Новости
Тема: Трансфертное ценообразование

Штрафы за непредставление отчетности и документации о контролируемых операциях

Штрафы предназначены для того, чтобы сделать нарушения более затратными по сравнению с неукоснительным соблюдением законодательства. Соответственно, штрафные санкции за непредставление отчетности и документации о контролируемых операциях введены в целях стимулирования выполнения налогоплательщиками процедурных требований при их подготовке и представлении.
Какие штрафные санкции применяются за непредставление отчетности по  трансфертному ценообразованию (далее — ТЦ) и как их предотвратить — эти вопросы интересуют всех налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, поэтому именно их мы рассмотрим в данном материале.


Практика применения штрафных санкций за непредставление отчетности по ТЦ в разных странах

Прежде всего рассмотрим практику применения санкций, направленных на соблюдение процессуальных норм относительно своевременного представления отчетности и документации по ТЦ, в разных странах.

Непредставление компаниями в установленные сроки налоговым органам надлежащим образом подготовленной документации по ТЦ наказывается штрафом, который в Эстонии составляет в эквиваленте 3200 евро, в Румынии - 3500 евро, в Венгрии — 9500 дол. США, а в Сербии и Финляндии достигает 20 000 и 25 000 евро соответственно. В Корее, например, штраф за непредставление документации по ТЦ в течение 60 дней со дня поступления запроса налогового органа составляет 30 млн.  KRW (в эквиваленте — 25 300 дол. США), вместо того налогоплательщик имеет право продлить срок подготовки документации до 120 дней, в этом случае указанный штраф не применяется. В Германии и Франции минимальные пороги штрафных санкций за непредставление документации по ТЦ или несоответствие ее требованиям составляют 5000 евро и 10 000 евро соответственно.

В некоторых странах размеры санкций за непредставление отчетности по ТЦ установлены в процентном отношении к сто-имостному объему операций. Так, в Индии за внесение неточных сведений о контролируемых операциях в отчетность по ТЦ применяется штраф — 2% стоимости операций, в Бангладеш — 1% стоимости этих операций. А в Дании за отражение неточных сведений в отчетности по ТЦ применяется штраф, размер которого составляет двойной размер суммы операций, по которым совершены эти нарушения.

Другие страны определяют предельные пороги штрафных санкций. В Колумбии представление отчетности по ТЦ с опозданием наказывается штрафом от 212 до 203 427 дол.; наличие несоответствий в отчетности — от 1% стоимости операций, но не более 53 682 дол.; невключение операций в отчет по ТЦ — от 2% их стоимости, но не более 282 537 дол. В Греции за непредставление документации по ТЦ или отражение в ней неточной информации применяется штраф в размере до 0,1% валового дохода компании, но вместе с тем этот штраф не может быть ниже 1000 евро и выше 10 000 евро. В Болгарии штраф за такие нарушения составляет от 128 до 256 евро, в Мексике — от 4200 до 8500 дол.

Сравнение практики и политики применения штрафов в разных странах достаточно условно. Это связано с тем, что на законодательном уровне указанные юрисдикции могут использовать различные названия для штрафов, имеющих одинаковые цели. Кроме того, в целях соблюдения налогового законодательства применяются другие меры. Поскольку санкции составляют только один из многочисленных административных и процессуальных аспектов налоговой системы, без комплексного рассмотрения других факторов сложно сделать вывод, являются ли они справедливыми.

Но несмотря на отличия в стоимостных критериях и механизме контроля вполне понятно, что опыт других стран основывается на справедливости системы штрафных санкций, которая оценивается исходя из сопоставления размеров штрафов и серьезности нарушений.

Национальные штрафы в соответствии с законодательными изменениями

В Украине правила ТЦ начали применяться с 01.09.2013 г., но с тех пор неоднократно претерпевали изменений, в том числе в части штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях и документации по ТЦ.

Штраф за непредставление отчета о контролируемых операциях и недекларирование операций в отчете

Налогоплательщик, осуществлявший контролируемые операции, должен готовить и представлять в ГФС Украины отчет о контролируемых операциях на ежегодной основе до 1 мая года, следующего за отчетным.

Представление отчета о контролируемых операциях с опозданием приравнивается к его непредставлению и влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса.

Представлять отчет о контролируемых операциях необходимо исключительно в электронной форме с помощью средств электронной связи с соблюдением закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи. То есть представление отчета о контролируемых операциях в бумажной форме невозможно. Следует отметить, что в случае если плательщик представляет этот отчет в бумажной форме, то такой отчет считается непредставленным, к такому плательщику применяются штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса, как за непредставление отчета о контролируемых операциях (указанное подтверждается решением постановления Полтавского окружного административного суда от 11.02.2015 г. № 816/87/ 15-а).

Со вступлением в силу Закона № 609, то есть с 13.08.2015 г., увеличен штраф за непредставление (несвоевременное представление) отчета о контролируемых операциях со 100 до 300 размеров минимальных заработных плат, установленных на 1 января налогового (отчетного) года.

При расчете штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях за 2013 г. учитывается минимальная заработная плата, установленная законом по состоянию на 01.01.2013 г., а именно 1170 грн., при непредставлении отчета о контролируемых операциях за 2014 г. — установленная по состоянию на 01.01.2014 г., а именно 1218 грн.

Штрафная санкция за невключение компаниями в представленный отчет о контролируемых операциях отдельных операций была предусмотрена в Налоговом кодексе с 01.01.2015 г. и составляла 5% суммы операций, не отраженных в отчете (п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса). С 13.08.2015 г. размер этого штрафа был значительно уменьшен до 1% суммы таких операций и ограничен до 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года за все незадекларированные контролируемые операции.

В соответствии с нормами части второй ст. 58 Конституции Украины никто не может отвечать за действия, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения. Поэтому за неотражение сведений об отдельных контролируемых операциях в отчете за 2013 г. штрафные санкции не применяются. Вместе с тем недекларирование контролируемых операций в отчете за 2014 г. влечет за собой наложение штрафа (письмо № 9853/7/99-99-22-01-02-17).

Штраф за непредставление документации по ТЦ

Напомним, что с 01.01.2015 г. требования к содержанию информации, которую должна включать документация по ТЦ, и срокам ее представления были унифицированы для всех плательщиков. До этого момента крупные налогоплательщики должны были представлять такую документацию в течение двух месяцев. Все другие категории плательщиков в течение месяца должны были представлять первичные документы об отдельных контролируемых операциях и другую документацию, которыми они могут обосновать соответствие договорных цен контролируемых операций уровню обычных цен, но нормы Налогового кодекса не содержали детализации содержания информации.

Отныне Налоговым кодексом закреплена обязанность всех налогоплательщиков, осуществляющих контролируемые операции, в течение месяца со дня поступления запроса ГФС Украины представлять документацию по ТЦ, содержащую информацию, приведенную в пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 этого Кодекса.

С учетом позиции ГФС Украины, изложенной в письме № 9853/7/99-99-22-01-02-17, при подготовке и представлении документации о контролируемых операциях, проведенных в отчетных периодах 2013-2014 гг., плательщик должен руководствоваться нормами законодательства, действовавшими на момент направления запроса ГФС Украины.


Для справки
Относительно расчета предельного срока представления документации по ТЦ по запросу ГФС Украины:
день получения запроса засчитывается в срок представления документации;
если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем истечения срока является первый за ним рабочий день.


Подпункт 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса не содержит требований относительно формы представления документации (которая может быть представлена в виде единого документа или совокупности документов в произвольной форме), вместе с тем устанавливает обязательный исчерпывающий перечень информации, которую этот документ (совокупность документов) должен содержать.

Если плательщик представил по первому запросу документацию, но не в полном объеме, как предусмотрено пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса, или не привел надлежащего обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки», ему согласно пп. 39.4.8 п. 39.4 ст. 39 этого Кодекса обязательно направляется запрос с требованием дополнительно представить определенную информацию.

Законом № 609 увеличен срок подготовки налогоплательщиком дополнительной информации с 10 дней до 1 месяца.

Таким образом, штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 ст. 120 Налогового кодекса за непредставление документации по ТЦ, будут применяться в случае:

во-первых, непоступления (несвоевременного поступления) в контролирующий орган в месячный срок от налогоплательщика ответа как на первый, так и на повторный запрос ГФС Украины о представлении документации по ТЦ;

во-вторых, неотражения в документации, представленной согласно первичному и дополнительному запросу, информации, предусмотренной пп. 39.4.6 п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса.

Размер штрафной санкции составляет 3% суммы контролируемой операции, относительно которой не была представлена документация, но не более 200 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года за все контролируемые операции, осуществленные в соответствующем отчетном году.

Процедура документирования нарушений

Штрафные санкции за непредставление отчета о контролируемых операциях (или недекларирование контролируемых операций в отчете), а также за непредставление документации по ТЦ применяются по результатам документальных проверок. Так, основаниями для назначения внеплановых (как выездных, так и невыездных) проверок являются подпункты 78.1.2 и 78.1.15 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса. Также вопросы непредставления отчета о контролируемых операциях (или недекларирования контролируемых операций в отчете) исследуются в ходе проведения документальных плановых проверок. Следует отметить, что исследования вопросов соблюдения законодательства относительно представления отчета о контролируемых операциях и документации по ТЦ не являются проверками самих контролируемых операций в понимании пп. 39.5.2 п. 39.5 ст. 39 Налогового кодекса, поскольку они не имеют целью выяснение вопроса полноты начисления и уплаты налогов во время осуществления контролируемых операций, то есть вопроса ТЦ.

Условная схема документирования нарушения приведена на рисунке.

 

В целях выяснения обстоятельств и установления факта непредставления налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях или невключения в представленный отчет всех таких операций контролирующий орган при необходимости может направлять письменный запрос такому плательщику о представлении информации в соответствии с п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса. Своевременное представление разъяснения с обоснованием причин непредставления отчета или невключения в него отдельных контролируемых операций предупреждает проведение документальных проверок.

При наличии рисков невыполнения требований п. 39.4 ст. 39 Налогового кодекса контролирующий орган может направлять налогоплательщикам запросы в порядке, установленном пп. 73.3 ст. 73 этого Кодекса. Налогоплательщик обязан представить информацию согласно вопросам, затронутым в этом запросе.

Факты непредставления (представления с нарушением) налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и/или документации по ТЦ обязательно фиксируются в акте документальной проверки.

Налоговое уведомление-решение с расчетом штрафных санкций принимается контролирующим органом в порядке, определенном п. 86.8 ст. 86 Налогового кодекса, и направляется (вручается) налогоплательщику в порядке, определенном ст. 56 этого Кодекса.

Штрафные санкции по результатам проверок применяются в размерах, предусмотренных законом, действующим на день принятия решений о применении таких санкций (п. 11 подраздела 10 Налогового кодекса).

В таблице приведены размеры штрафных санкций за непредставление отчета о контролируемых операциях (или невключение в него отдельных операций) и за непредставление документации по ТЦ в зависимости от периода принятия решений по результатам проверок относительно совершения этих нарушений.

Состав налогового правонарушения

Отчетный
период

Период принятия решений по результатам проверок относительно совершения правонарушений

До вступления в силу Закона № 609
(с 01.01.2015 г. по 13.08.2015 г.)

После вступления в силу Закона № 609
(с 13.08.2015 г.)

Непредставление (несвоевременное представление) отчета о контролируемых операциях

2013

100 размеров минимальных заработных плат

114 700 грн.

300 размеров минимальных заработных плат

344 100 грн.

2014

121 800 грн.

365 400 грн.

Недекларирование контролируемых операций в отчете о контролируемых операциях

2013

Не применяется

Не применяется

2014

5%

суммы контролируемой операции

1% суммы контролируемой операции, но не более 300 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции

до 365 400 грн.

Непредставление документации по ТЦ

2013

3% суммы контролируемых операций, относительно которых не была представлена документация, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции

до 229 400 грн.

3% суммы контролируемых операций, относительно которых не была представлена документация, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все контролируемые операции, осуществленные в отчетном году

до 229 400 грн.

2014

до 243 600 грн.

до 243 600 грн.

 

Налогоплательщики должны помнить, что уплата финансовых санкций не освобождает их от обязанности представлять отчет о контролируемых операциях и/или документацию по ТЦ.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42