Новости

«Горячая линия» с «Вестником»

Недавно ГФС Украины была проведена «горячая» телефонная линия на тему «Предпринимательская деятельность» при участии Тетьяны ФЕДЧЕНКО, заместителя начальника Управления — начальника отдела администрирования налогов, сборов с самозанятых лиц Управления администрирования доходов и сборов с физических лиц Департамента доходов и сборов с физических лиц Государственной фискальной службы Украины. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.

Представление декларации об имущественном положении и доходах новосозданным предпринимателем

Физическое лицо — предприниматель зарегистрировалось во ІІ квартале 2015 г. и в том же квартале подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Должно ли такое лицо представить налоговую декларацию об имущественном положении и доходах за период от даты государственной регистрации до даты регистрации плательщиком единого налога?


Пунктом 177.5 ст. 177 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) установлено, что физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность на общей системе налогообложения, представляют в контролирующий орган налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом Миндоходов Украины от 11.12.2013 г. № 793 «Об утверждении формы налоговой декларации об имущественном положении и доходах и Инструкции о заполнении налоговой декларации об имущественном положении и доходах» по месту своего налогового адреса по результатам календарного года в сроки, установленные для годового отчетного налогового периода, с указанием авансовых платежей по налогу на доходы.

Физические лица — предприниматели, зарегистрированные в течение года, в установленном законом порядке представляют налоговую декларацию по результатам отчетного квартала, в котором начата такая деятельность. Впервые зарегистрированные предприниматели в налоговой декларации также указывают информацию об имущественном положении и доходах по состоянию на дату государственной регистрации предпринимателя.

Подпунктом 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса определено, что налоговые декларации представляются за базовый отчетный (налоговый) период, который равен календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия).

Следовательно, при переходе на упрощенную систему налогообложения новосозданное физическое лицо — предприниматель в квартале, в котором осуществлена процедура государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования, должно представить в контролирующий орган по месту своего налогового адреса в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, налоговую декларацию об имущественном положении и доходах за период от даты государственной регистрации до даты перехода на упрощенную систему налогообложения.

 

Применение РРО в предпринимательской деятельности

Применяют ли ФЛП — плательщики единого налога при осуществлении деятельности РРО?


Согласно п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса РРО не применяются плательщиками единого налога:

  • первой группы;
  • второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 000 000 грн. При превышении в календарном году объема дохода свыше 1 000 000 грн. применение РРО для такого плательщика единого налога обязательно. Применение РРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех следующих налоговых периодах в течение действия регистрации плательщиком единого налога.

 

Уплата авансовых взносов по единому налогу на территории проведения АТО

Применяются ли к ФЛП — плательщикам единого налога, состоящим на учете в Донецкой и Луганской областях, штрафные санкции за несвоевременную уплату авансовых взносов по единому налогу во время проведения антитеррористической операции?


Пунктом 6 ст. 128 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV определено, что субъекты хозяйствования — физические лица обязаны вести учет результатов предпринимательской деятельности согласно требованиям законодательства, своевременно представлять в контролирующие органы декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию), другие необходимые сведения для начисления налогов и других обязательных платежей, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в порядке и размерах, установленных законом.

Статья 67 Конституции Украины обязывает каждого уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Как установлено п. 6.1 ст. 6 Налогового кодекса, налогом является обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, который взимается с налогоплательщиков согласно этому Кодексу.

Так, в соответствии с п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца.

Таким образом, временное освобождение от уплаты налогов субъектами хозяйствования, осуществлявшими деятельность на территории вооруженного противостояния, возможно только путем внесения изменений в действующее законодательство.

Вместе с тем следует отметить, что налогоплательщики, у которых в связи с проведением мероприятий по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины существует вероятность несвоевременной уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) или отсутствует возможность их уплаты, имеют право на получение отсрочки (рассрочки) таких денежных обязательств (налогового долга). Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и документов, подтверждающих эти обстоятельства, приведен в постановлении Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1235.

Кроме того, налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан как безнадежный. Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков утвержден приказом Миндоходов Украины от 10.10.2013 г. № 577.

 

Повышение минимальной зарплаты с 1 сентября 2015 года не повлияет на ставки единого налога

01.09.2015 г. повышен размер минимальной заработной платы с 1218  до 1378 грн. Нужно ли ФЛП — плательщику единого налога второй группы пересчитывать сумму единого налога, уплаченную авансовым взносом до конца текущего отчетного года?


Согласно п. 93.1 ст. 93 Налогового кодекса ставки единого налога для плательщиков первой — второй групп устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (далее — минимальная заработная плата), и третьей группы — в процентах к доходу (процентные ставки).

Так, п. 293.2 этой статьи указано, что фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

  • для первой группы плательщиков единого налога — в пределах до 10% размера минимальной заработной платы;
  • для второй группы плательщиков единого налога — в пределах до 20% размера минимальной заработной платы.

Размеры минимальной заработной платы на 2015 г. утверждены Законом Украины от 28.12.2014 г. № 80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» (на 01.01.2015 г. — 1218 грн., с 01.09.2015 г. — 1378 грн.).

Статьей 295 Налогового кодекса установлено, что плательщики единого налога первой и второй групп уплачивают единый налог в виде авансовых взносов не позднее -20 числа (включительно) текущего месяца, или могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не более чем до конца текущего отчетного года.

Следовательно, плательщикам первой — второй групп единого налога в связи с изменением размера минимальной заработной платы не нужно пересчитывать сумму единого налога, уплаченную авансовым взносом до конца текущего отчетного года, поскольку сумма единого налога по фиксированной ставке, которая подлежит уплате в бюджет, рассчитывается от размера минимальной заработной платы, установленной на -1 января года, и не подлежит изменению в течение отчетного года.

  

Переход с упрощенной системы налогообложения на уплату других налогов и сборов

ФЛП — плательщик единого налога второй группы приняло решение отказаться от упрощенной системы налогообложения и перейти на уплату других налогов и сборов с IV квартала 2015 г. Какие налоговые декларации необходимо представить в этом случае в орган ГФС?


Согласно п. 296.2 ст. 296 Налогового кодекса плательщики единого налога первой и второй групп представляют в контролирующий орган налоговую декларацию плательщика единого налога в срок, установленный для годового налогового (отчетного) периода, в которой отражаются объем полученного дохода, ежемесячные авансовые взносы, определенные п. 295.1 ст. 295 этого Кодекса.

Плательщик единого налога может самостоятельно отказаться от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, определенных Налоговым кодексом, с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов (пп. 298.2.2 п. 298.2 ст. 298 этого Кодекса). Такое заявление подается в контролирующий орган не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года).

Согласно пп. 177.5.2 п. 177.5 ст. 177 Налогового кодекса физические лица — предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общую систему, должны представить налоговую декларацию по результатам отчетного квартала, в котором состоялся переход на общую систему налогообложения с указанием авансовых платежей. Расчет и уплата авансовых платежей осуществляются такими лицами в сроки, определенные пп. 177.5.1 этого пункта, которые наступят в отчетном налоговом году.

В соответствии с п. 46.3 ст. 46 вышеуказанного Кодекса если согласно правилам, определенным этим Кодексом, налоговая отчетность по отдельному налогу составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации. В таком случае годовая налоговая декларация не представляется.

Следовательно, если физическое лицо — предприниматель перешло в IV квартале отчетного года с упрощенной системы налогообложения на общую систему, то оно должно представить в контролирующий орган по месту своего налогового адреса налоговую декларацию об имущественном положении и доходах за отчетный (налоговый) период, равный календарному кварталу (пп. 49.18.2 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса), которая приравнивается к годовой декларации, и налоговую декларацию плательщика единого налога за годовой налоговый (отчетный) период.

  

Предоставление услуг по переводу субъектам хозяйствования — нерезидентам

Физическое лицо планирует заниматься деятельностью по предоставлению услуг субъекта хозяйствования — нерезидентам по переводу документации. Может ли такое лицо избрать упрощенную систему налогообложения?


Физическое лицо, которое будет осуществлять деятельность по предоставлению услуг субъектам хозяйствования — нерезидентам, может избрать упрощенную систему налогообложения и зарегистрироваться плательщиком единого налога третьей группы и облагать налогом полученные от такой деятельности доходы по ставке 2% дохода  при уплате НДС согласно Налоговому кодексу (добровольная регистрация или если общая сумма от осуществления операций по поставке услуг, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 000 000 млн. грн.) или 4% — при включении НДС в состав единого налога.

При этом доходом для физического лица — предпринимателя — плательщика единого налога является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 ст. 292 Налогового кодекса. Полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на правах собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности, в доход не включаются.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления денежных средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приемки-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг) (п. 292.6 ст. 292 Налогового кодекса)

При получении плательщиком единого налога в оплату предоставленных нерезидентам услуг денежных средств в иностранной валюте такие средства являются доходом такого плательщика и подлежат перечислению в гривнях по официальному курсу Нацбанка Украины на дату их поступления на счет согласно п. 292.5 ст. 292 Налогового кодекса.

 

Подача заявления об отказе от упрощенной системы налогообложения

В какой контролирующий орган необходимо подавать заявление физическому лицу — предпринимателю об отказе от упрощенной системы налогообложения и по какой форме?


В соответствии с пп. 298.2.1 п. 298.2 ст. 298 Налогового кодекса для отказа от упрощенной системы налогообложения необходимо подать заявление в контролирующий орган не позднее чем за -10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года).

Формой заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом Минфина Украины от 20.12.2011 г. № 1675 «Об утверждении порядка подачи заявления о применении упрощенной системы налого-обложения», предусмотрен и отказ от упрощенной системы налого-обложения с указанием причин отказа.

 Согласно пп. 298.1.1 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения физическим лицом — предпринимателем подается в контролирующий орган одним из следующих способов:

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • отправляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Налоговым адресом налогоплательщика — физического лица признается место его проживания, по которому оно ставится на учет в качестве плательщика налога в контролирующем органе. Налого-плательщик — физическое лицо может иметь одновременно не более одного налогового адреса (п. 45.1 ст. 45 Налогового кодекса).

Следовательно, заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения физическими лицами — предпринимателями — плательщиками единого налога подается одним из способов, указанных в пп. 298.1.1 п. 298.1 ст. 298 Налогового кодекса, в территориальный орган ГФС по месту налогового адреса налогоплательщика — физического лица.

 

Ограничения по осуществлению отдельных видов деятельности

Имеет ли право плательщик единого налога второй группы предоставлять услуги и вести торговлю с юридическими лицами, применяющими общую систему налогообложения?


Согласно пп. 2 п. 291.4 ст. 291 Налогового кодекса субъекты хозяйствования, самостоятельно избравшие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и находящиеся на второй группе плательщиков единого налога, должны соответствовать совокупности следующих критериев: осуществлять деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, при условии, что в течение календарного года объем дохода у них не превышает -1 500 000 грн. и они не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 10 человек.

Действие этого подпункта не распространяется на физических лиц — предпринимателей, предоставляющих посреднические услуги по куп-ле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005), а также осуществляющих деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщика единого налога.

Общие ограничения относительно возможности осуществления отдельных видов деятельности с целью применения упрощенной системы налогообложения установлены п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса.

Таким образом, плательщик единого налога второй группы может осуществлять оптовую и розничную торговлю при условии соблюдения требований пп. 2 п. 291.4 и п. 291.5 ст. 291 Налогового кодекса. Для предоставления услуг юридическому лицу, не являющемуся плательщиком единого налога, плательщик единого налога второй группы должен перейти на третью группу этого налога с соблюдением условий, определенных пп. 298.1.5 п. 298.1 ст. 298 этого Кодекса.


Подготовила Анна ЧЕРНЫШЕВА, обозреватель «Вестника», при содействии:
Татьяны ФЕДЧЕНКО, заместителя начальника Управления — начальника отдела администрирования налогов, сборов с самозанятых лиц
Управления администрирования доходов и сборов с физических лиц Департамента доходов и сборов с физических лиц
Государственной фискальной службы Украины, и Департамента коммуникаций

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42