цена будет расти, потребление сокращаться, соответственно, количество налогов будет уменьшаться.

Качество без сертификации

Минэкономразвития Украины недавно отменило обязательную сертификацию автомобильных бензинов, дизельного, корабельного и котельного топлива. Такой шаг был предпринят в унисон с процессами дерегуляции, проходящими в государстве. В настоящее время в Украине действует технический регламент, который был полностью приведен в соответствие с европейскими нормами, поэтому достаточно того, чтобы топливо просто ему соответствовало.

По мнению экспертов, на качестве топлива отмена сертификации никак не отразилась, однако она могла повлиять на цену, так как меньше расходов идет на сертификационные мероприятия. Однако рядовой потребитель существенного снижения цены не заметил. Хотя, как считают обозреватели, хорошо уже то, что отмена сертификации точно не приведет к увеличению цены.

Будем оптимистами

В последнее время некоторые СМИ распространяют информацию о скором подорожании топлива. Это связывают с якобы возникшей угрозой остановки Кременчугского нефтеперерабатывающего завода.

«Заявления о таком подорожании не имеют под собой никаких оснований», — считает Сергей Куюн. Он отметил, что цены на топливо определяются мировым рынком, а не отдельной украинской компанией. Поэтому даже в случае теоретической остановки этого завода потрясений не произойдет. Существует множество других источников для поставки нефтепродуктов на украинские АЗС. Да и цены не изменятся.

Эксперты отмечают, что сейчас наблюдаются попытки определенных коммерческих структур расшатать ситуацию на топливном рынке страны в целях решения своих, сугубо корпоративных проблем. Впрочем они уверены, что все это никак не отразится на стоимости топлива на заправках.

Тем временем Антимонопольный комитет Украины рекомендовал ряду известных сетей автозаправок снизить цены ввиду существенного снижения цен на нефть в мире.

В ведомстве заявили, что сети заправочных станций должны снизить розничные цены на моторные бензины и дизельное топливо до уровня, который существовал бы в условиях значительной конкуренции на рынке.

В комитете отмечают, что за последний год цены на нефть, бензин и дизельное топливо на европейских рынках значительно снизились. При этом розничные цены на АЗС в Украине выросли в среднем до 20%.

По расчетам Антимонопольного комитета Украины, цены в стране на бензин были выше на 15% того уровня, какой мог бы быть, даже с учетом колебания курса доллара США и евро в разные периоды 2015 г.

В мире стоимость нефти снижается уже несколько месяцев подряд. Ее удешевление эксперты объясняют повышенным предложением на рынке, возникшем благодаря американским производителям сланцевой нефти, которые ослабили некогда крепкие позиции стран-членов ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти)  на мировом рынке. По мнению аналитиков, рынок нефти ждет рекордный за 30 лет избыток предложения.

В последнее время стоимость нефти на мировых биржах зафиксировалась на отметке около 50 дол. за 1 баррель. Если эта тенденция сохранится хотя бы в течение месяца, то можно ожидать поставок в Украину более дешевого горючего и, соответственно, снижения розничных цен на бензин и дизтопливо, считают эксперты.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42