Статьи
Тема: Прочее

Конфиденциальная информация

Ее сохранение и защита в процессе информационного сотрудничества между налоговыми органами разных стран предусмотрены многочисленными международными юридическими документами. Подробнее о том, как в глобализованном мире при осуществлении обмена налоговой информацией она хранится, передается и используется, в чем состоят особенности практики и процедур информационной безопасности, как осуществляется контроль за соблюдением правил, а также какие санкции действуют в случае нарушения конфиденциальности, речь идет в публикации заместителя начальника отдела обмена налоговой информацией Управления налогового сотрудничества Департамента международных связей Наталии ГЕРАСИМЕНКО.


Только для налоговых целей

Организация эффективного информационного сотрудничества в условиях углубления глобализации современного мира является одним из приоритетных заданий, стоящих перед правительствами стран — участников мирового сообщества. Ведь от эффективного обмена информацией между налоговыми органами зависит справедливое налогообложение участников международных экономических отношений.

В последнее время в этом направлении было осуществлено много важных шагов. Все формы обмена информацией — по запросу, автоматический, спонтанный — были значительно усовершенствованы благодаря общим усилиям международных организаций, и в частности Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР), и правительств стран мира, осознающих важность такой деятельности. Наряду со стандартными формами налогового информационного сотрудничества особое внимание уделяется автоматическому обмену информацией о финансовых счетах нерезидентов в рамках FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act — закон Соединенных Штатов Америки «О налоговых требованиях к иностранным счетам») и CRS (Common Reporting Standard — общий стандарт отчетности) согласно общепринятым стандартам отчетности, разработанным ОЭСР.

В такой ситуации одним из главных заданий, которое стоит перед правительствами стран мира и, в частности, налоговыми органами, является обеспечение конфиденциальности данных, являющихся предметом обмена. Требования относительно конфиденциальности отражены в действующих двусторонних конвенциях об избежании двойного налогообложения, двусторонних соглашениях об обмене налоговой информацией, многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах Совета Европы/ОЭСР. Этой Конвенцией предусмотрено, что страны должны осуществлять мероприятия или предоставлять информацию в соответствии с их внутригосударственным правом и практикой, учитывая необходимость защиты конфиденциальной информации и принимая во внимание международные документы о защите личной жизни и о потоках персональных данных.

С любой информацией, полученной согласно заключенным договорам, нужно вести себя как с тайной, так же, как с информацией, полученной на условиях секретности, которые действуют на территории юрисдикции, предоставляющей информацию, если такие условия более строгие. Полученная информация в любом случае раскрывается только лицам или органам (в частности, судам и административным или надзорным органам), причастным к оценке, сбору или взысканию налогов, к осуществлению исполнительных мероприятий или уголовного преследования относительно налогов, надлежащих к уплате, или к принятию решений по апелляциям относительно таких налогов. Эта информация может использоваться только лицами или органами, о которых идет речь в заключенном международном договоре, и лишь для налоговых целей.

Конфиденциальность информации о налогоплательщике всегда рассматривается как краеугольный камень при построении налоговых систем. Как налогоплательщики, так и налоговые администрации вправе ожидать, что информация, которой обмениваются, останется конфиденциальной. Для того чтобы быть уверенными в действиях налоговых органов и придерживаться своих законных обязательств, налогоплательщики должны знать, что важная финансовая информация не будет разглашена специально, по неосмотрительности или из-за определенного случая.

Оценивая потенциальные риски

Граждане, предприятия и правительства будут доверять международному обмену информацией, если раскрытие информации, являющейся предметом обмена, происходит лишь согласно тому правовому инструменту, на базе которого осуществляется обмен. Это вопрос как правовой базы, так и наличия систем и процедур, включающих в себя весь спектр процессов для обеспечения практического соблюдения правовой базы, информационной безопасности и целостности в процессе обработки информации. Существуют базовые блоки, имеющие важное значение в обеспечении надлежащих гарантий защиты информации, являющейся предметом обмена:

  • правовая база;
  • менеджмент информационной безопасности: практики и процедуры;
  • контроль за соблюдением и санкции при нарушении конфиденциальности.

Инструменты обмена информацией в общем предусматривают, что информация не должна предоставляться другой юрисдикции, если ее разглашение будет противоречить правовым нормам юрисдикции, предоставляющей информацию. Хотя это редко применяется на практике, определенные юрисдикции могут требовать у своих компетентных органов указать, что предоставленная ими информация не может использоваться или разглашаться в ходе судебного разбирательства, которое может привести к наложению и исполнению смертного приговора или пыток либо других тяжелых нарушений прав человека (например, когда налоговая проверка мотивируется политическими, расовыми или религиозными преследованиями), поскольку это противоречит государственной политике юрисдикции, предоставляющей информацию. В этом случае обеспечение таких требований может включаться в соглашения между определенными компетентными органами.

Обеспечение конфиденциальности информации, полученной в соответствии с примененной правовой базой, чрезвычайно важно. В случае любого нарушения конфиденциальности или невыполнения гарантий (включая дополнительные гарантии при их наличии, указанные компетентным органом, предоставляющим информацию) компетентный орган должен немедленно уведомить другие компетентные органы о таком нарушении или невыполнении, включая любые санкции или меры по исправлению положения. Содержание любого такого сообщения должно соответствовать правилам конфиденциальности и отечественному законодательству юрисдикции, где произошло нарушение или невыполнение. Несоблюдение гарантий конфиденциальности и защиты данных может считаться значительным нарушением договорных условий и быть основанием для немедленного приостановления действия международного договора.

В целях соблюдения обязательств по конфиденциальности и безопасности данных, являющихся предметом обмена, налоговые органы должны оценивать потенциальный риск неавторизованного доступа к информации о налогоплательщиках, размер убытков от неавторизованного использования, разглашения, нарушения, модификации или уничтожения полученной или предоставленной информации о налогоплательщиках, которая была получена в ходе обмена налоговой информацией. Налоговые органы должны надлежащим образом защищать имеющуюся информацию в печатной форме или в цифровых информационных средствах, ограничивать доступ авторизованных пользователей к информации и очищать цифровые средства массовой информации перед утилизацией или повторным использованием, уделять особое внимание пользованию авторизованным программным обеспечением и осведомленности сотрудников о требованиях конфиденциальности. Кроме того, должен осуществляться мониторинг политики соблюдения конфиденциальности и выявления любого неавторизованного доступа и разглашения.

«Горячие линии»

Дата: 1 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42