Статьи
Тема: Пенсионное и социальное обеспечение, Прочее

Сытый голодному не товарищ

Война на востоке страны, ухудшение экономической ситуации, политический кризис — все это внесло существенные коррективы в жизнь обычных граждан. Однако, по некоторым оценкам, ухудшение материального положения, которое наблюдается в течение последних двух лет, еще не достигло своего дна. Правительство старается исправить ситуацию повышением социальных выплат, однако на благосостояние граждан это вряд ли повлияет кардинально.
Кроме того, как свидетельствует практика, такие тактические реверансы политики часто используют накануне выборов. И где гарантия, что в этот раз они и правда действуют исключительно в интересах граждан. О том, как выживают сегодня обычные украинцы и какой предел бедности установило для них государство, рассказывает эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Ангела БОЧИ.


В. — Уважаемая Ангела, для обычных украинцев определяющим фактором благосостояния является соотношение уровня их доходов с ценовой политикой государства. Насколько сегодня это соотношение гармонично?

А. Б. — Ни для кого не секрет, что сегодня оно абсолютно негармонично. И на это есть свои причины: и объективные, и субъективные. 2014 — 2015 годы ознаменовались высоким уровнем девальвации, инфляции и общего экономического спада, что, соответственно, привело к кардинальному ухудшению благосостояния всех украинцев, не говоря уже о социально незащищенных слоях населения.

Законом о госбюджете на 2015 год установлен прожиточный минимум — 1176 грн. на одного человека, на который, конечно, прожить практически невозможно. И хотя с 1 сентября и произошло очередное повышение минимальной зарплаты с 1218 до 1378 грн. и прожиточного минимума с 1176 до 1330 грн., принимая во внимание сложную экономическую ситуацию домохозяйств это — капля, которая сразу растворилась в общем море проплат элементарных человеческих потребностей.

Что касается доходов граждан, то согласно данным Госкомстата Украины в январе — июне 2015 года размер среднемесячной номинальной заработной платы штатных работников предприятий, учреждений, организаций по сравнению с соответствующим периодом 2014 года увеличился на 15% и составлял 3871 грн. Однако индекс реальной заработной платы не был таким оптимистичным и в январе — июне 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года составлял 76,1% (падение на 23,9%). Средний размер заработной платы в июле во всех регионах страны был выше установленного ее минимального уровня. Вместе с тем только в четырех регионах указанный показатель превысил среднее значение по Украине, в частности в г. Киеве (6900 грн.), Донецкой (5460 грн.), Днепропетровской (4640 грн.) и Запорожской (4460 грн.) областях. Наиболее низкий уровень заработной платы, который не превышал 72% среднего по экономике, наблюдался в Тернопольской и Черновицкой областях.

В течение января — июля 2015 г. общая сумма задолженности в Украине по выплате заработной платы увеличилась на 48,8%. По состоянию на 1 августа основная доля общей суммы долга приходилась на промышленность (70,1%) и транспорт, складское хозяйство, почтовую и курьерскую деятельность (11,8%). При этом больше половины долга образовалось в Луганской (24,3%), Донецкой (19,9%), Харьковской (8,8%) областях. Статистические данные относительно доходов населения указывают на уменьшение реальной заработной платы и рост задолженности по ней, что отрицательно влияет на благосостояние населения.

В. — Вероятно, в такой ситуации, когда цены выросли в несколько раз, а минимальная зарплата на несколько процентов и иногда выдается с задержкой, о благосостоянии речь не идет — только об элементарной покупательной способности. Чем угрожает это домохозяйствам?

А. Б. — Значительный рост цен обусловлен девальвацией гривни и падением ВВП, поэтому необходимо набраться терпения, чтобы пережить такие трудности. В цифрах (согласно данным Госкомстата) это выглядит так: в январе — августе продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 32,7%. При этом больше всего выросли цены на масло, безалкогольные напитки, фрукты (в 1,6 — 1, 5 раза), на 44,8 — 36,0% подорожали маргарин, рыба и продукты из рыбы, макаронные изделия, хлеб, рис, продукты переработки зерновых, сахар. Цены (тарифы) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива выросли в 2,2 раза, что обусловлено существенным, в 5,5 раза, повышением тарифов на природный газ, на 55,1% — на горячую воду, 33,6% — на электроэнергию. За предметы домашнего потребления и бытовую технику теперь необходимо заплатить на 32,6% больше.

Такой рост цен и уменьшение реальных доходов населения приводят к дальнейшей тотальной экономии домохозяйств, которая сопровождается уменьшением доступа к качественным услугам и продуктам.

В. — Сегодня прожиточного минимума не хватает для покрытия расходов даже на продукты питания и уплату коммунальных услуг. В чем вынуждены отказывать себе украинцы?

А. Б. — Данные относительно расходов домохозяйств есть только за І квартал 2015 года и они выглядят следующим образом. Среди всех расходов домохозяйств 94% составляли потребительские расходы (в І квартале 2014 года — 92%). Наиболее весомой статьей расходов домохозяйств (55%) продолжали оставаться расходы на питание (включая питание вне дома). На покупку непродовольственных товаров и оплату услуг (без расходов на питание вне дома) домохозяйства направляли 36% всех расходов, что на 0,2 процентного пункта больше, чем в январе — марте 2014 года. Стоимость питания одного человека составляла в среднем 40 грн. в сутки, тогда как в І квартале 2014 года — 33 грн.

Украинцы начали экономить на всем: меньше есть рыбы и рыбопродуктов, фруктов, ягод, орехов, винограда в 1,3 раза, мяса и мясопродуктов — на 10%, сахара — на 6, яиц — на 5%, хлеба и хлебных продуктов, овощей и молочных продуктов.

Согласно опросу компании Research & Branding в 2009 — 2014 годах от 50 до 68% граждан страны отмечали, что не удовлетворены жизнью, а в феврале 2015 года уровень неудовлетворенности вырос почти на 10 пунктов до 70% (в ноябре 2014 года он составлял 62%).

Однако существует большая вероятность того, что такая негативная динамика в ближайшее время замедлится в связи со стабилизацией национальной валюты, снижением темпов инфляции и временной стабилизацией ситуации на Востоке Украины. Важную роль в этом будут играть дальнейшая экономическая политика государства, борьба с коррупцией и стабильность отношений с внешними кредиторами, в частности относительно реструктуризации обязательств Украины.

В. — Несмотря на тяжелую экономическую и политическую ситуацию в стране правительство не спешит бороться с бедностью. Как Вы считаете, не выглядит это как шаг вперед, два шага назад?

А. Б. — Не совсем так, хотя, соглашусь, что мы идем к цели не семимильными шагами. И всегда находятся причины, оправдывающие наш черепаший темп. Так, в 2011 году была утверждена Государственная целевая социальная программа преодоления и предотвращения бедности на период до 2015 года. Однако ожидаемого результата не дождались из-за инфляционных процессов, начавшихся в 2014 году. Вооруженный конфликт на востоке страны и аннексия Крыма отразились закрытием предприятий, большим количеством вынужденных переселенцев, ростом безработицы и целым рядом мелких проблем, обусловленных глобальными.

В. — Привычка украинцев «потерпеть до лучших времен», выработанная десятилетиями, в определенной степени «усыпляет» государственных мужей. Есть ли шанс увидеть свет в конце туннеля в борьбе с преодолением бедности?

А. Б. — Если Вы о разработке новой программы, то, к сожалению, сегодня ее пока не существует, что свидетельствует об отсутствии ее в приоритетах государственной политики и стратегического видения государства в борьбе с этим явлением.

Что же касается ситуации в общем, то нужно признать, что Украина стала первой на постсоветском пространстве страной, которая в 2003 году адаптировала Цели развития тысячелетия от ООН и взяла на себя обязательства достичь целей до 2015 года. Согласно Национальному докладу за 2015 год мы достигли немалых успехов в преодолении абсолютной бедности, но не выполнили поставленных перед собой задач. Уровень бедности уменьшился с 9% в 2005 году до 1,9% в 2013 году). По итогам 2015 года можно ожидать возврата к значениям предыдущих лет, в частности к отметке 3,5%. Согласно докладу основными препятствиями для преодоления бедности стали: мировой финансовый кризис, просчеты государственной политики послекризисного периода 2010 — 2012 годов, углубление экономического кризиса вследствие военных действий и других негативных событий 2014 — 2015 годов.

Анализируя эти статистические данные, необходимо признать — работа по преодолению бедности в стране ведется недостаточно эффективно.

В. — Что мешает сделать «работу над ошибками» и возможно ли вообще решение проблемы?

А. Б. — Я считаю, что решение проблемы возможно при условии разработки стратегии и комплекса мероприятий, которые должны создавать основу для повышения экономической активности населения и роста его благосостояния. Основными целями должны быть: улучшение общей экономической ситуации, повышение экономической активности населения, реформирование системы социального обеспечения населения и предоставление преимущества принципу адресности.

Что касается улучшения общей экономической ситуации, то самым важным толчком в преодолении бедности является экономический рост в стране. К сожалению, в настоящее время экономическая ситуация зависит от политической ситуации, в частности от военной, и стабильности внутри государства.

Однако не все так плохо, — утверждают эксперты. По разным оценкам, с 2016 года ожидается определенное экономическое оживление. В частности, недавно Минфином Украины обнародован законопроект о госбюджете на 2016 год, рассчитанный на базе макроэкономического прогноза, согласованного с Международным валютным фондом, который предусматривает увеличение реального ВВП страны в 2016 году на 2% и рост индекса потребительских цен на 12%. Хотя, нужно признать, что поскольку в Украине остается проблема неравномерного перераспределения доходов, то даже такой незначительный рост не гарантирует вероятного улучшения благосостояния населения.

Преодоление бедности возможно только за счет повышения экономической активности населения. Основным двигателем должно стать развитие малого и среднего предпринимательства, которое будет способствовать формированию среднего класса в Украине. При этом средний класс должен выделиться за счет повышения уровня жизни населения.

В. — Какие рычаги государственной политики должны быть задействованы в процессе создания благоприятного климата для ведения бизнеса?

А. Б. — Это возможно за счет проведения справедливой налоговой политики, направленной на уменьшение налоговой нагрузки на бизнес и легализацию доходов населения; либерализации движения капитала, рабочей силы и товаров, создания стимулов для предпринимательской деятельности; уменьшения уровня коррупции, реформы судебных и правоохранительных органов; повышения эффективности деятельности государственных органов. И это лишь часть мероприятий, необходимых для оживления предпринимательской деятельности в Украине и содействия привлечению иностранных инвестиций. Результатом должны стать новые принципы ведения предпринимательской деятельности и отношений между государством и бизнесом.

Важным прогрессом проведения социально-экономической политики является достижение правильного соотношения между реализацией социальных обязательств государства и экономической возможностью.

В. — С одной стороны государство должно гарантировать соблюдение социальных стандартов, а с другой — о каких гарантиях может идти речь при отсутствии необходимых финансов для выполнения обязательств?

А. Б. — Действительно, такие проблемы уже длительное время характерны для Украины. Конечно, это создает дополнительные стимулы для реформирования социальной сферы, проведения мониторинга социальных льгот с отменой необоснованных и обеспечения адресности государственной социальной помощи. Реализация этих мероприятий поможет уменьшить нагрузку на бюджет и обеспечить соблюдение принципа социальной справедливости при распределении льгот. Другим важным мероприятием является решение проблемы социальной защиты переселенцев. Сегодня в Украине существует довольно большая категория граждан, которые нуждаются в особой государственной защите. К сожалению, пока что государственная политика проблемы большинства не позволяет решать максимально быстро. Поэтому важной ступенькой на пути к цели должно стать создание системы трудоустройства, временного решения жилищных проблем и социальной защиты этой категории. Вместе с тем крайне необходимо пересмотреть принципы формирования минимального прожиточного минимума, который уже давно не отражает реальное финансовое положение украинцев и не учитывает их современные нужды.

Все эти действия — это лишь малая часть из общей системы мероприятий, которые Украина должна реализовать с целью повышения благосостояния граждан. Однако, я считаю, эта реализация невозможна без поддержки и готовности населения к изменениям. К сожалению, сегодня вера граждан в лучшее будущее не очень высокая, а если быть откровенными, то довольно низкая. Так, согласно опросу компании Research & Branding только 12% украинцев ожидают, что через год будут жить лучше, чем сейчас, другие или считают, что ситуация не изменится (26%), или ожидают ухудшения своей жизни (44%).

В. — Народ устал верить и ждать, ждать и верить, ведь сколько не говори «сахар», во рту слаще не станет. Как можно избежать окончательного разочарования?

А. Б. — Согласна, что низкая поддержка государственной политики со стороны граждан, а по результатам опроса даже в определенной степени их полное разочарование, является следствием отсутствия быстрых реформ в стране. Поэтому органам власти необходимо ускорить процесс реформирования, борьбу с коррупцией и решение целого ряда других затрагиваемых нами проблем. Дальше отступать некуда.


Беседовала
Лариса САЙ-БОДНАР

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42