Юридическая практика

Назначение проверки за периоды, которые уже проверены

Суть дела. По мнению налогоплательщика, у органа доходов и сборов отсутствовали основания для издания приказа на проведение проверки, поскольку периоды, являющиеся предметом проверки, уже были проверены в прошлом.

Судебное решение. Высший административный суд Украины, поддерживая позицию органа доходов и сборов при рассмотрении дела № К/800/54491/13 по иску ООО «Ш» о признании действий противоправными и отмене приказа, отмечает следующее.

Судами предыдущих инстанций при рассмотрении указанного дела установлено, что 05.12.2011 г. старшим следователем органа доходов и сборов принято постановление о назначении документальной внеплановой проверки ООО «Ш» по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с ЧП «М» за период с мая по сентябрь 2011 г.

 В дальнейшем еще одним следователем органа доходов и сборов 07.07.2012 г. принято постановление о назначении внеплановой документальной проверки ООО «Ш» по вопросам правомерности формирования налогового кредита по взаимоотношениям с ЧП «Є» за период с 01.06.2011 г. по 31.05.2012 г.

Проведение указанной проверки поручено специалистам налогового аудита органа доходов и сборов.

Эти постановления стали основанием для издания органом доходов и сборов приказа о проведении документальной внеплановой выездной проверки ООО «Ш» по вопросам правомерности формирования налогового кредита относительно взаимоотношений с ЧП «М» за август 2011 г. и ЧП «Є» за апрель 2012 г.

В соответствии с пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса (в редакции, действующей на время возникновения спорных правоотношений) документальная внеплановая проверка осуществляется, в частности, если получено постановление (определение) суда о назначении проверки или постановление органа дознания, следователя, прокурора, вынесенное ими в соответствии с законом в уголовных делах, находящихся в их производстве.

Согласно п. 78.4 этой статьи о проведении документальной внеплановой проверки руководитель органа ГНС принимает решение, которое оформляется приказом.

Вышеуказанное содержит императивные нормы об обязанности органа доходов и сборов назначить внеплановую проверку при получении постановления следователя по уголовному делу. При этом выполнение такой обязанности не предусматривает исследование органом доходов и сборов оснований для назначения соответствующей проверки следователям, оценивание правомерности и законности этой проверки. Правовая оценка действий следователя о назначении налоговой проверки в рамках уголовного дела осуществляется в порядке, определенном уголовно-процессуальным законом.

К тому же согласно требованиям п. 78.2 ст. 78 Налогового кодекса ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные этим Кодексом, не распространяются на проверки, которые проводятся за обращением такого налогоплательщика, или проверки, которые проводятся в рамках возбужденного уголовного дела.

Таким образом, оспариваемый приказ был принят органом доходов и сборов в рамках компетенции и с соблюдением требований закона, а потому основания для его отмены отсутствуют.

Учитывая указанное, Высший административный суд Украины по результатам пересмотра дела решения суда первой и апелляционной инстанций отменил, в удовлетворении иска ООО «Ш» отказал полностью.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42